Конспект урока "Описательная статистика: показатели среднего и разброса данных"

Разделы: Математика, Информатика


Предмет: Теория вероятностей и статистика (в курсе алгебры), информатика.

Класс: 7 класс.

Методическая информация

Тип урока: Интегрированный урок, урок объяснения нового материала.

Цели урока: 

  • Общие: Создание условий для осмысления и усвоения новой информации, применения ее в знакомой и новой учебной ситуациях, проверка уровня усвоения системы знаний и умений. Создать на уроке ситуацию успеха.
  • Теория вероятностей и статистика: Объяснить новые понятия описательной статистики, научить производить вычисления, сравнение, подбор наилучшей характеристики.
  • Информатика и ИКТ: Закрепить навыки работы в программе Microsoft Excel по использованию встроенных функций.

Задачи урока:

Обучающие:

  • Организовать работу таким образом, чтобы вовлечь учащихся в активный познавательный процесс через организацию групповой работы, применения мультимедиа компонентов и реализацию межпредметных связей для достижения результата.
  • Ввести понятия мода, максимальное и минимальное значения, размах, отклонение, дисперсия, пояснить их значение.
  • Научить сравнивать различные характеристики среднего числового набора.
  • Помочь учащимся обобщить имеющиеся знания, научить их применять в новой ситуации.
  • Проверить первичные знания и умения учащихся выполнять вычисления в программе MS Excel.

Развивающие:

  • Постановка цели урока, разработка основных этапов реализации задачи способствуют развитию у учащихся мышления.
  • Обобщение знаний и применение их в конкретной ситуации способствуют развитию у ребят навыков анализа и синтеза.
  • Способствовать развитию самостоятельности, воображения, логического и образного мышления.

Воспитательные:

  • Способствовать формированию у учащихся чувства коллективизма, ответственности за общее дело в ходе групповой работы.
  • Способствовать развитию умения принимать самостоятельные решения, отвечать за свой выбор.

Знания:

  • Понятия мода, размах, отклонение, дисперсия, их особенности применения, способы вычисления. Знание основных встроенных функций табличного процессора.

Умения:

  • Анализировать, сравнивать, выделять главное, делать выводы в ходе работы с предоставленной информацией;
  • организовывать деятельность группы для изучения, объяснения, контроля материала.

Навыки:

  • Самостоятельной исследовательской работы, работы по тестовой методике, коммуникативности в ролевом взаимодействии, сборе и обмене информацией;
  • мыслительной деятельности при работе с источниками информации, выборе способов презентации результатов работы группы, презентационных навыков работы, самоанализа и рефлексии.

Необходимое оборудование и материалы:

Оборудование:

  • мультимедиа-проектор (проекционное устройство);
  • персональный компьютер (ноутбук).

Программное обеспечение урока:

  • Программа Microsoft Power Point;
  • Программа Microsoft Excel;
  • Браузер и подключение к локальной сети или Интернет.

Методическое обеспечение урока:

  • Файл Excel для повторения изученного ранее и вводного слова учителя перед объяснением нового материала. <Приложение 1>
  • Компьютерная презентация по темам «Мода», «Размах», «Отклонения», «Дисперсия». Презентации по темам могут быть выполнены учителем или подготовленными учащимися в качестве краткосрочного проекта. <Приложени е2>
  • Карточки с пустыми ячейками для проверки теоретических знаний.
  • Карточки оценки работы на уроке.
  • Файл с практическими заданиями и первичным контролем уровня усвоения новых знаний. <Приложение 3>

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности (1 минута)

Ребята, начнём наше занятие с Блиц опроса

Нужно закончить 10 предложений и определить ключевое слово.

(Слайд 2 – Кроссворд) (Файл <Приложение2>)

II. Актуализация теоретических знаний (3 минуты)

Учитель: Итак, мы с Вами изучаем описательную статистику. Какие средние характеристики ряда данных Вам известны?

(Среднее арифметическое, медиана)

Учитель: Это самые известные средние, с которыми мы познакомились на прошлых уроках, изучили их свойства, научились их вычислять и сравнивать.

Давайте вспомним, что мы знаем об этих характеристиках среднего. Посмотрите на экран. Перед Вами оценки вымышленного ученика, для которых найдено среднее арифметическое и медиана (Файл <Приложение1>)

Что показывает среднее арифметическое оценок? А медиана?

Учащиеся по диаграмме описывают свойства средних, а учитель меняет исходные данные, нажимая F9.

Посмотрите на вычисленные значения и ответьте на вопрос: Какое из средних лучше характеризует данный набор чисел?

О чем свидетельствует совпадение этих значений или их небольшое расхождение?

III. Мотивация учащихся к изучению нового материала (2 минуты)

Учитель: Как вы думаете, всегда ли для выявления некоторых тенденций достаточно этих характеристик?

