Цели урока:
- Познакомить с составными частями задачи.
- Совершенствовать навыки счета.
- Повторить состав чисел.
- Повторить математические термины: «слагаемое», «сумма», «увеличить», «уменьшить».
- Формировать навыки составления и решения задач.
- Развивать мышление, вычислительный навык, внимание, речь посредством умения ставить вопросы и находить на них ответы.
- Воспитывать познавательный интерес у учащихся.
Оборудование: набор цифр от 1 до 10 и знаков (больше, меньше, равно, плюс, минус), геометрический счетный материал на магнитах.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
– Ребята! Герой какой сказки пришел к нам сегодня на урок? (слайд 1)
– Правильно. Это Винни-Пух.
– Может кто-то знает кто автор? А как называется произведение? (А. Милн « Винни – Пух и все, все, все!». Показать книгу)
– Что Винни-Пух любит больше всего на свете? (Мед) (слайд 2)
– Винни-Пух упал и потерял свою песенку. Давайте поможем Винни-Пуху найти его песенку. Может песенку забрали пчелы? (слайд 3)
– Чтобы пчелки сказали, где песенка Винни-Пуха, мы должны выполнить задания.
1. Разминка.
– Сколько хвостиков у 4 щенят? (Четыре).
– Назовите второй день недели (Вторник).
– Сколько месяцев длится лето? (Три).
– Что лишнее: ручка, карандаш, отрезок? Почему? (Отрезок).
– Чего больше на лугу: цветов или ромашек? Почему? (Цветов).
– Что общего у снега и одеяла? Почему? (Греют).
2. Фронтальная работа.
а) Какие числа пропущены в каждом ряду? (слайд 4)
– Посчитаем от 1 до 10.
– Посчитаем от 10 до 1.
– В каком порядке расположены числа в 1 ряду? Во 2 ряду? (В прямом и обратном порядке)
– Но пчелки не видели песенку Винни-Пуха! (слайд 5)
б) Решение примеров.
– А, может, песенка упала под дерево? Чтобы это узнать, надо решить примеры. (слайд 6)
– Кто был внимательный, скажите, в каких геометрических фигурах были записаны примеры? (Треугольник, прямоугольник, овал)
в) Сравни предметы.
– Под дубом песенки нет. Зато оказалось много чьих-то следов. Но как вы думаете, кто мог бы оставить эти следы? Сова? Ослик Иа? Кролик?
– Правильно. Это следы Кролика. (слайд 7)
– Может, Кролик нашел песенку Винни-Пуха?
– Кролик в это время наводил порядок в буфете. Давайте ему поможем. (слайд 8)
– Посмотрите на полочки. Что там стоит? (Горшочки)
– Что можно хранить в горшочках?
– Где горшочков стоит больше, на верхней или на нижней полке? Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос? (Посчитать)
– Сколько горшочков стоит на верхней полке? (Три)
– Сколько горшочков стоит на нижней? (Три)
– Какой выберем знак? (Равно)
– Молодцы! Полный порядок!
– Теперь Кролик может угощать друзей. (слайд 9)
3. Задача на смекалку.
– Винни-Пух так увлекся, что совсем забыл про свою песенку.
– Давайте решим задачу на смекалку, может Винни-Пух вспомнит, зачем он пришел к Кролику?
На грядке сидят 6 воробьев, к ним прилетели еще 2. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на грядке? Почему? (Ни одного)
– Молодцы! Винни-Пух вспомнил про песенку. Но у Кролика песенки не оказалось. (слайд 10)
III. Физкультминутка.
Для глаз.
IV. Изучение новой темы.
Винни-Пух решил сходить к Сове. (слайд 11) Он рассказал Сове, что потерял песенку. Сова уже и не помнит, находила ли ее. Все свои находки она складывала у себя в домике. (слайд 12) И чего только не было в домике у Совы!
– Сова дала 3 шарика Винни-Пуху и 2 шарика Пятачку. (слайд 13)
– О чем хочется спросить? (Сколько всего шариков дала Сова своим друзьям?)
– Что мы с вами сейчас составили? (Задачу)
– Текст задачи можно разбить на части.
