Конспект урока "Витражи – большие драгоценности"

Разделы: МХК и ИЗО


Я люблю цветные стекла окон...
Иван Бунин

Вид урока: рисование по представлению.

Тип урока: комбинированный.

Цели и задачи:

  • Рассказать о технике витража, научить работать витражными красками.
  • Объяснить методику рисования витражом.
  • Развивать наблюдательность, глазомер, моторику рук.
  • Воспитывать трудолюбие, усидчивость.
  • Прививать любовь к искусству.

Предполагаемый результат: Нарисовать рисунки витражом и оформить выставку работ.

Ход урока Примечание
I. Организационный момент.
II. Вступительная беседа
Скажите, пожалуйста, что такое ДПИ?
+ДПИ – искусство изготовления и украшения предметов.
– Какие виды ДПИ можете назвать?
+ аппликация, вышивка, вязание, выжигание…
– Какие виды росписей знаете?
+Хохлома, гжель, жостово, дымка, пермогорская…
– Одной из очень интересных техник рисования является витраж.
Выставка поделок ДПИ
III. Объяснение новой темы
А что такое витраж?
– К какому виду изобразительному искусству относится витраж?
+…
+В современном строительстве витражами называют большие поверхности остекления зданий. Иное дело – художественный витраж, старинная разновидность монументального искусства (наряду с фреской и мозаикой), - картины из цветного стекла, пропускающего свет. Их вставляют в оконные проемы, превращают в подсвеченные декоративные панно, монтируют в дверные полотна, решетки. итражами украшают световые фонари потолков, створки ширм, столешницы, а еще абажуры ламп, ведь цветное стекло оживает только тогда, когда его пронизывает свет.
Витраж как предмет искусства уникален, дорог и долговечен. Как долговечно и его стекло. Если вы очаровались гипнотической красотой витражей и вознамерились заказать их для своего дома, советуем узнать хотя бы некоторые подробности их изготовления. Эти сведения помогут вам почувствовать специфику творческого труда витражиста и к тому же узнать составляющие ценообразования. А взаимопонимание между заказчиком и художником приблизит конечный успех всего предприятия.
Современные художники-витражисты, отечественные и зарубежные, создают произведения высокого художественного уровня во всех возможных техниках обработки стекла. Рынок витражей достаточно широк. Только в Москве можно найти более двадцати, в Санкт-Петербурге - около пятнадцати мастерских и фирм, предлагающих эту продукцию. Однако нужно учесть, что многие мастера, умело работающие в техниках витража, но при этом не являющиеся профессиональными художниками, создают лишь ремесленные изделия. В этом случае тот факт, что витраж должен состояться как произведение искусства, явно недооценивается. При сравнении высоких образцов витражного искусства (отечественных и иностранных, исторических и современных) с множеством вновь создаваемых "опусов" бросается в глаза художественное несовершенство последних. Как правило, обнаруживаются непрофессионально сделанный рисунок, примитивность цветового строя, плохая композиция, непродуманность связи изделия с интерьером, для которого оно предназначено. Все это объясняется отсутствием у мастера художественного образования, интуиции и таланта. Труд, технические навыки и немалые деньги, затраченные на создание такого, с позволения сказать, витража (при всем технически грамотном его исполнении) оказываются истраченными не просто зря, но и во вред красоте.
И напротив, витраж, выполненный на высоком художественном уровне, не стыдно передать правнукам. Бесценные витражи прошлого, дошедшие до наших дней, остаются не только предметом любования и восхищения, но и школой для современных талантов. Причем секреты, накопленные тем или иным мастером за всю творческую жизнь, вместе с теми, что он узнал от своего учителя, передаются лишь избранным ученикам, преемникам, детям. Заказывая витраж, обсуждая с художником его подробности, помните, что между эскизом, картоном и конечным результатом всегда есть существенное зрительное различие. Даже самый подробный и точный цветной эскиз лишь в самых общих чертах обозначает замысел произведения - сюжет, композицию, стилистику, масштабность, общий колорит, линейный рисунок контуров. Но передать итоговый эффект эскиз не может и не должен. Лишь автор-профессионал в силах предугадать впечатление, которое произведет завершенный витраж, смонтированный на предназначаемом для него месте.
Художественная роспись по стеклу — популярный вид прикладного искусства. Вы сможете преобразить свой дом, потратив совсем немного времени и материалов: разнообразие имеющихся в продаже специальных красок делает это занятие доступным каждому.
В работе можно использовать недорогие стеклянные изделия, купленные в магазине. Но прежде оглядитесь вокруг — вы удивитесь, как много подходящих предметов есть в вашем доме. Старую винную бутылку легко превратить в подсвечник, а банки из-под варенья в разноцветные вазы. Дайте волю воображению и получите удовольствие, создавая уникальные аксессуары и необычные подарки для ваших друзей: они оценят их по достоинству, а вы будете удивляться оригинальностью своих изделий. Художественной росписью можно украсить большинство стеклянных и пластиковых поверхностей. И я гарантирую: как только вы войдете во вкус, в вашем доме не останется скучных и однообразных предметов.
Ответы детей
– В настоящее время в магазинах большое разнообразие витражных красок (красок по стеклу). Мы будем использовать такие краски (показываю). Для своего дома вы сможете расписать стаканы, графины, зеркала, нарисовать картины, оформить рамки для фотографий, сделать множество подарочных изделий для своих родных и друзей. Некоторые из работ учащихся я представляю сегодня на этой выставке. Показываю краски витражные

