Разделы программ по математике: Тригонометрия, многоугольники.
Разделы программ по черчению: Введение в курс черчения. Практическое применение геометрических построений. Аксонометрические и прямоугольные проекции.
Разделы программ по информатике: Аппаратные и программные средства ЭВМ.
Разделы программ по специальным дисциплинам:
Электротехника – Цепи постоянного тока
Электроматериаловедение – Диэлектрики, полупроводники
Техническое обслуживание электрооборудования – Техническое обслуживание и ремонт осветительных электроустановок.
Устройство автомобиля – Система питания карбюраторного двигателя. Двигатель. Общее устройство и назначение. Трансмиссия.
Тип урока: обобщающий.
Вид: игра - конкурс
Технология: игровая
Оборудование: программное обеспечение Microsoft PowerPoint, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Учащиеся второго курса обучения по специальности – “Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования”, “Автомеханик (слесарь по ремонту автомобилей)”
Цели урока:
Мотивация учащихся к познавательной деятельности.
- Повторение и обобщение знаний.
- Формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира.
- Формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией и компьютером.
- Формирование умений и навыков, которые носят в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный характер.
Задачи урока:
- Воспитательная — развитие познавательного интереса, логического мышления.
- Учебная — углубление, обобщение и систематизация знаний.
- Развивающая — развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.
Этапы урока
Вступление. Слово ведущим (урок сопровождается презентацией – ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
1. Конкурс “Разминка”.
Каждой команде (вместе с группой поддержки) ведущий поочередно задает занимательные вопросы. Нужно отвечать быстро. За правильный ответ присуждается 1 балл. Если команда не может ответить, то могут ответить болельщики (в этом случае команде присуждается 0,5 балла) либо соперники (0,5 балла).
2. Конкурс “Термины” (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Командам предлагается называть термины по математике, черчению, информатике. Задание выдается для каждой команды. Выигрывает команда, назвавшая больше терминов. Начальная буква термина задана в каждой строке. За правильно заполненную ячейку группе присуждается 0,5 баллов. Максимальное количество за задание – 7,5 баллов. Во время работы команд ведущий проводит игру со зрителями – “Разгадай ребус”.
3. Конкурс “Презентация” (ПРИЛОЖЕНИЯ 3 – команда группы №25,
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 – команда группа №27)
Капитаны команд представляют презентацию на тему “Роль предметов: математики, информатик, черчения в моей профессии, повседневной жизни”. Учащиеся демонстрируют домашнее задание. Жюри оценивает конкурс по 5-балльной системе. Учитывается оригинальность презентации, соответствие содержания теме, эмоциональность изложения, оформление.
4. Конкурс “Пантомима”
Капитаны команд вытаскивают наугад карточку, на которой написано слово — какой-либо термин. (Например: “циркуль”, “луч”, “транспортир”.) Ведущий объясняет как с помощью жестов, мимики изобразить тот или иной термин. Главное условие: не произносить ни одного слова. Болельщики команды должны угадать, что это такое. (Для подготовки команды выходят из класса). За каждый правильный ответ – 1 балл.
5. Конкурс капитанов
Капитану каждой команды выдаются задания.
Задание №1. (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)
На листах бумаги, которую вы получите, будут указаны координаты нескольких точек. Ваша задача как можно быстрее построить точки и последовательно их соединить, чтобы получился рисунок.
Кто первым выполнит рисунок, получает 3 балла. Проигравший - 2 балла.
Задание №2. (ПРИЛОЖЕНИЕ 6)
На рисунке даны три проекции и аксонометрическое изображение детали. Беря по порядку цифры с прямоугольных проекций и заменяя их буквами с соответствующих элементов аксонометрического изображения, прочитайте, как переводится с греческого языка слово "Аксонометрия".
За правильно выполненное задание присуждается 2 балла.
Итого за конкурс капитанов - максимальное количество 5 баллов.
В это время ведущие проводят со зрителями и с командой поддержки “Викторину”, за правильные ответы выдаётся жетон равный одному баллу. Музыкальная пауза.
6. Конкурс “Криптограмма” (ПРИЛОЖЕНИЕ 7 - ключ, ПРИЛОЖЕНИЕ 8 - ответ)
Командам предлагается определить ключ к разгадыванию (каждой команде по два ключа), правильно определённый ключ оценивается - 2 баллами. Во время работы команд проводится игра со зрителями “Загадай число”.
