Цель: создать условия для закрепления понятия плотность вещества через выполнение практической работы.
Задачи:
- актуализировать сведения о плотности вещества через выполнение практической работы и решение задач;
- совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием, вычислительные навыки и умения применять необходимые формулы, делать выводы;
- воспитывать интерес к урокам физики через выполнение нестандартных заданий.
Оборудование:
- весы, мензурки, линейки, бруски в форме параллелепипеда из различных материалов, мел, сахар – рафинад, шоколадная плитка, тела неправильной формы из разных материалов, морковь, картофель, свекла, растительное масло, мед, варенье;
- компьютер, мультипроектор.
- отпечатанные листы с таблицами для каждой группы, микрокалькуляторы (личные); маленькие листочки с клейким краем каждому.
(класс заранее разбивается на группы, оборудование стоит на партах. Количество групп и заданий зависит от подготовленности класса. и количества учащихся).
Ход урока.
(на экране слайд с темой урока)
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята!
Что такое плотность?
Мне скорей скажите.
Как могу я плотность определить?
Ученик: Это очень просто!
Нужно массу тела
Нужно массу тела
На объём поделить.
(слайд с формулами для расчета плотности, массы и объёма)
Учитель: какие единицы плотности мы используем при решении задач? как перейти от одних единиц к другим?
(ученики отвечают, на слайде появляются единицы плотности)
Учитель: сегодня на уроке мы с вами определим плотности веществ, из которых состоят окружающие нас дома или в школе тела. Для этого вы проведете необходимые измерения, занесете их в таблицу. Результаты вычислений также занесите в таблицы, которые есть у каждой группы. Обратите внимание на то, что вы самостоятельно записываете перечень необходимого оборудования и делаете выводы по своей работе.
Результат ваших исследований будет занесен в общую таблицу. Выполняя измерения, не забывайте правила работы с измерительными приборами.
После выполнения работы вы сами себя оцените. Как это сделать я расскажу после выполнения работы.
Есть ли у вас вопросы?
Приступайте к работе, на неё вам отводится 20 минут.
(Ученики выполняют задание, учитель следит за деятельностью, учащихся и если понадобится, дает рекомендации по работе.)
После того, как работа выполнена, ученики вносят результаты расчетов в общую таблицу (на экране слайд с таблицей).
Проводится обсуждение результатов работы, сравниваются плотности разных веществ ( сахар, шоколад, мед и т.д.)
Учитель: подведем итоги практической работы. У вас на листах есть оценочная таблица, в которой нужно отразить степень вашего участия. (на экране слайд с оценочной таблицей).
Даются необходимые комментарии по её заполнению. Если участники группы не обращались за помощью к учителю, то каждому добавляется 3 бонусных балла. Оформление работы оценивает учитель и в журнал выставляется средняя оценка. Можно поступить и иначе: оценку в журнал можно выставить из этой таблицы, если вы с ней полностью согласны. Если есть разногласия больше чем в 1 балл, то можно попросить ребят её обосновать.
Учитель: ребята, понравилась ли вам сегодняшняя работа? Что было самым трудным ?
А где нам могут пригодиться результаты вашей работы?
Давайте решим несколько задач, используя результаты вашей работы.
(на экране слайд с задачей)
1) Винни – Пух получил в подарок от Кролика горшочек с медом. На горшочке было указано «вместимость 1,5 дм3».
«Это сколько ж килограммов?» - подумал Винни – Пух.
2) На одном из фестивалей по изготовлению шоколадных фигур создали интересный бюст из цельного шоколада. Какой объем имеет такая фигура, если её масса 5 кг?
(обе задачи на слайдах, проецируются на экран)
Домашнее задание: составить и решить не менее двух задач по теме « Плотность вещества» с использованием результатов нашего урока. Таблицу вы все получите, вклейте её в свою тетрадь.
Итог урока: Что нового вы сегодня узнали? Чему научились? На маленьких листочках тремя словами выразите впечатление от урока. Листочки приклейте на доску. Спасибо за внимание! Жду вас на следующем уроке!
Источники информации
- Перышкин А. В. Физика 7 класс.
- www.biglist.ru
- а truefriends.ucoz.ru
- стихотворение собственное.