Возраст обучающихся – 5-11 класс
Срок реализации – 3 года
Пояснительная записка
Специальная секция по созданию и редактированию компьютерной графики, а также использованию ПО в прикладных жизненных задачах для обработки различных фотографий, входит в программу Компьютерного клуба.
Данный курс посвящен, бесспорно, самым знаменитым из программных продуктов Adobe — Adobe Photoshop и Adobe Illustrator.
При современном развитии цифровой фотосъемки и компьютерной обработки фотоизображений, Adobe Photoshop и Adobe Illustrator представляют собой незаменимый комплекс мощных средств и инструментов для обработки растровых и векторных изображений. Используя возможности программы, можно восстановить старые изображения и изменить вновь созданные, воплотив Ваши мечты в реальность. От создания дружеских шаржей до профессиональной рекламы - широкий спектр возможностей обеспечивает уверенность в том, что эти программы – удачный выбор и незаменимые попутчики творческих идей.
Цели: способствовать развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов, способствовать развитию у учащихся интереса к информационным технологиям, повышению компетентности учащихся в вопросе создания компьютерной графики, способствовать формированию интереса к профессиям связанным с компьютерной графикой, дизайном, способствовать ознакомлению учащихся с основными типами изображений, способам их обработки, формирование интереса к информационно - технологическому направлению профиля путем ознакомления с особенностями создания компьютерной графики.
Задачи:
- создать условия для развития познавательной активности в области информационных компьютерных технологий с помощью программ создания и обработки графических объектов;
- содействовать ознакомлению с новыми информационными технологиями по созданию компьютерных изображений;
- создание условий для формирования у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции в области компьютерной графики;
- подготовить к осознанному выбору профиля, уточнить готовность и способность учащихся осваивать выбранное направление на повышенном уровне.
Формы проведения занятий
- Мини-лекции и семинары с элементами дискуссии.
- Создание эвристических ситуаций.
- Практическая работа за компьютером.
- Проектная работа.
- Фестиваль проектов, конкурс идей.
Планируемые результаты обучения
В результате изучения курса учащиеся смогут эффективно использовать большинство возможностей для обработки растровой и векторной графики, а в частности будут иметь уверенные знания в следующих областях:
- характеристика растровых и векторных изображений;
- служебные наборы: многообразие кистей, форм;
- возможности рисования;
- использование инструментов выделения;
- работа со слоями;
- группировка слоев;
- выделение объектов в слоях, проверка качества;
- применение фильтров; smart (умные) фильтры – возможности;
- работа с текстом;
- использование режимов наложения в инструментах, командах, слоях;
- раскрашивание черно-белых фотографий;
- слоевые эффекты;
- маска отсечения;
- слой-маска;
- техника создания коллажей, монтажей;
- инструменты и алгоритмы ретуши;
- создание и изменение кривых;
- пересчет изображений, обрезка по формату.
При оценке знаний учащихся используются такие формы, как беседы, тесты, творческие задания, проектная деятельность.
Настоящий блок рассчитан на три года (5-11 классы средней школы).
Учебно-тематический план
Первый год обучения
№ | Название темы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Особенности растровой графики. | 2 | 4 | 6 |
2 | Инструменты рисования. | 2 | 4 | 6 |
3 | Работа со слоями. | 3 | 5 | 8 |
4 | Инструменты выделения и работа с ними. | 2 | 5 | 7 |
5 | Команды трансформации. | 2 | 5 | 7 |
6 | Режимы наложения. | 3 | 5 | 8 |
7 | Работа с текстом. Стили. | 3 | 5 | 8 |
8 | Маскирование. | 3 | 5 | 8 |
9 | Smart (умные) объекты и фильтры. | 2 | 5 | 7 |
10 | Изменение размеров изображения. | 2 | 5 | 7 |
Итого: | 24 | 48 | 72 |
Второй год обучения
№ | Название темы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Векторная и растровая графика. | 2 | 2 | 4 |
2 | Работа с векторными объектами. | 3 | 4 | 7 |
3 | Создание и обработка контуров. | 2 | 6 | 8 |
4 | Создание и обработка кривых. | 2 | 5 | 7 |
5 | Работа с текстом. | 2 | 5 | 7 |
6 | Декоративные виды текста. | 3 | 4 | 7 |
7 | Обмен данными с другими приложениями; импорт и экспорт. | 3 | 5 | 8 |
8 | Атрибуты внешнего вида объектов. | 3 | 5 | 8 |
9 | Декоративные элементы оформления. | 2 | 5 | 7 |
10 | Итоговая практическая работа на свободную тему. | 2 | 7 | 9 |
Итого: | 24 | 48 | 72 |
Третий год обучения
№ | Название темы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Введение. | 2 | 4 | 6 |
2 | Логические операции с контурами. | 2 | 4 | 6 |
3 | Векторные формы. | 3 | 5 | 8 |
4 | Стили, как основа оформления. | 2 | 5 | 7 |
5 | Каналы - сохранение служебной информации. | 2 | 5 | 7 |
6 | Слой-маски. | 3 | 5 | 8 |
7 | Тоновая и цветовая коррекция. | 3 | 5 | 8 |
8 | Техника ретуширования. | 3 | 5 | 8 |
9 | Текстуры, узоры. | 2 | 5 | 7 |
10 | Подведение итогов. | 2 | 5 | 7 |
Итого: | 24 | 48 | 72 |
Методическое обеспечение
Приёмы и методы учебного процесса основаны на заинтересованности учащихся выбранными ими темами. В учебном процессе используются методические разработки, опубликованные на сайте wiki.156.ru в форме википедии. Специальная энциклопедия создается преподавателями и учащимися совместно в процессе обучения.
Техническое оснащение процесса обучения связано с созданием условий для полноценных компьютерных экспериментов и проектов. Занятия группы проходят в компьютерном классе, оснащённом современными компьютерами и периферийной техникой. Желательно наличие домашних компьютеров у учащихся.
Форма подведения итогов – выступление обучающихся на отчётных конференциях, показах проектных работ, конкурсах различного уровня.
По окончании каждого года обучения учащиеся готовят небольшой проект, а по окончании трёхгодичного обучения – проектную работу с описанием, инструкцией по применению работы. В результате успешной зашиты проектной работы и на основании постановления Совета клуба учащимся присваивается звание Мастера клуба секции «Компьютерная графика», о чём выдаётся соответствующее свидетельство, а так же свидетельство об окончании курса по данной программе. Это даёт выпускникам право курировать работу учащихся данной секции.
Список литературы
- Костюкова Н.И. Введение в компьютерную графику. Методические рекомендации: Метод. Пособие. - Новосибирск: Сиб. Университетское изд-во, 2003.
- Мураховский В.И. Компьютерная графика / Под ред. С.В.Симоновича. - М.: АСТ-Пресс, 2002.
- Петров М.Н., Молочков В.П.. Компьютерная графика. - Изд-во "Питер", 2004.
- Пономаренко С.И. Пиксел и вектор. Принципы цифровой графики. – СПб.: БХВ-Петербург, 2002.
- Порев В.. Компьютерная графика. - СПб.: БХВ-Петербург, 2002.
- Сайт видеоуроков http://photoshop-master.ru