7. Конкурс “Каждому — дело по душе” (ПРИЛОЖЕНИЕ 9 – дом, ПРИЛОЖЕНИЕ 10 – задание для старосты)
Каждый из главных членов команды (мастер п/о, староста, учащийся) получает индивидуальное задание. Группа поддержки может помогать любому из них.
Во время выполнения конкурса болельщики разгадывают “Кроссворд” (ПРИЛОЖЕНИЕ 11). За каждое правильное слово болельщикам выдаётся один жетон, который оценивается одним баллом. Баллы плюсуются в общий фонд команды болельщика.
- Семейная викторина.
Семейная викторина проводится по принципу телевикторины “Своя игра”. Команды по очереди выбирают один вопрос из своей категории и получают определённое количество баллов. Участники команд могут выбрать вопрос из категории соперника – баллы увеличиваются в два раза.
Подведение итогов игры (ПРИЛОЖЕНИЕ 12 – сводный протокол), протокол оценивания болельщиков).
Ход урока
1-й ведущий
Добрый день! Мы приветствуем всех гостей, учащихся на уроке
“Важные предметы в профессии моей” и объявляем его открытие.
2-й ведущий
Чтоб водить автомобили,
Чтобы схемы собирать,
Надо многое уметь!
Надо многое познать,
И при этом, и при этом
Вы заметьте-ка, друзья,
Очень важная наука – математика!
Почему корабли не садятся на мель,
А по курсу идут сквозь туман и метель?
Потому что, потому что,
Вы заметьте-ка, друзья,
Капитанам помогает информатика!
Чтоб водителем, электриком или слесарем стать,
Надо, вам хорошо черчение знать!
И на свете нет профессии,
Вы заметьте-ка, друзья,
Где бы нам ни пригодились - математика, черчение, информатика!
1-й ведущий
Дорогие ребята! Уважаемые зрители! Я надеюсь, что наш урок пройдет интересно и с пользой. Действительно, математика, черчение, информатика — важнейшие науки современности. Пожалуй, нет такой профессии, в которой бы не нужны были они. И в повседневной жизни нам не обойтись без этих наук. Об этом мы стараемся не забывать на уроках, об этом хотелось бы поговорить и сегодня на мероприятии “Важные предметы в профессии моей”.
2-й ведущий.
Сегодняшнее мероприятие мы проводим под девизом “Мастер + староста и я = наша дружная семья”. Место учёбы для многих является вторым домом, мастер производственного обучения – “вторая мама” или “папа”, староста тоже выполняет функции заботы о группе. Поэтому коллектив, сложившийся в процессе обучения можно назвать “семьёй”. Мастер производственного обучения, староста и учащийся группы становятся командой, объединенной одной целью — показать свои знания, поддержать друг друга.
Сейчас редко встретишь семьи, в которых под одной крышей проживает по 7 и более человек. Поэтому, чтобы у нас получились настоящие семьи, каждой команде будут помогать представители нашей училищной семьи. Это группы поддержки по 4 человека.
Итак, мы начинаем наш конкурс.
- Конкурс “Разминка”
Первый тур мы начинаем,
Победителей узнаем.
Здесь загадки и шарада,
За разгадку всем награда.
Каждой команде (вместе с группой поддержки) ведущий поочередно задает занимательные вопросы. Нужно отвечать быстро. За правильный ответ присуждается 1 балл. Если команда не может ответить, то могут ответить болельщики (в этом случае команде присуждается 0,5 балла) либо соперники (0,5 балла).
Математика
1. От куска провода длиной 10 м электрик каждый день отрезает 2 м. Сколько раз он проделает эту операцию до того, как провод закончится? (4 раза)
2. Как называется правильный шестигранник? (Куб)
3. Назовите раздел геометрии, в котором изучаются свойства фигур в пространстве.
