Цели:
- познакомить учащихся с местоимениями 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа, с изменением местоимений 3-го лица по родам лица по родам;
- развивать умения заменять имя существительное местоимением соответствующего ему лица и рода, осознанно употреблять местоимения в тексте; развивать речь учащихся, творческое мышление и воображение;
- воспитывать любовь к русскому языку и литературе; аккуратность и усидчивость;
- умение слушать друг друга
Оборудование: презентация (Приложение), медиапроектор.
Ход урока
I. Организация внимания учащихся
II. Повторение пройденного
1. Минутка чистописания
– Букву, которую мы будем писать на минутке чистописания, вы определите, если установите закономерность подбора букв в данных группах (Приложение 1) <слайд 2>
– Какую вы видите закономерность? Какую букву мы будем писать на уроке?
В первых 2-х группах написано по 3 буквы. Буква, находящаяся внизу, стоит в алфавите между двумя верхними. Буква б – между а и в. Буква з – между ж и и. Между буквами о и р стоит п. Значит мы сегодня будем писать букву п. <слайд 3>
– Напишите цепочку, которая состояла бы из нескольких пар букв. В каждую пару должны входить буква п и по очереди, находящиеся в группах буквы в алфавитном порядке. <слайд 4>
па пб пв пж пз пи по пп пр
Па Пб Пв Пж Пз Пи По Пп Пр
– А сейчас вы прочитаете пословицу, которая будет девизом нашего урока. <слайд 5>
Порядок время бережёт <слайд 6 >
– Как вы понимаете эту пословицу? Запишите её к себе в тетрадь.
2. Словарно-орфографическая работа
– Назовите слово из словаря, с которым мы познакомимся на данном уроке. Для этого в каждом из слов выделите букву, являющуюся в нем орфограммой: <слайды 7-18>
– Какое это слово? (путешествие) <слайд 19>
– Каким способом можно совершать путешествия?
пешком, на разных видах транспорта
– С какой целью совершаются путешествия?
для отдыха, ознакомления с новой местностью, городами, странами и т.д.
– Скажите полностью значение слова путешествие
это передвижение пешком или на разных видах транспорта для отдыха и ознакомления с новой местностью, городами, странами
– Составьте предложение со словом путешествие и запишите его.
III. Изучение нового материала
1. Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке вы узнаете, что личные местоимения изменяются по лицам и числам. <слайд 20>
– Напомните, пожалуйста, что называется местоимением?
– Вот вам первое задание в путешествии:
– Выпишите местоимения. <слайд 20>
– Какие это местоимения?
– Почему?
2. Изучение нового
– Личные местоимения бывают 1, 2, 3-го лица. С ними мы познакомимся во время работы с таблицей. <слайд 21>
таблица заполняется постепенно
– С помощью какого местоимения человек указывает на самого себя? (я) <слайд 22>
– С помощью какого местоимения несколько человек указывают на себя? (мы) <слайд 23>
– Какое местоимение вы употребляете, если обращаетесь к другу, однокласснику? (ты) <слайд 24>
– Какое местоимение вы употребляете, если обращаетесь к нескольким одноклассникам? (вы) <слайд 25>
– С помощью какого местоимения вы укажите на человека мужского пола, который не участвует в разговоре? (он) <слайд 26>
– Какое местоимение вы используете, если надо указать на человека женского пола, не участвующего в разговоре? (она) <слайд 27>
– Какое местоимение вам поможет указать на предмет среднего рода? (оно) <слайд 28>
– С помощью какого местоимения можно назвать всех или многих, о ком говорят? (они) <слайд 29>
– Какую особенность вы заметили?
местоимения 3-го лица изменяются по родам
– Перечислите местоимения <слайд 30 >
- 1 лица…. <слайд 31 >
- 2 лица…. <слайд 32 >
- 3 лица…. <слайд 33 >
– Как изменяются личные местоимения?
по лицам и числам
IV. Физминутка
V. Закрепление пройденного
1. Редактирование текста. Упр. № 378
2. Самостоятельная работа по вариантам
– Спишите, вставив пропущенные местоимения <слайд 34>
– Определите лицо и число местоимений. <слайд 35>
– Из каких произведений эти строки?
3. Игра «Вертушка»
VI. Итог урока
<слайд 36 >
– Сегодня на уроке:
– Что нового вы узнали на уроке, что вспомнили, чему удивились?
VII. Задание на дом:
упр. № 379; написать 5 слов с двойными согласными.