Тема урока "Перелетные птицы" по предмету "Окружающий мир"

Разделы: Начальная школа


Цель

  • Систематизировать знания о перелётных птицах.
  • Отрабатывать умение различать перелётных птиц.
  • Развивать память, внимание, речь.

  • Развивать познавательный интерес.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: компьютер, экран, шапочки с нарисованными птицами, кроссворд (4шт.), лист бумаги (4шт.), фломастеры, краски.

Презентация

I. - Тема нашей телепередачи “Перелётные птицы”.

А почему мы посвятили нашу передачу птицам весной, я думаю, вы догадаетесь.

- Наступала весна. Произошли изменения в неживой природе, потеплело, начал таять снег, выпадают осадки, которые привели к изменению в живой природе: распусканию листьев, цветению растений, появлению первых насекомых, прилету птиц.

II. Рубрика “Вести с опушки”

- Итак, первая рубрика нашей телепередачи “Вести с опушки”. К нам в студию прислали видеосюжеты, которые были сняты нашими репортерами скрытой камерой.

- Посмотрите кадр из документального фильма “Добрая”, который нам удалось заснять при разговоре Кукушки и Мухоловки.

Сценка “Добрая”. Играют две девочки. На головах одеты шапочки с нарисованными Кукушкой и Мухоловкой.

- Что же ты плачешь, Мухоловка? Бедненькая!

- Как же мне не плакать. Было у меня в гнезде пять яичек, осталось, четыре. Сойка одно утащила!

- Ах, душегубка! Ах, негодница! Ах, мерзавка! Не плачь, Мухоловочка, я помогу твоему горю. Я тебе свое яичко положу.

- Нет, нет, нет! Прошлое лето одна кукушка помогла вот так мне, так я всех своих деток лишилась. Вылупился кукушонок-злодей и всех моих деток из гнезда выкинул! Знаю я тебя, помощницу. Пролетай, пролетай!

- В гнездах каких птиц Кукушка оставляет свои яйца?

- Почему Мухоловка отказалась от помощи?

-Своих птенцов птицы кормят насекомыми, принося большую пользу.

Ответить на вопрос “Какую пользу приносят синицы - лазоревки?” вам поможет наш фильм “Сорок обедов и сорок ужинов. (В сценке участвует девочка, на голове у нее шапочка синицы.)

- Как я рада, как я рада, что родители мои не люди, а птицы, синицы-лазоревки! Бедные человеческие детеныши - их кормят всего три раза в день. Мои мама и папа кормят нас в день 600 раз. Нас, птенцов, у них пятеро. Каждому в день достается по сто двадцать порций. Сорок завтраков, сорок обедов, сорок ужинов.

- Какую помощь приносят синицы-лазоревки? - Чем полезны птицы?

- Все видеосюжеты мы посмотрели. Спасибо репортерам за очень интересные сюжеты. На этом рубрику “Вести из леса” мы закрываем, а нас ждёт новая рубрика “Знакомьтесь”.

III. Рубрика “Знакомьтесь”

- Сегодня к нам на телепередачу пришли юннаты.

Давайте поприветствуем их. Они расскажут нам об особенностях своих подопечных.

- Итак..., о ком вы будете сегодня рассказывать?

- Сегодня рассказ пойдет о перелётных птицах.

Юннат 1-й: Кто это? Если он

Всех перелетных птиц черней,
Враг личинок, друг полей,
Взад-вперед по пашне вскачь
И зовется птица (грач).

Грачи прилетают одними из первых на родину. Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи вместе с воронами ищут зерно и остатки пищи у жилья человека. Потом начинают строительство гнезд.

Из чего грачи строят свои гнезда?

Из прутьев и веток, высоко над землей, чтобы не достала кошка. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо.

Так они меняются, иначе гнездо займет другая пара птиц.

Юннат 2-й: Посмотрите, на доске появилась еще одна птица.

На шесте - дворец,
Во дворце - певец,
А зовут его ... (cкворец).

Ч то вы знаете о жизни скворца?

Юннат 3, 4-й: Посмотрите на его массивное тело и короткую шею, он нам покажется неуклюжим, тяжелым, хотя весит всего 75 граммов. Широким и важным шагом, беспрестанно кланяясь и озираясь по сторонам, потешно шествует он за плугом. Выдергивает из отваленных пластов земли дождевых червей и жучков. Осенью, правда, стаи скворцов совершают налеты на caды. Но этот вред несравним с той пользой, которую они приносят, выкармливая птенцов. Летом за долгий световой день оба родителя прилетают к гнезду до 300 раз! Вот и представьте, сколько гусениц, жуков и червяков уничтожит одна пара скворцов. Скворец еще и пересмешник. С поразительной похожестью умеет он передать все, что услышит в дальних своих странствиях. В его концертах можно услышать не только голоса других птиц и их песенки, но и отчаянный мальчишеский свист, кваканье лягушек, рычание собаки и даже скрип тележного колеса. Звучит запись пения скворца.