(Стереометрия)
4. Назовите простейшие фигуры в геометрии. (Точка, прямая, плоскость)
5. В древности этого термина не было. Его ввёл в XVII веке французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского он означает “спица колеса”. Что это? (Радиус)
6. Что есть у растения и у уравнения? (Корень)
7. Утверждение требующее доказательства. (Теорема)
8. Для измерения больших расстояний на Руси использовали единицу “поприще” заменённую позже “верстой”. От восточных купцов пошла единица “аршин”, поэтому возникла поговорка …
(Мерить на свой аршин)
Черчение
1. Если на угол в 10° посмотреть через лупу с четырехкратным увеличением, угол, какой величины мы увидим? (100)
2. Сколько основных видов чертежа? (6)
3. Как называется проекция, на которой
размещается вид спереди? (Фронтальная)
Информатика
- И ведёт легко и быстро
- Конкурс “Термины”
- Конкурс “Презентация”
- Конкурс “Пантомима”
- Конкурс капитанов
Мой компьютер сложный счёт
Он решенье программисту
На ……….. выдаёт. (Дисплей)
2. Может ли человек заразиться компьютерным вирусом? (нет)
3. Что является мозгом ЭВМ? (Процессор)
4. Назовите основные устройства персонального ЭВМ. (Системный блок, принтер, монитор, клавиатура)
Тур второй мы продолжаем
Кто же лучше сочиняет?
Слово нужное возьми
И в строку его впиши.
Командам предлагается называть термины по математике, черчению, информатике. Задание выдается для каждой команды. Выигрывает команда, назвавшая больше терминов.
Задание: Впишите в пустые клеточки термины по МАТЕМАТИКЕ, ЧЕРЧЕНИЮ, ИНФОРМАТИКЕ.
Начальная буква термина задана в каждой строке. За правильно заполненную ячейку группе присуждается 0,5 баллов. Максимальное количество за задание– 7,5 баллов.
Команды наши в деле
И Вам скучать мы запретим.
Ребусы разгадывать
Мы предложить хотим.
Во время работы команд ведущий проводит игру со зрителями – “Разгадай ребус”. За правильный ответ ведущий раздаёт жетоны. За каждое правильно слово болельщикам выдаётся один жетон, который оценивается одним баллом. Баллы плюсуются в общий фонд команды болельщика.
Домашнее задание вы получили ранее.
О профессии расскажешь,
Презентацию покажешь.
Капитаны команд представляют презентацию на тему “Роль предметов: математики, информатик, черчения в моей профессии, повседневной жизни”. Учащиеся демонстрируют домашнее задание. Жюри оценивает конкурс по 5-балльной системе. Учитывается оригинальность презентации, соответствие содержания теме, эмоциональность изложения, оформление.
Четвёртый тур мы продолжаем,
Мимику изображаем -
Циркуль, точку, всё без слов,
Догадайся кто таков.
Капитаны команд вытаскивают наугад карточку, на которой написано слово — какой-либо термин. (Например: “циркуль”, “луч”, “транспортир”.) Вы с помощью жестов, мимики должны изобразить тот или иной термин. Главное условие: не произносить ни одного слова. Болельщики команды должны угадать, что это такое. (Для подготовки команды выходят из класса). За каждый правильный ответ – 1 балл.
Термины для пантомимы: (ТРЕУГОЛЬНИК, ЛАСТИК, ПРЯМАЯ, ТОЧКА, КЛАВИАТУРА, МЫШКА, МОНИТОР, УГОЛ).
Пока команды готовятся, предлагается болельщикам отгадать стихотворение-задачу.
Задам сейчас задачу я.
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота. А почему?
Две мамы есть у нас в дому.
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший — это я!
Какая же у нас семья?
(Всего 6 человек: дед и баба, отец и мать, дочь и сын.)
Этот тур мы начинаем
Капитанов приглашаем.
Будет трудная задача,
Пожелаем им удачи!
Капитану каждой команды выдаются задания.
Капитаны, капитаны, постарайтесь
В форме быть от зари до зари.
Капитаны, капитаны, улыбайтесь,
Лишь весёлым покоряются жюри.
Задание №1.
На листах бумаги, которую вы получите, будут указаны координаты нескольких точек. Ваша задача как можно быстрее построить точки и последовательно их соединить, чтобы получился рисунок.
Кто первым выполнит рисунок, получает 3 балла. Проигравший - 2 балла.
Задание №2.
На рисунке даны три проекции и аксонометрическое изображение детали. Беря по порядку цифры с прямоугольных проекций и заменяя их буквами с соответствующих элементов аксонометрического изображения, прочитайте, как переводится с греческого языка слово "Аксонометрия".