– Вспомните, о чем говорится в задаче? (О шариках)
– Что мы знаем про шарики? Что нам известно? (Сова дала 3 шарика Винни-Пуху и 2 шарика Пятачку). (На экране появляется 3 и 2, дети работают на своих местах).
– Это условие задачи.
– Что же спрашивается в задаче? (Сколько всего шариков дала Сова своим друзьям?)
– Это вопрос задачи. Без вопроса не может быть задачи. В каждой задаче есть условие и вопрос.
– Чтобы решить задачу, какое действие надо выполнить? (Надо к 3 прибавить 2)
– Почему нужно прибавлять? (Нужно найти, сколько всего шариков, а всего – 3 да 2, значит нужно прибавить)
– Составьте эту запись на парте, используя карточки с цифрами знаками. Сколько же получится? (3 + 2 = 5). (Дети выкладывают запись на партах).
– Это решение задачи.
– Кто ответит на вопрос задачи? ( Сова дала всего 5 шариков своим друзьям)
– Это ответ задачи.
– Посмотрите внимательно на запись. (слайд 14)
– Кто вспомнит условие задачи?
– Кто назовет вопрос задачи?
– Назовите решение задачи.
– Кто сформулирует ответ?
– Счетный материал уберите.
V. Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику и в тетради (с.80)
– Попробуем решить задачу №2 с.80.
– Прочитайте задачу про себя. Теперь ученик прочитает вслух.
– Прочитайте условие задачи. Что известно? (Появляется карточка условие)
– Как это записать в тетрадь? (Нарисовать) Возьмите простой карандаш и нарисуйте 6 квадратов. (Дети работают в тетради, учитель на доске).
– Прочитайте вопрос задачи. Что неизвестно? (Появляется карточка вопрос)
– Какое действие надо выполнить, чтобы решить задачу? (Вычитание) Почему?
– Как это показать в тетради? (Зачеркнуть два квадрата)
– Какое решение запишем в тетрадь? (6-2=4 появляется карточка решение)
– Возьмите ручку и запишите решение задачи.
– Кто назовет ответ? (Появляется карточка ответ)
– Запишите ответ задачи.
VI. Физкультминутка.
Тюша-Плюша, Толстячок
Шел зимой на родничок:
Пых-пых! Пых-пых!
Нес он два ведра пустых,
Сел на варежку верхом
И поехал с ветерком.
Едет Тюша с горки,
А за ним ведерки.
– Найдите №4. Прочитайте задание. Скажите, что здесь написано? (Это решение задачи и ответ)
– Что нужно составить? (Условие и вопрос)
– Составьте задачу, чтобы она решалась так: 5 + 2 = 7.
Выслушиваются ответы 2-3 учеников.
VII. Повторение изученного материала.
– У Совы не оказалось песенки! Она нам скажет у кого песенка, если выполним задания. (слайд 15)
Работа по учебнику с. 81.
1. Решение примеров с опорой на числовой ряд №5 с.81.
Дети по «цепочке» выходят к доске, записывают пример, решают его, читают разными способами. Остальные записывают в тетрадь.
– На какие группы можно разделить эти примеры? (Примеры со знаком «+» и «-»)
– Как называются числа при сложении? (Слагаемое, слагаемое, сумма)
– Прочитайте пример на сложение, используя эти слова.
2. Заполни пропуски №7 с.81.
– Используя рисунок, объясните, как получилось выражение?
Дети с опорой на рисунки решают примеры, заполняя пропуски. Примеры решают устно по «цепочке».
VIII. Работа в тетради.
1. Решение задач.
Прочитайте первую задачу.
– Прочитайте условие задачи. Что известно?
– Прочитайте вопрос задачи. Что неизвестно?
– Нарисуйте столько белых кружков, сколько было белых котят.
– Нарисуйте столько черных кружков, сколько было черных котят.
– Запишите решение задачи.
– Прочитайте ответ.
IX. Итог урока.
– Молодцы! Сова очень довольна вашей работой сегодня на уроке.
(слайд 16) Предлагает сходить в гости к ослику Иа. (слайд 17) На полянке стоял ослик Иа и слушал песенку Винни-Пуха. (слайд 18) Песенка сразу нашла своего хозяина и Винни-Пух запел! Ура!