Тип урока – обобщающий
Форма урока – интеллектуальная игра.
Класс – восьмой
Предмет – анатомия
Продолжительность – 2 урока
Понятия: внутренняя среда организма, кровь – строение и функции, группы крови, переливание крови, иммунитет, органы кровообращения, транспортные системы организма, кровотечения, пульс, давление.
Цели мероприятия:
- закрепление и совершенствование знаний по теме кровь и кровообращение,
- учащиеся повышают свой интеллектуальный уровень, растёт их заинтересованность в познании человеческого организма.
Обучающие задачи: учащиеся
- умеют восстанавливать в памяти когда-то изученный материал;
- используют свои знания в конкретной практической ситуации;
- расширяют кругозор;
- учатся находить необходимую информацию, используя И.Т.
Развивающие задачи: учащиеся
- анализируют, обобщают, используют теоретические знания при решении практических задач;
- делают выводы о значении анатомических знаний;
- формируют навыки самостоятельной работы с учебным материалом с
использованием ИТ.
Воспитывающие задачи: учащиеся
- повышают биологическую культуру,
- проявляют интерес к изучению строения своего тела, что способствует привитию санитарно-гигиенических норм и здоровому образу жизни,
- учатся отстаивать своё мнение;
- умеют брать на себя ответственность за судьбу команды;
- желают и умеют работать в группах;
- учатся слушать и говорить в необычной обстановке.
Материалы и оборудование –
- компьютер, проектор, интерактивная доска, презентации к уроку;
- на столах каждой команды –
- список участников команды
- конверты с заданием для конкурсов: «Объясни процесс», Практическая работа, конверт с заданием для конкурса капитанов
- фишки бумажные для конкурса «Разминка», песочные часы на 2 минуты, кубик для жеребьёвки;
- жгут резиновый, секундомер, бинты, закрутка, растворы для обработки ран, прибор для измерения артериального давления, фонендоскоп.
Оформление доски – тема урока, этапы игры, табло для ведения счёта
Процедура проведения урока
1. Организационный этап.
Слайд №1
Участники игры делятся на три команды. У каждой команды свой стол, на котором копилка для жетонов, бумага, конверты с заданиями, списки участников команды.
Вступительное слово учителя (используются слайды презентации, приложение 12)
Кровь – самая удивительная ткань нашего организма. Подвижность крови – важнейшее условие жизни. По сосудам во все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки и другие составные вещества крови…
С незапамятных времен люди понимали, какое значение для организма имеет кровь. Некоторые философы Древней Греции считали кровь носителем души. Древнегреческий врач Гиппократ назначал душевнобольным кровь здоровых людей - здоровая душа. Именно в крови заключается жизненная сила. Благодаря своей подвижности кровь поддерживает постоянную связь между всеми органами и тканями человеческого тела, а содержащиеся в ней химические вещества, главным образом гормоны, осуществляют их взаимное влияние друг на друга.
Сегодня на уроке мы закрепим и обобщим материал по теме “Кровь и кровообращение”. Урок пройдет необычно в форме игры, где вы должны показать свои знания понятий темы, умения их применять при ответах на вопросы и при выполнении практической работы.
Знакомство с ходом игры
Слайд № 2
Игра будет проходить в шесть этапов, их названия записаны на доске.
1 – «Разминка»
2 – «Объясни процесс»
3 – «Узнай и расскажи другим»
4 – конкурс капитанов
5 – защита презентаций
6 – практическая работа
На уроке будет проводиться оценка, как коллективной работы, так и индивидуальной.
На партах списки команд, где будут выставляться капитаном команды баллы за участие в конкурсах. После каждого этапа – подведение итогов. Уровень успешности каждой команды будет отражать табло на доске. Для работы с табло выбирается арбитр. Участники – победители получают в журнал «5».
2. Игра
(каждому этапу игры соответствует слайд презентации – приложение № 12)
Слайд № 3
этап 1 «Разминка»
Для каждой команды зачитывается по 15 вопросов, за 2 минуты надо дать правильные ответы. За каждый правильный ответ команда получает по 1 фишке (1фишка - 1 балл). Проводится жеребьёвка. Максимальное количество баллов – 15 Команда № 2 может дополнить ответы команды № 1. Ответы команды № 2 дополняет команда № 3 и т.д.
За дополнение – дополнительные баллы.
Вопросы для конкурса (смотреть приложение №1)
Слайд № 4
этап 2 «Объясни процесс»
Задание в синих конвертах.
Используя изображения слайдов на интерактивной доске, ответить на вопросы.
