Плотность вещества

Разделы: Физика


Цель: создать условия для закрепления понятия плотность вещества через выполнение практической работы.

Задачи:

  1. актуализировать сведения о плотности вещества через выполнение практической работы и решение задач;
  2. совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием, вычислительные навыки и умения применять необходимые формулы, делать выводы;
  3. воспитывать интерес к урокам физики через выполнение нестандартных заданий.

Оборудование:

    • весы, мензурки, линейки, бруски в форме параллелепипеда из различных материалов, мел, сахар – рафинад, шоколадная плитка, тела неправильной формы из разных материалов, морковь, картофель, свекла, растительное масло, мед, варенье;
    • компьютер, мультипроектор.
    • отпечатанные листы с таблицами для каждой группы, микрокалькуляторы (личные); маленькие листочки с клейким краем каждому.

(класс заранее разбивается на группы, оборудование стоит на партах. Количество групп и заданий зависит от подготовленности класса. и количества учащихся).

Ход урока.

(на экране слайд с темой урока)

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята!

Что такое плотность?
Мне скорей скажите.
Как могу я плотность определить?

Ученик: Это очень просто!

Нужно массу тела
Нужно массу тела
На объём поделить.

(слайд с формулами для расчета плотности, массы и объёма)

Учитель: какие единицы плотности мы используем при решении задач? как перейти от одних единиц к другим?

(ученики отвечают, на слайде появляются единицы плотности)

Учитель: сегодня на уроке мы с вами определим плотности веществ, из которых состоят окружающие нас дома или в школе тела. Для этого вы проведете необходимые измерения, занесете их в таблицу. Результаты вычислений также занесите в таблицы, которые есть у каждой группы. Обратите внимание на то, что вы самостоятельно записываете перечень необходимого оборудования и делаете выводы по своей работе.

Результат ваших исследований будет занесен в общую таблицу. Выполняя измерения, не забывайте правила работы с измерительными приборами.

После выполнения работы вы сами себя оцените. Как это сделать я расскажу после выполнения работы.

Есть ли у вас вопросы?

Приступайте к работе, на неё вам отводится 20 минут.

(Ученики выполняют задание, учитель следит за деятельностью, учащихся и если понадобится, дает рекомендации по работе.)

После того, как работа выполнена, ученики вносят результаты расчетов в общую таблицу (на экране слайд с таблицей).

Проводится обсуждение результатов работы, сравниваются плотности разных веществ ( сахар, шоколад, мед и т.д.)

Учитель: подведем итоги практической работы. У вас на листах есть оценочная таблица, в которой нужно отразить степень вашего участия. (на экране слайд с оценочной таблицей).

Даются необходимые комментарии по её заполнению. Если участники группы не обращались за помощью к учителю, то каждому добавляется 3 бонусных балла. Оформление работы оценивает учитель и в журнал выставляется средняя оценка. Можно поступить и иначе: оценку в журнал можно выставить из этой таблицы, если вы с ней полностью согласны. Если есть разногласия больше чем в 1 балл, то можно попросить ребят её обосновать.

Учитель: ребята, понравилась ли вам сегодняшняя работа? Что было самым трудным ?

А где нам могут пригодиться результаты вашей работы?

Давайте решим несколько задач, используя результаты вашей работы.

(на экране слайд с задачей)

1) Винни – Пух получил в подарок от Кролика горшочек с медом. На горшочке было указано «вместимость 1,5 дм3».

«Это сколько ж килограммов?» - подумал Винни – Пух.

2) На одном из фестивалей по изготовлению шоколадных фигур создали интересный бюст из цельного шоколада. Какой объем имеет такая фигура, если её масса 5 кг?

(обе задачи на слайдах, проецируются на экран)

Домашнее задание: составить и решить не менее двух задач по теме « Плотность вещества» с использованием результатов нашего урока. Таблицу вы все получите, вклейте её в свою тетрадь.

Итог урока: Что нового вы сегодня узнали? Чему научились? На маленьких листочках тремя словами выразите впечатление от урока. Листочки приклейте на доску. Спасибо за внимание! Жду вас на следующем уроке!

Общая таблица плотностей

Практическая работа.

Оценка деятельности

Источники информации

  1. Перышкин А. В. Физика 7 класс.
  2. www.biglist.ru
  3. а truefriends.ucoz.ru
  4. стихотворение собственное.

Презентация.