Цели урока:
- познакомить с тем, как возникли имена, фамилии;
- продолжить формирование уважительного отношения к старшим;
- показать учащимся, что они являются членами общества, коллектива, семьи.
Оборудование: Презентация, ромашка с именами, ребусы, учебник «Окружающий мир», рабочая тетрадь.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Вспомнить о чем мы говорили с вами на прошлом уроке нам поможет ребус. Разгадав его, мы узнаем. («Семья»)
Правильно. Мы говорили о доме, о семье. Плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться своими горестями, радостями. Человек не может жить на этом свете без общения с другими людьми, но самые близкие для нас – это наши родные, наша семья, наш дом. Наш урок я хотела бы начать такими строчками из песни о доме:
Что такое дом?
Дом – это там, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь,
Дом – это там, где вас поймут,
Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом – это твой дом.
– Какой дом у вас, какая семья? Вот это сейчас мы узнаем из ваших рассказов. (Ответы учащихся. Рассказывают о своей семье)
– Ребята, а может кто-нибудь сочинил стихотворение о своей семье (Если есть-читают)
– А теперь покажите ваши рисунки о вашей семье. (показывают)
III. Сообщение темы урока.
– Вы рассказали о своей семье, о своем доме. Сегодня мы продолжим тему «Моя семья» и узнаем какие же имена любят в ваших семьях. И тема нашего урока звучит так: «Какие на свете есть имена».
IV. Работа по теме урока.
Сценка.
(Появляется мальчик)
Учитель: – Здравствуй, ты кто такой, как тебя зовут?
Мальчик: – Зовут Зовуткой, а величают «Уткой»
Учитель: – Это что за имя такое – Зовутка? Ребята, давайте нашему гостю дадим настоящее имя и сделаем это так, как делали все родители на Руси в давние времена. А имена раньше предлагал священник. У него была специальная книга имен святых (святцы). Вот и я посмотрела такую книгу, и сегодня 26 ноября – это день святого Иоанна – одного из проповедников в пустыне, а в наше время – Ивана.
И мы поздравляем тебя с таким замечательным именем Иван, если хочешь знать, какие на свете есть имена, то оставайся в нашем классе и ты узнаешь много интересного об истории имен и фамилий.
Ведущие:
1. Имена, как и все на свете, имеют свою историю. Они возникают, изменяются, исчезает. История русских имен тесно связана с историей народа и его языка.
Древние русские имена были характеристиками людей. Имена давались человеку как примета, по которой можно выделить его из семьи.
Имена давались человеку по внешности: Мал, Бел, Некраса, Милава.
По черте характера: Добро, Молчан, Умник, Досада.
По месту в семье: Первый, Второй, Ждан, Досада.
По профессии: Кожемяка, Селянин.
2. Кто-то может не поверить в их подлинность, скажет что это клички, прозвища. Но это действительно имена наших предков. А в древние времена никакой разницы между именем и прозвищем не было.
Имена, которые есть у нас на Руси, были взяты из языков других народов (восточных и европейских), но в большинстве своем новые имена были словами древнегреческого языка. Как же трудно выбрать родителям нам имя.
3. Чтение стихотворений учащимися.
Удружить хотела мать
Дочке белокурой,
Вот и вздумала назвать
Дочку Диктатурой.
Хоть семья ее звала
Сокращенно Дита,
На родителей была
Девочка сердита.
Для другой искал отец
Имя похитрее
И назвал он наконец
Дочь свою Идея.
Звали мама и сестра
Девочку Идейка,
А ребята со двора
Стали звать Индейкой.
А один оригинал
Начинен газетой
Сына Спутником назвал,
Дочь назвал Ракетой.
Пусть поймут отец и мать,
Что с прозваньем этим
Век придется вековать
Злополучным детям.
Учитель:
– Есть ли такие странные имена в нашем классе?
– Ребята, вы представляете, как волновались ваши мамы и папы, когда выбирали вам имена. Родители вложили в них свою любовь и большие надежды.
– Посмотрите на плакат. Здесь записаны имена учеников нашего класса. Какие разные и красивые в нашем классе имена. Имена, с которыми вы обычно обращаетесь друг к другу, являются неполными, сокращенными. А знаете ли вы свое полное имя, и что оно обозначает? (Дети рассказывают про свое имя)
– Я сейчас прочитаю стихотворение, а вы ответьте «Сколько девочек захотели пряник?»