За правильно выполненное задание присуждается 2 балла.
Итого за конкурс капитанов - максимальное количество 5 баллов.
В это время ведущие проводят со зрителями и с командой поддержки “Викторину”, за правильные ответы выдаётся жетон равный одному баллу.
6. Конкурс “Криптограмма”
Получили вы письмо – это раз!
Разгадать придётся вам – это два.
Криптограмму прочитать – фразу нужную узнать!
Криптограмма - это шифрованное письмо (тайнопись). Чтобы разгадать криптограмму, надо расшифровать ключевые слова, приведенные к ней. Количество букв в ключевом слове соответствует количеству чисел в нем. Одно и то же число, встречающееся как в ключевых словах, так и в самой криптограмме, соответствует одной и той же букве. Следует отметить, что иногда не все буквы, встречающиеся в ключевых словах, используются при расшифровке криптограммы.
Символ (треугольник, круг и т. п.) между числами в криптограмме означает расстояние между словами в зашифрованном письме. Заменив все числа криптограммы соответствующими им буквами, получаем ее расшифровку. Командам предлагается определить ключ к разгадыванию (каждой команде по два ключа), правильно определённый ключ оценивается - 2 баллами.
Конкурс для болельщиков “Загадай число”
Калькулятор – это класс!
Сможет всё решить за вас.
Цифру верно нажимаешь
И ответы получаешь!
У вас самый замечательный калькулятор в мире! Болельщики производят математические вычисления по команде ведущего преподавателя. Не важно, какое число введёт ваш друг, оно всё равно магическим образом превратится в семёрку.
7. Конкурс “Каждому — дело по душе”
Каждый из главных членов команды (мастер п/о, староста, учащийся) получает индивидуальное задание. Группа поддержки может помогать любому из них. Жюри оценивает конкурс по 3-балльной системе.
Задание для учащегося. Нужно нарисовать человечка, используя при этом только геометрические фигуры, цифры, математические символы и знаки. Чем больше символов и знаков, тем выше оценка задания. Каждый символ и знак оценивается – 0,1 балла.
Задание для старосты. Ведущий предлагает дочертить недостающие линии на чертеже. За правильный ответ команда получает 3 балла.
Задание для мастера п/о. Ведущий предлагает им “построить” дом, раздав каждому одинаковые вырезанные из бумаги части, из которых его нужно собрать. На рисунок-подсказку разрешается посмотреть 15 секунд. Выполнивший задание первым получает 3 балла.
Пока команды выполняют задание, проводится конкурс “Кроссворд для болельщиков”
Болельщикам всегда везёт,
Предлагаем вам кроссворд.
Слово отгадаете,
Команде балл добавите.
За каждое правильно слово болельщикам выдаётся один жетон, который оценивается одним баллом. Баллы плюсуются в общий фонд команды болельщика.
8. Семейная викторина
Семье мы очень рады.
Приветствуем, друзья!
Нам знания покажите,
Без них не как нельзя!!!
Семейная викторина проводится по принципу телевикторины “Своя игра”. Команды по очереди выбирают один вопрос из своей категории и получают определённое количество баллов. Участники команд могут выбрать вопрос из категории соперника – баллы увеличиваются в два раза.
Подведение итогов игры.
Ведущий:
Итак, игра завершена! Сейчас мы назовем команду — победительницу, ею стала команда группы № 25 “220V”.
Благодарим мастеров производственного обучения за работу в команде.
Неоценима и помощь болельщиков. Спасибо!
За этот урок мы повторили и обобщили полученные ранее знания, надеяться, что этот урок принес вам большую пользу.
Библиографический список
- Блум Р. Фокусы, головоломки и игры, Пер. с англ. И.В. Трофимова; Ил. Д. Синклера. – М.: ООО “Издательство АСТ”: ООО “Издательство Астрель”, 2004.
- Худакова С.С. Математика в ребусах, кроссвордах, чайнвордах, криптограммах, 9 класс. – М.: Школьная пресса, 2003. (“Библиотека журнала “Математика в школе”. Вып. 23).
- Журнал “МАТЕМАТИКА” (приложение к газете “Первое сентября”), №23, 2008.