Изучение учебной дисциплины дает всесторонние знания, умения, навыки в области декоративно - прикладного искусства студентам, будущим руководителям изобразительной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях разного типа, школах искусств, студиях, знакомит студентов с приемами и способами выполнения разных видов декоративных работ с учетом современных эстетических требований.
Пути эстетического и нравственного воспитания с помощью декоративно— прикладного искусства разнообразны/Приобщение студентов к прикладному искусству, как и к народному искусству вообще, важно по следующим причинам: народное искусство - своеобразный стимулятор творчества, произведения народного и прикладного искусства способствуют развитию и формированию художественного вкуса, эстетического идеала и творческих начал в личности.
: Декоративно - прикладное художественное искусство дает возможность передать свои впечатления с помощью таких обыденных вещей, как карандаш, кисти, краски, бумага и других материалов. Этот процесс вызывает чувство радости, осознание собственных творческих способностей.
Знакомясь с декоративно - прикладным искусством студенты раскрывают, осознают значение народного искусства как мощного средства эстетического, трудового, нравственного воспитания. Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать людям любовь к родному краю, учат видеть и любить природу, ценить традиции родных мест. Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета, полученное студентами в процессе декоративной работы, находят затем применение в различных работах на занятиях по росписи, создании декоративной композиции. Преобразующая деятельность прикладного искусства широка, она охватывает самые разнообразные предметы и материалы. Основным композиционным началом украшения этих, предметов служит орнамент, а также следующие активные элементы декоративной композиции: цвет, сюжет (тема), плоскостное или объемное пластическое решение.
Для постижения композиционных закономерностей обязательно восприятие образа художественной вещи или пространственно - объемной композиции в целом. На данную тему отводится 24 часа.
№ | Наименование разделов | Количество аудиторных часов | |||
Всего | В том числе | ||||
Теория | Практика | Самост. работа | |||
3 | Орнамент. Искусство орнамента. Виды, структура, стили в орнаменте. | 24 | 2 | 14 | |
8 |
Студенты работают над орнаментом по определенным темам.
Это:
- История возникновения и развитие орнамента. Значение орнамента.
- Символика в орнаменте. Виды и структура, орнамента. Стили в орнаментальном искусстве. Многообразие и единство орнаментальных мотивов. Основные законы композиционного построения орнаментальных мотивов. Целостность, соподчиненность, соразмерность, равновесие, единство. Ритм, движение, статика. Симметрия и асимметрия в орнаменте. Масштабность. Раппорт. Мотив. Орнаментальная тема. Принципы построения орнаментов. Композиция орнаментов в полосе, замкнутой форме, сетчатый орнамент. Смешанный, комбинированный орнамент.
Студенты выполняют по каждой теме практическую работу.
Орнамент.
Орнамент, ветвь искусства, которая менее всего способна следовать жестким правилам. Потому что в данной области, как в никакой другой, инстинкту, воображению и даже капризу художника открываются самые широкие перспективы.
Но конечно, все сказанное не означает, что, произведения орнаменталистов совершенно свободны от неких принципов, неких высших законов, которым должна соответствовать каждая художественная концепция. Орнаментальная композиция может быть подлинно прекрасной только тогда, когда она рождает в зрителе чувство покоя и удовлетворения, вызванное совершенной уравновешенностью всех составляющих элементов. Законы гармонии и пропорций, равновесия и симметрии, подчиненности деталей целому, разнообразия в этом едином целом — все эти эстетические законы управляют искусством орнамента, как и всяким другим.
Орнамент занимает важное, пусть и не первостепенное, место в шкале художеств. И если утверждают, что воздействие этого вида искусства менее значительно, забывая, как оно поднимает настроение и пробуждает самые глубокие чувства, то остается все же несомненным: орнамент отвечает насущной потребности нашей натуры — видеть красивое вокруг. Добавляя что-то ради завершенности к другим художественным произведениям или украшая и облагораживая предметы повседневной жизни, орнамент играет роль естественного звена между искусством и производством. Таким образом, он является одной из самых необходимых в человеческой деятельности и гибких форм творчества.