Выставка работ
IV. Педагогический рисунок
На самом деле витраж – это рисунок из цветного стекла.
Сегодня мы заменим цветное стекло на витражные краски. Рисовать мы можем на стаканах, банках и стекло в рамке заменяем на более современный материал –на пластик.
– Сегодня на уроке наша задача выполнить ваши работы в цвете
– Прежде чем рисовать витражными красками, что необходимо сделать в первую очередь?
 

1. Выполняем эскиз
2. Подкладываем готовый рисунок (эскиз) под стекло или пластик и обводим контуром . Ждем когда подсохнет контур
3. Начинаем рисовать красками.
Краска витражная жидкая, рисовать ей можно как кистью так и без нее. Краску наливаем на палитру и добавляем воду, только в водо растворимый витраж. Бывают краски на органической основе. Их разводить водой нельзя.
После того как завершили работать над основным рисунком, приступаем к фону. Фоном к нашей работе может послужить ткань, простая бумага, а также можем залить его цветом.
Объясняю как работать витражом


Показ на доске
V. Практическая работа
Приготовьте все необходимое для работы.
Ваша задача выполнить в цвете поздравительную работу, которую вы могли бы подарить своим знакомым, родственникам, друзьям.
Приступаем к работе.
 
VI. Анализ и просмотр работ
В чем достоинство этой работы?
+ Компоновка, цветовое решение…
– Над чем необходимо поработать?
+…
 
VII. Оценивание. Итог урока
Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке?
– Что такое витраж?
 

Список литературы:

  1. К истории искусства витража в России (произведения мастерской В.Д.Сверчкова). / Петербургские чтения. Петербург и Россия. Материалы конференции 13-15 апреля 1994. С.20-22.
  2. Деятельность братьев Франк и производство витражей в С.-Петербурге. / Петербургские чтения - 96. Материалы энциклопедической библиотеки "Санкт-Петербург - 2003". СПб., 1996. С. 145- 47.
  3. Витражи Аничкова дворца. / Аничков дворец - памятник российской истории. Материалы конференции. СПб., 1997.
  4. Витражи Императорского Стеклянного завода XIX века./ Петербургские чтения - 97. Материалы энциклопедической библиотеки "Санкт-Петербург - 2003". СПб., 1997. С.422-424.

Приложение.