Профессия: «Помощник машиниста тепловоза»
Тема по программе: «Изготовление слесарно-монтажного инструмента на 2 разряд слесаря»
Тема урока: «Изготовление циркуля разметочного»
Тип урока: урок по изучению трудовых приемов и операций.
Учебные цели урока:
- Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки, полученные в процессе изучения данной темы.
- Развивать умения в оперативности мышления, находить пути совершенствования своего труда.
- Формировать у учащихся стремление к постоянному развитию профессиональных способностей и мастерства, стремление к самоконтролю.
- Развивать интерес учащихся к профессии.
- Проверить степень усвоения и понимания изучаемой темы;
- развить следующие качества личности: умение работать индивидуально, отстаивать и доказывать свое мнение, умение видеть главное, анализировать и делать выводы, быть ответственным за себя и других.
Материально-техническое оснащение: плакаты, кроссворды,тесты,металл,пруток,молоток,зубило,чертилка,керн,патрон со сверлом, напильник, разметочный циркуль, технологические карты, медный купорос (CuSO4).
Ход урока
I. Организационная часть - 5 минут
Рапорт старосты о наличии учащихся, проверка готовности к занятию.
II. Вводный инструктаж 1 час 45 минут.
1. Сообщение темы и цели урока
2. Актуализация прежних знаний
а) Объяснение правил игры “Слабое Звено”.
Игроков располагаем на одном ряду, их будет 7 человек. Мастер (ведущий)поочерёдно будет задавать вопросы каждому игроку. Играющий должен набрать 28 баллов. За правильный и точный ответ жюри будет оценивать “4”Балла. Если ответ неполный “2” балла, если ответа нет- игрок выбывает из игры, а учащийся ответивший получает добавочные-“4” балла виде жетона жёлтого цвета. В итоге должно остаться два игрока, которые и продолжают игру. Один из них набравший большее число баллов, будет победитель.
б) Вопросы для игроков:
- Какая операция называется разметкой?
- В чём назначение плоскостной разметки?
- Какие инструменты используются при разметки?
- Как подготовить заготовку к разметке?
- Каков порядок нанесения разметочных линий?
- Каковы правила ТБ при плоскостной разметке?
- Что называется рубкой металла?
- Какой инструмент необходим при рубке металла?
- Что собой представляет слесарное зубило?
- Какие приёмы рубки металла бывают?
- Покажите и расскажите о процессе рубки
- Каковы правила Т.Б. при рубке металла?
- Что называется правкой металла?
- Как деталь проверить на кривизну?
- Какие бывают правки?
- Как осуществляется правка прутка?
- Каковы правила Т.Б при правке металла?
- Что называется опиливанием?
- Что собой представляет напильник?
- Для чего предназначен напильник?
- Как подразделяются напильники по назначению?
- Какие напильники бывают по форме сечения?
- Как подготовить заготовку к опиливанию?
- Расскажите и покажите причины опиливания?
- какие виды и причины брака бывают при опиливании?
- Каковы правила Т.Б при опиливании?
- Что называется сверлением?
- Какие отверстия бывают при сверлении?
- Как правильно просверлить высококачественное отверстие?
- Каковы правила Т.Б. при сверлении?
- Отгадайте ребус “Что из чего?..”
3. Работа с тестами 6 человек (Приложение №2)
4. Работа с кроссвордами 6 человек (Приложение №1)
5. Подведение итогов игры и работы с тестами и кроссвордами.
III. Упражнения учащихся и текущее инструктирование - 4 часа
- Задание на день - Выдача практических заданий по теме « Изготовление циркуля разметочного»
- Текущие, групповые и индивидуальные инструктажи при обходе рабочих мест учащихся.
- Наблюдение за соблюдением правил техники безопасности.
Упражнение учащихся и текущее инструктирование 4 часа.
- Проведение инструктажа по ТБ при работе со слесарными инструментами.
- Получения каждым учащимся индивидуального задания по изучаемой теме.
- Самостоятельная работа учащихся по изготовлению циркуля разметочного под руководством мастера. Работу учащиеся проводят с использованием технологической карты (пример технологической карты – приложение №3) изготовления инструмента.
- Текущее инструктирование:
а) соблюдение последовательности технологического процесса;
б) правила работы с технологической картой и слесарными инструментами;
в) организация рабочего места;
г) соблюдение учащимися правил безопасности труда.
IV. Заключительный инструктаж - 10 минут.
- Поведение итогов занятий.
- Провести оценку качества знаний учащихся.
- Указать на ошибки, допущенные в процессе урока.
- Уборка и сдача рабочих мест.
- Задание на дом: составление опорной таблицы по изготовлению циркуля разметочного