Урок-статья. Урок русского языка в 4-м классе. Тема "Наречие"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Создать условия для закрепления правил правописания суффиксов наречий, умения создавать схемы на основе знания правил и использовать их в работе.
  • Развивать связную монологическую речь учащихся, наблюдательность, умение доказывать ответ, выслушивать мнение одноклассников.

Ход урока

I. Сообщение задач урока:

– Сегодня мы вспомним изученные ранее правила правописания слов и будем использовать их на практике. А что это за правила, какой темой они объединены, определим с помощью минутки чистописания.

II. Минутка чистописания:

  • с этой буквы начинается антоним к слову «высоко»
  • буква, обозначающая шипящий в слове «горячо»
  • непарный звонкий согласный из этого же слова
  • какой суффикс нужно писать в слове «изредка»
  • какой суффикс пишется в слове «по-птичьи»
  • «неуклюже»
  • безударная гласная в слове «вперед»

Из полученных букв составить слово.

Наречие.

Слово «наречие» – очень старое. Встречается еще в древнерусских летописях. Тогда оно имело значения – «язык, слово, спор, предмет» и др. Корень «речь» как бы связывает наречие с глаголом. Древние римляне в буквальном переводе называли его «приглаголием».

III. Сообщение темы.

Самостоятельно определите тему урока.

«Наречие и правила правописания наречий»

IV. Закрепление.

А) Что такое наречие? В чем его особенность?

Составление схемы с помощью карточек (коллективно).

Наречие, обозначает, поясняет, изменяемая, неизменяемая, глагол, прилагательное, как?, что?, когда?, что делает?, где?, откуда? существительное, место действия, образ, время, степень качества.

Наречие
неизменяемая часть речи
поясняет глагол и прилагательное
как? когда? где? откуда? в какой степени?
место действия, образ действия, время действия, степень качества 

Рассказ по схеме. Индивидуальный ответ с примерами.

Наречие подчиняется своим особым правилам. От чего зависит правописание?

Б) – Составление схем по правилам (работа парами с карточками у доски).

Суффикс –о ,суффикс - е, после шипящих, под ударением, без ударения, суффикс –о, суффикс – а, приставки в-, за-, на-, с-, из-, до-, суффикс – и, приставка по-.

1. После шипящих    
под ударением
  без ударения
2. Приставки с-, до-, из-
суффикс -а
Приставки за-, на-, в-
суффикс -о
3. Приставка по-
суффикс и-

В) – Все остальные пишут словарный диктант.

Горячо, напрасно, влево, слева, блестяще, по-русски, изредка, редко, по-прежнему, пчелы.

Проверка: рассказ по схеме + примеры на данное правило из словарного диктанта.

– какие слова «лишние»?

Г) Какографическая работа

– Не секрет, что зная правила, многие при письме допускают ошибки. Сегодня наши ошибки не усидели в тетрадках, разлетелись по классу и просят нас о помощи. Давайте поможем словам.

Объяснить. (Учащимся предлагаются слова, в которых они допустили ошибки на предыдущих уроках. Слова написаны на карточках и размещены по классу).

Ученик, перемещаясь по классу, находит карточку и объясняет «свою ошибку».

Д) – Поиск слов на изученные правила в готовом тексте (самостоятельная работа).

В лесу свежо и сыро от утренней росы. Мокрые ветки то слева, то справа ложатся на плечо. Нужно быть внимательным: здесь водятся гадюки. Людей они не трогают, но ногой лучше не наступать. Интересно наблюдать за ней издалека.

Проверка: чтение слова + объяснение с помощью правила.

V. Итог урока:

буквенный диктант. Зачеркнуть буквы, которые являются суффиксами наречий.

Досуха, зловеще, заново, снова, по-птичьи, горячо, быстро, изредка.
М, а, е, о, о, а, л, и, о, о, а, и, д, е, а, ц. 

из оставшихся букв составить слово: молодец.