Например, в торговле для того, чтобы определить какие размеры обуви нужно заказывать больше, а какие меньше, используют другое среднее: МОДА.

Сегодня мы познакомимся с этой характеристикой, а так же с характеристиками разброса данных. (Учитель отодвигает белый прямоугольник, показывая названия новых величин.) 

Учитель: Прошу Вас разделиться на 3 равночисленные группы. Каждой группе я раздам по 2 слайда с новой информацией и задачи. Внутри группы Вы должны определить кто из Вас будет объяснять материал по слайдам, кто рассказывать задачи, а кто проверять решения в тетради.

За 5 минут Вы изучаете материал, а затем по очереди его представляете. Во время разбора задач учащиеся других групп записывают решения в тетрадь. После выступления группы, остальные учащиеся выставляют оценки за объяснение, разбор задачи, проверку.

IV. Изучение нового материала и первичное закрепление материала (20 минут)

Учащиеся работают в группах 5 минут. Затем каждая группа по очереди выступает и разбирает решение задач.

В результате задействованы практически все учащиеся:

Презентация (3-6 чел) (Файл <Приложение2>)

Задачи (3 чел)

Проверка (3 чел) – проверяют правильность выполнения заданий и объясняют, если ученик ошибся.

Учитель выступает в роли тьютора.

На выступление каждой группы (команды) отводится не более 5 минут.

Если уровень подготовки учащихся низкий и они не успевают, то выступление последней группы можно перенести на следующий урок.

V. Проверка первичных навыков усвоения нового материала, практическая работа на компьютере (15 минут)

Учитель: Скажите, а какой табличный процессор самый известный, распространенный? (MS Excel). А знаете ли Вы, чтио кроме него сущеествует множество аналогичных программ? Попробуйте отгадать как назывался самый первый табличный процессор, выполнив практическую работу в MS Excel на вычисление показателей среднего и разброса данных с помощью встроенных функций. (Файл <Приложение3>)

Учащиеся уже умеют открывать файлы в программе, вводить формулы, знают типы ссылок, встроенные функции СУММ(), СРЗНАЧ(), МЕДИАНА().

Учащиеся выполняют работу по введению встроенных функций, при правильном выполнении автоматически открываются буквы названия (VISICALC).

При этом учащиеся отвечают на вопрос – чему равна сумма отклонений от среднего арифметического?

Каждый ученик получает число 0!. Тем самым экспериментальным путем учащиеся открывают свойство отклонений!

Затем учащиеся переходят на Лист «Упражнение» и выбирают ответы из списка. На третьем листе автоматически выставляется оценка за практическую работу и упражнение.

VI. Рефлексия деятельности (3 минуты)

Учитель: Давайте подведем итоги урока.

– Какие новые характеристики Вы изучили?

– От чего зависит выбор того или иного показателя?

– Приведите примеры использования каждого показателя для характеристики набора данных.

– Каково основное свойство отклонений от среднего?

– Что показывает дисперсия набора чисел?

В оценочном листе заполните анкету по итогам урока. Оценочные листы сдаются, карточки возьмите домой для подготовки домашнего задания <Приложение 4>

VII. Домашнее задание (1 минута)

Учитель: Ребята, мы сегодня хорошо поработали, и, я надеюсь, у вас не возникнет трудностей при выполнении домашнего задания. Дома вам нужно прочитать п. 12-14 (стр 54-58) и выполнить №1,2 стр 60.

В помощь учителю

Использованные источники и литература (если имеются)      

  1. Учебник «Теория вероятностей и статистика» Ю.Н. Тюрин. М.: Московские учебники, 2008.
  2. Методическое пособие: Ю.Н. Тюрин, А.А. Макаров, И.Р. Высоцкий, И.В. Ященко, Теория вероятностей и статистика. Методическое пособие для учителя. – М.: Московские учебники, 2004.

Выполнение вычислений на большом массиве данных с вводом сложных функций затруднительно без использования средств табличного процессора. Безкомпьютерный вариант не позволяет учащимся производить быстрые подсчеты, акцентировать внимание на смысловом содержании материала. Презентации в данном случает позволяют учащимся представить материал в легкой форме, с иллюстрациями, схемами, чего нет в учебнике. При повторении материала учитель проводит сразу несколько экспериментов, изменяя автоматически данные задачи. А так же изучить сразу несколько характеристик на одном уроке.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим:

При переходе к следующим урокам, на которых будут расширяться представления учащихся о показателях среднего и разброса данных, необходимо учитывать знания учащихся о данных величинах, уделить внимание решению задач на малом массиве данных в тетради, выполнению преобразований в электронных приложениях и дать возможность учащимся проверить новые показатели среди встроенных статистических функций при проведении компьютерных экспериментов.