Орнамент, особенно цветной, воздействует с гораздо большей свободой в своей, пусть и более скромной, области. И для достижения его конечной цели, а именно — той гармонии и тех пропорций, которые рождают чувство прекрасного, есть много путей. Будучи способным воспринимать художественные средства, присущие другим видам творчества, например, обобщенность форм и приемы повтора элементов архитектуры, рельефность скульптуры, очарование сюжетов и чудесные краски живописи, искусство орнамента может использовать все эта возможности, не покидая собственной сферы. Потому что сфера эта поистине обширна. Она охватывает пространство от простейших геометрических фигур — квадрата, ромба или треугольника (повторение которых или соединение в контрапункте бывает достаточным для интересной композиции) — до искусных, запутанных узоров, причудливых арабесок, изобретательных комбинаций линий, цветов, зверей и даже человеческих фигур. Орнаменталист - властелин фантастического, восхитительного мира. Он далек от обычного жизненного уклада и привержен только и исключительно своему воображению. Но как эта чарующая свобода была бы иллюзорна, если бы самые своевольные капризы не управлялись безукоризненным вкусом и тщательным отбором для нужного эффекта, который, независимо от использованных средств, должен заключаться в гармоническом единстве форм и красок!
Активизировать творческий потенциал студентов через использование в работе ИКТ (презентации, электронные словари, каталоги, интерактивные плакаты, flash анимации, образовательные и интернет-ресурсы и т.д.).
Цели:
- Формирование представлений студентов о духовных истоках народов их особенностях.
- Активизация творческой деятельности, формирование универсальных компетентностей.
- Содействие активному внедрению и использованию информационных технологий в образовательном процессе.
Задачи:
- знакомить с историей возникновения и развития орнамента, стилями, спецификой языка произведений декоративно - прикладного искусства, с основными законами, принципами композиционного построения орнаментов;
- формированию знаний учащихся посредством изучения формировать
умения находить отличия различных орнаментов; - формировать умения овладевать основными принципами композиционного построения орнамента, выполнять орнаменты разных видов, разной структуры, использовать символику орнамента как средство художественной выразительности;
- целенаправленно и последовательно работать над созданием и выполнением орнаментальной композицией;
- различать традиционные схемы построения орнамента;
- актуализировать интеллектуальные и творческие способности студентов;
- формировать эмоционально-ценностное отношение студентов к
действительности через творческие задания.
Презентация содержит 67 слайдов и представляет собой совокупность текстового и иллюстративного материала. Компьютерная презентация PowerPoint базируется на отборе, подготовке и структурировании материала. В ходе создания презентации использованы следующие материалы:
- Интернет - ресурсы.
- Величко Н. Роспись: Техники. Приемы. Изделия. - М: ACT - ПРЕСС, 1999.
- Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. - СПб.: Искусство, 1995.
- Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. -М.:Пр., 1981.
- Костерин В.П. Учебное рисование. - М.: Пр., 1976.
- Лебедева Е.В., Черных P.M. Искусство художника - оформителя.- М.: Пр., 1981.
- Миловский А.С. Скачи добрый единорог. - М.: Пр., 1982.
- Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна.- М.: Пр., 1994.
- Основы художественного ремесла / В.А.Барадулин. - М.: Пр., 1986.
- Селивон В.А. Когда ребенок рисует. - М.: Пр., 1980.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. - М.: Изд. центр «Академия», 1999.
- Жигалова С.К. Русская народная живопись. - М.: Пр., 1984.
- Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.методическое пособие/ под ред. Т.Я. Шпикаловой, Т.А. Поровской. - М: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2000.
- Шорохов Е.В. Композиция. -М.: Пр., 1986.
Словарь и др. приложения у автора.