Юннат 5-й: Но вот взошло и заиграло над лесом весеннее солнышко, зажгло янтарным светом журчащие ручейки. Набухли на деревьях почки. И послышался в лесу чей-то голосок

Звучит запись голоса кукушки.

Ведущий: Чей же это голос?

Это голос кукушки.

Солнцем залита опушка,
Загорелся только день,
И проказница-кукушка
Куковать уселась в тень
Где она? Никто не знает,
На каком сидит суку,
В прятки с солнышком играет
И кричит ему ...

Дети: Ку-ку!

Ведущий: Что вы знаете о кукушке?

Юннат 6-й. Кукушка не строит гнездо и не сидит на яйцах. Она откладывает их на землю, а затем переносит клювом в гнездо к какой-нибудь маленькой птичке. И вот у хозяина гнездышка появляется прожорливый кукушонок. В отсутствие своих приемных родителей он выталкивает из гнезда братишек и сестренок, и тогда птицам ничего не остается, как выкармливать его одного. Птица эта большая и окрашена в коричневый цвет.

Юннат 6-й: К поляне подлетает еще 1 гость.

Спереди - шильце,
Сзади - вильце,
На груди белое полотенце.
Наша гостья - ласточка.

Показывается изображение ласточки.

Ласточки прилетают в середине мая. Её легко узнать по черному оперению и белой грудке. У ласточки быстрый непрерывный полет, она не просто летает, а ловит в воздухе мух и комаров. Говорят, что по ее полету можно определить погоду.

А как?

Дети: Лепят гнезда ласточки под крышами домов, делая узкое горлышко, чтобы не за6ралась в гнездо кошка. Строительный материал - его много: грязь, глина, а склеивается все слюной самой птицы.

IV. Рубрика “Телеигра” называю перелётных птиц – дети машут руками,

Зимующих – хлопают

Насекомых – замирают. (Скворец, бабочка, сорока, грач, комар, ласточка, дятел, кукушка, оса)

- На этом телеигра закончилась, а нас впереди ждет рубрика “Телекроссворд”.

V. Рубрика “Телекроссворд”

1. Полевой певец? (Жаворонок)

2. По поднебесью веревка протянулась? (Журавль)

3. Черный, проворный.

Кричит крак, червякам враг? (Грач)

4. На шесте дворец, во дворе певец. (Скворец)

5. Маленький мальчишка в сером армячишке,

По дворам шныряет, крохи собирает

В полях ночует

Коноплю ворует.

(Воробей)

6. Про какую птицу народ говорит: “Хвостом лед ломает”. (Трясогузка)

7. Спереди шильце,

Сзади вильце.

Сама мала, а за морем бывала. (Ласточка)

  1. Хоть я птичка-невеличка у меня, друзья, привычка:

Как начнутся холода,

Прямо с севера сюда.

Кто же я? (синица)

9. Эта птица самый лучший певец в роще. Очень часто пение человека сравнивают с пением этой

птицы. Иногда можно услышать обращение: “поёшь как ... ”. Что это за птица?

(Соловей)

10. Дитенок еще не родился, а уж отдан на воспитание? (Кукушка)

VI. - Молодцы! Мы приблизились к рубрике “Телевикторина”.

1. Почему весной к нам возвращаются перелетные птицы? (Потому что в наших краях становится тепло и для них опять появляется много корма)

2. Для какой птицы люди строят весной домики? (Для скворца)

3. Первыми к нам прилетают грачи, затем скворцы.

4. Где находится гнездо жаворонка? (В поле или на лугу, прямо на земле)

5. Можно ли отличить гнезда ворон от гнезд грачей?

(Они похожи по внешнему виду, но на одном дереве бывает по 15-20 гнезд грачей и только одно гнездо вороны).

6. Какая перелетная птица не строит собственного гнезда? (Кукушка).

7. Сделав в мастерской скворечник, школьники прибили его к высокому дереву, летком на солнечную сторону. Все ли правильно сделали ребята? (Скворечник нельзя прибивать к дереву, его надо привязывать.)

8. В лесу вы слышите, как кукует кукушка. Кто кукует: самка или самец?

VII. Телеконкурс “Берегите птиц”.

Ребята, что люди должны сделать, чтобы птицы захотели вернуться к нам весной? (скворечники, не разорять гнёзд, не стрелять из рогаток в птиц, не гонять и не убивать их).

Что вы можете рассказать об этом?

Нарисовать группой запрещающий знак “Охрана птиц”

Защита работы.

Итог.

Какую пользу приносят перелётные птицы? Почему мы должны их охранять?

Каких перелетных птиц вы запомнили?

Когда вы можете применить знания, полученные на уроке?

Самооценка.