Мария – любимая
Марьюшка, Марусенька
Машенька и Манечка
Захотели сладенького
Сахарного пряничка.
– Сколько девочек захотели пряник?
Учитель: – А сейчас мы при помощи волшебной машины станем маленькими. Сколько вам сейчас лет? (8) А стало на 5 лет меньше. Сколько лет стало? (3) В 3 года мамы и папы любят вас называть ласковыми именами. И сейчас мы узнаем, каким ласковым именем называли вас.
(Спрашиваю детей, они отвечают)
Физминутка. (музыкальная)
Учащиеся:
В 1 классе восемь Тань,
Это прямо наказанье,
Ведь у них, куда ни глянь,
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: «Таня, встань!»
Встанут сразу восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках.
Учитель:
– Как же можно различить этих девочек?
– А в нашем классе есть тезки, которых тоже можно различить по фамилиям?
– Значит каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят члены его семьи. Но как же выбирали себе фамилию? Оказывается, было время, когда русские обзаводились фамилиями по характеру, наружности, роду занятий. Теперь ходят по улицам Стрельцовы, Солдатовы, Пушкаревы. Судя по фамилиям, их прадеды умели постоять за родную землю.
– О чем же говорят эти фамилии?
– А как же прадеды Добряковых? Может они врага хлебом – солью потчевали?
Или прадеды Смирновых? Что же они за печкой смирно сидели?
В том и счастье нашей земли, что когда враг шел на нее с мечом Добряковы становились суровыми, а Смирновы – грозными. Наши фамилии могут многое рассказать о наших предках. Они пахали землю, ловили рыбу, собирали мед диких пчел
– Человек, который собирал мед, назывался бортник. Отсюда и пошла фамилия Бортников. А вот и другая фамилия – Рындин. Помните в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина место, где описывается, что старуха стала вольною царицей. По бокам ее стража, на плечах топорики держат. Людей, которые с топориками охраняли царя, называли рындами. Отсюда и фамилия Рындин.
Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси!
Есть в каждом классе Кузнецов,
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов
Отец отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дегтяревых – деготь гнал,
В дегтярне горбил спину.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи,
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
Звучит, как музыка, как стих
Фамилии простые.
Вглядись, и ты увидишь в них
Историю России.
V. Викторина.
– Вы уже читаете книги, смотрите телепередачи. У вас есть любимые герои, которые имеют свои имена, фамилии. Вот и угадайте, кто это?
- Назовите имена героев телепередачи «Спокойной ночи, малыши» (Хрюша, Каркуша, Степаша)
- Назовите кукол театра Карабаса-Барабаса (Мальвина, Артемон, Пьеро, Арлекин)
- Как звали трех поросят? (Ниф, Нуф, Наф)
- Как звали друзей Незнайки? (Шпунтик, Знайка)
- Назовите друзей доктора Айболита. (собака Ава, Тяни- Толкай, Чичи, сова Бумба)
- Как звали друзей Винни-Пуха? (ослик Иа, Сова, Пятачок, Кролик)
– Всем вам хорошо знакомо стихотворение С. Михалкова «Дядя Степа» А кто помнит фамилию дяди Степы? (Степанов)
В доме восемь, дробь один
У заставы Ильича,
Жил высокий гражданин
По прозванью «Каланча»,
По фамилии Степанов
И по имени Степан.
– Чем интересна фамилия дяди Степы?
VI. Закрепление.
Работа в тетрадях
1. Напишите в две колонки имена
Наиболее распространенные | Редкие |
2. Распределите по соответствующим колонкам фамилии, которые образовались:
от профессий | от наружности и черт характера | от названий животных или растений |
(Курносов, Мельников, Перепелкин, Жуков, Белоголовый, Зайцев, Тараканов, Мышкин, Кузнецов, Токарев, Беспалов, Усатов, Хлебников, Водовозов, Калинин, Цветков, Дроздов, Носов, Соколов, Широкий)
3. Кого вы знаете из знаменитых людей, чьи имена произошли от прозвищ?
VII. Итог урока.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что вам понравилось?
VIII. Домашнее задание.
– Дома загляните в историю своей семьи, поинтересуйтесь, почему у вас фамилия Петрова или Дукашова?