Слайд № 5
1 команда Воспаление, вызванное занозой (приложение №2)
Слайд № 6
2 команда Образование тромба (приложение №3)
Слайд № 7
3 команда Образование лимфы (приложение № 4)
(максимальное количество баллов – 10)
Слайд № 8
Этап 3 «Узнай и расскажи другим»
Прослушиваются сообщения учащихся от каждой команды, приготовленные заранее
«Жидкая крепость» Слайд № 9 (портрет Мечникова ИИ)
«Компьютер и сердце»
«Профессии и здоровье сердечнососудистой системы человека»
(максимальное количество баллов – 10)
Слайд № 10
Этап 4 Конкурс капитанов
Проводится жеребьёвка. Капитаны получают задания.
На интерактивной доске выполнить тесты:
1) строение сердца (диск 1С: Школа. Биология. Человек. 8 класс. § 17 приложение к §)
(приложение №5)
2) виды кровотечения (ЦОР\DL_RES_3e1e7e04-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66)
(приложение № 6)
3) круги кровообращения (диск 1С: Школа. Биология. Человек. 8 класс. § 17 тренажёр)
(приложение №7)
(максимальное количество баллов – 15)
Слайд № 11
Этап 5 Защита презентаций
Представьте себе только, какую колоссальную работу выполняет наше сердце. За 1 минуту оно перекачивает около 6 л крови, значит за урок – 240 л! А за сутки?.. При такой активной работе понятна уязвимость сердечно-сосудистой системы.
Сердечно-сосудистые заболевания – серьезная проблема всего человечества. От них умирает около 35–40% населения Земли! Это своеобразная дань цивилизации.
Темы презентаций:
- «Заболевания ССС», (приложение № 8)
- «Вредные привычки и здоровье сердца» (приложение №9)
- «Это интересно…» (приложение №10)
(максимальное количество баллов – 20)
Этап 6 Практическая работа
На столах красные конверты с заданием для практической работы (приложение № 11) Выдаются необходимые материалы и оборудование.
Проводится жеребьёвка.
Участники команд демонстрируют практические навыки.
Слайд № 12
3. Подведение итогов
4. Заключительное слово учителя
Здоровый человек живёт полноценной жизнью и приносит пользу обществу. Здоровый образ жизни – это система поведения человека, включая физическую культуру, творческую активность, высоконравственные отношения к окружающим людям, обществу, природе. Во многом наше здоровье зависит от нас самих – от правильного питания, закаливания, занятий физкультурой, соблюдения рационального суточного режима.
Наша интеллектуальная игра подошла к концу. В течение игры мы с вами обобщали, применяли на практике, модулировали свои знания. Однако мало знать материал учебника, важно понимать, что каждый из нас уникальное творение природы Я желаю чтоб каждый из вас в повседневной жизни бережно относился к себе и ко всему, что вас окружает: к природе, к людям, к богатству нашей Родины.
Список приложений
Приложение № 1 Вопросы для разминки
Приложение № 2 Задание для 2 этапа «Объясни процесс» 1 команда Воспаление, вызванное занозой.
Приложение № 3 Задание для 2 этапа «Объясни процесс» 2 команда Образование тромба.
Приложение № 4 Задание для 2 этапа «Объясни процесс» 3 команда Образование лимфы.
Приложение № 5 Конкурс капитанов. Тест «Строение сердца» (диск 1С: Школа. Биология. Человек. 8 класс. § 17, приложение), выполняется на интерактивной доске Тип Shockwave Flash Object
Приложение № 6 Конкурс капитанов. Тест «Виды кровотечений тест»
http://schoolcollection.marsu.ru/catalog/rubr/3e1d458c-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66/124524/?interface=themcol (коллекция ЦОР)
Приложение № 7 Конкурс капитанов. Тест «Круги кровообращения» (диск 1С: Школа. Биология. Человек. 8 класс. § 17, тренажёр), выполняется на интерактивной доске.
Приложение № 8 Презентация «Заболевания ССС»
Приложение № 9 Презентация «Влияние никотина и алкоголя на ССС»
Приложение № 10 Презентация «Это интересно»
Приложение № 11 Задание для 6 этапа Практическая работа
Приложение № 12 Презентация основная Урок - игра
Список использованной литературы:
- Драгомиров А.Г., Р.Д. Маш. Биология 8 класс
- Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиены человека. М.: Просвещение, 1989;
- Маш Р.Д. человек и его здоровье: Сборник заданий по биологии для учащихся 9-го класса общеобразовательной школы. – М.: Мнемозина, 1996;
- Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: пособие для учителей – СПБ: Акцидент, 1998 ;
- Панфилова Н.А анатомия, физиология, гигиена человека, 9 класс. Тетрадь с печатной основой.- Саратов: “Лицей ”, 1999;
- О.А. Филичкина. Сборник тестов, вопросов и задач по биологии. – Тамбов: “Пролетарский светоч”, 1996.
- «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/
- «Каталог образовательных ресурсов сети Интернет» http://katalog.iot.ru/
- «Российский общеобразовательный портал» http://www.school.edu.ru
- «Единый каталог образовательных Интернет-ресурсов» http://window.edu.ru/
- Первое сентября http://www.1sept.ru/