Обобщающий урок в 5-м классе. Тема "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • Повторить и обобщить изучаемый материал;
  • Контроль за уровнем усвоения материала, научить учащихся оценивать свои знания;
  • Воспитывать чувство коллективизма, прививать умения выслушивать других.

Оборудование: плакаты с заданиями; карточки для самостоятельной работы (для каждого ученика); разноцветные звездочки; кружочки трех цветов: красный, зеленый, синий.

По ходу урока за каждый правильный ответ ученику дается звездочка. За пять полученных звездочек ставится оценка «5».

Ход урока

I. Разминка (устный счет).

Задания записаны на доске.

7,4 + 3,2            6,9 + 0,5            2,25 + 0,65
9,5 – 4,3   7,4 – 0,7   3,25 – 2
8 + 2,4   5 – 0,8   4,3 + 1,5
59,1 – 2,7   1 – 0,13   13,52 + 3
18,6 + 4,2   7,19 – 7,07   15 – 1,3
1,56 + 3,5   0,863 – 0,463    

Вопросы.

  1. Сформулируйте правило сложения десятичных дробей.
  2. Сформулируйте правило вычитания.

II. Задание.

Учитель. Клоун Вася придумал несколько примеров на сложение и вычитание десятичных дробей, а чтобы было смешнее, стёр в них запятые. Вот какие равенства у него получились (условие написано на плакате).

32 + 18 = 5

3 + 108 = 408

42 + 17 = 212

736 – 336 = 4

63 – 27 = 603

57 – 4 = 17

Запишите их в тетрадь, поставив в нужном месте запятые.

III. Киоск задач (работа с учебником).

1) На доске магнитиками приклеены листочки с номерами заданий. Два ученика работают у доски, выбрав задание (№ 1228 (г, е)). Класс тоже решает эти задания по вариантам, а затем проверяет правильность решения.

г) 14,537 – (2,237 + 5,9)
е) (25,243 + 17,17) – 2,77

2) Решите задачу № 1223.

Расстояние между городами 156 км. Из них навстречу друг другу выехали два велосипедиста. Один проезжает в час 13,6 км, а второй – 10,4 км. Через сколько часов они встретятся?

IV. Эстафета «Получи слово».

Учитель предлагает учащимся решить примеры и уравнения, заменить получившиеся ответы соответствующими буквами из таблицы и получить слово.

1) 9 – y = 1,5            У           1,966
    С   58,176
2) 29 + 16,529   О   0,174
3) y + 0,896 = 1,07   К   130,95
4) 64,64 – 6,464   Е   4,32
    И   10,4
5) 128,65 + 2,3   Ф   10,5
    Э   7,5
6) x – 7,36 = 3,04   М   45,529

Ученики выходят по одному к доске и закрепляют магнитами полученные буквы. (ЭСКИМО)

V. Самостоятельная работа.

У каждого на столе карточка с заданиями. Внизу карточки ответы, но они заклеены цветной бумагой.

После выполнения самостоятельной работы ученикам предлагается самостоятельно проверить и оценить свою работу. На доске записаны критерии оценок:

«5» – 4 правильных ответа;
«4» – 3 правильных ответа;
«3» – 2 правильных ответа.

Вариант 1.

  1. Вычислите выражение (4,8 + 3,4) – (5,2 – 3,9).
  2. Вычислите выражения и ответ округлите до десятых:
    4,57 + 12,16
    16,2 – 12,13
  3. Сравните: 2,4 * 2,7; 3,04 * 3,11
  4. Найдите значение выражения 4,92 – (а + 2,3) при а = 2,54

Вариант 2.

  1. Вычислите выражение 4,15 + 8,42 + (5,85 – 3,42)
  2. Вычислите выражения и ответ округлите до десятых:
    4,07 + 12,92
    2,3 + 20,81
  3. Сравните: 0,01 * 0,0101; 15,042 * 15,0419
  4. Найдите значение выражения (14,72 + b) – 0,991 при b = 3,56

Вариант 3.

  1. Вычислите выражение (2,68 + 3,15) – 1,68
  2. Вычислите выражения и ответ округлите до десятых:
    4,03 + 18,4
    5,97 + 36,4
  3. Сравните: 4,01 * 4,0099; 0 * 0,014
  4. Найдите значение выражения а + 7,001 + 13,02 при а = 0,509

Вариант 4.

  1. Вычислите выражение 18,36 + 4,04 – (12,36 – 5,96)
  2. Вычислите выражения и ответ округлите до десятых:
    42,79 + 21,7
    0,21 + 6
  3. Сравните: 0,48 * 0,4499; 7,59 * 7,591
  4. Найдите значение выражения 13,54 + b – 29.501 при b = 20,23.

VI. Подведение итогов урока.

а) Выставление оценок за урок по количеству набранных звездочек.
б) Задание на дом: № 1268 (в, г); №1302.

VII. Резервное задание.

Найди ошибку.

Решите уравнение:

2x + x * 8 = 7,2
3x * 8 = 7,2
24x = 7,2
x = 7,2 / 2,4
x = 3

Ответ: 3.

VIII. Окончание урока.

Притча
Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем камни для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»

– Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.

– Кто работал так, как первый человек? (Поднимают синие кружочки)

– Кто работал добросовестно? (Поднимают зеленые кружочки)

– Кто принимал участие в строительстве храма? (Поднимают красные кружочки)