Работа с классным уголком как одна из форм организации воспитательного процесса младших школьников

Разделы: Начальная школа, Классное руководство


В каждом человеке – солнце.
Только дайте ему светить.
Сократ

Презентация 1 слайд: С первых дней пребывания учащихся в школе для нас, учителей начальных классов, важно увлечь и вовлечь ребенка в ее жизнь. И при этом необходимо предоставлять ребенку возможность быть самостоятельным, иметь право на свое мнение, научить организовывать свою деятельность, создавать условия для сплочения коллектива так, чтобы ребёнок чувствовал свою необходимость и нужность.

В нашем классе воспитательная работа строится через организацию игры – путешествия.

2 слайд: Работу с классным уголком считаю одной из основных форм организации этой игры, а, следовательно, и организации воспитательного процесса для решения поставленных задач, в частности: развития творческого потенциала личности учащегося, создания условий для сплочения коллектива, развития духовно-нравственных качеств личности.

В классном уголке отражается деятельность учащихся и результативность игры.

Можно сказать, что классный уголок – это портрет класса, а его создание – важная часть воспитательной работы, позволяющая классному коллективу, ощутить себя единым целым.

Во всем многообразии методической литературы мне удалось встретить единичные высказывания о том, как необходимы классные уголки, и практически никаких методических рекомендаций по их созданию.

3 слайд: Для того чтобы работа с классным уголком способствовала решению поставленных задач в первую очередь, по моему мнению, необходимы определенные общие требования к созданию классного уголка. Я придерживаюсь требований, сформулированных в газете “Интерактивное образование”:

Какую информацию необходимо поместить в классный уголок, что бы он соответствовал сформулированным требованиям?

4 слайд: Как один из вариантов представляю структуру классного уголка на слайде.

5 слайд: Представлю работу с уголком по каждому структурному элементу:

Немаловажным моментом в проектировании классного уголка является придумывание названия. Это дело сложное и творческое. Название должно быть емким и подходить самому классному коллективу.

Каждый год вместе с детьми  мы пытаемся сделать игру более интересной и увлекательной. В прошлом учебном году наш коллектив назывался “Алые паруса”. Название не отражало главные ценности коллектива. В этом году ребята придумали название коллектива: “Парусник Дружбы в океане Знаний”, для достижения успешности определили формулу, включающую главные ценности нашего коллектива: “ЗНАНИЯ + ДРУЖБА = УСПЕХ!”

6 слайд: Для того чтобы отразить целенаправленность нашей деятельности придерживаемся девиза:

“Для знаний нет дна, для дружбы нет границ”.

Атрибутика коллектива состоит из герба и гимна класса.

- Герб класса отражает сущность названия коллектива, девиза, традиций и основных направлений работы.

Герб представляет собой щит жёлтого цвета с голубой окантовкой, на котором изображён парусник, символизирующий движение класса вперёд. На парусах видны зелёные ростки - ростки открытий, открытая книга - источник знаний и колос, означающий дружбу и единение. Щит поддерживают грифоны, изображающие активность и мудрость всех участников воспитательного процесса: учащихся, родителей и классного руководителя.

-Гимн отражает единство взглядов на достижение успешности всех членов коллектива.

Гимном класса мы выбрали песню “Экипаж – одна семья”, отражающую единство взглядов нашего коллектива.

7 слайд: Список класса – неотъемлемая часть каждого классного уголка. Он говорит о том, что уголок создан именно классом – общим коллективом. Список членов классного коллектива отражён в составе экипажа.

8 слайд: Законы или правила членов   коллектива - это выдержки из устава школы с перечислением их прав и обязанностей. Зная свои права и обязанности, ученики еще в школе учатся уважать и соблюдать законы. Мы составили законы экипажа в стихотворной форме, ребята приложили для этого немало усилий, их активность была отражена в классном уголке, а также составили так называемые правила на всю жизнь. Здесь использовались элементы проектной деятельности.

9 слайд: Структура  органов самоуправления изображена схематически. Схему придумали сами ребята.

10 слайд: Для отражения обязанностей и поручений членов классного коллектива в уголке помещены фотографии каждого члена экипажа по отделениям.

В коллективе координируют всю работу капитан корабля.

Помощник капитана – занимается сбором информации об учебном процессе, проверяет состояние ведения дневников, организует интеллектуальные мероприятия.

Отделение культуры – организует и проводит творческие мероприятия, конкурсы, вечера, ведёт учёт участия в них всех членов экипажа.

Отделение здоровья и спорта – организует спортивные мероприятия в классе и учёт участия в них ребят, ведёт учёт посещаемости занятий учащимися, выясняет причину их отсутствия, организует здоровьесберегающие мероприятия.

Отделение охраны законности и правопорядка – координирует соблюдение норм нравственного поведения, организует соответствующие мероприятия.

Отделение друзей природы – заботится о состоянии зелёных насаждений в классе и школе, проводит мероприятия по увеличению их количества, организует и проводит работу с календарём природы.

Кроме этого каждое отделение ведёт свою рубрику в уголке, где помещают материал для всех ребят. Например, однажды ребята из отделения культуры предложили тест на определение личностных качеств ребят, отделение спорта поместили несколько новых физминуток в свою рубрику, отделение охраны порядка заинтересовали ребят кроссвордами.

В каждой микрогруппе (отделении) есть командир, который отвечает за работу своего отделения. Микрогруппы созданы по устойчивым интересам и способностям детей, выявленным в 1 и во 2 классах, когда обязанности и поручения каждого ребёнка периодически менялись. При этом каждый ребёнок ощущает свою необходимость в коллективе, проявляет свою индивидуальность в определённом виде деятельности. Выполнение поручений обсуждается и получает объективную оценку на классном часе. Это способствует тому, что дети стремятся не только выполнить поручения как можно лучше, но и внести что-то новое.

Результативность работы отделений, качество выполнения поручений отражается в уголке отметкой успехов в форме получения звезды и крепления её у фотографии, а в конце четверти по итогам активно ребятам присваиваются звания. В таблице подведения итогов в конце каждой недели капитан и его помощники отмечают результативность работы отделений.

11 слайд. Текущий план работы на месяц составляется по тематике каждого месяца. В октябре тема “Давайте жить дружно!”, по данной тематике спланированы мероприятия и назначены ответственные по отделениям.

Кроме этого составлен план на неделю: Понедельник – день творчества (смена информации в рубрике “Это интересно!”)

Вторник – день открытий (консультации по созданию внеурочных проектов)

Среда – день здоровья (игры на свежем воздухе).

Четверг- день взаимопомощи (индивидуальная помощь по предметам школьной программы).

Пятница – день новостей (подведение итогов, отражение в классном уголке).

План на день:

1 перемена – перемена добрых дел (взаимопомощь, уход за растениями.)

2 перемена - перемена этикета (правила поведения в столовой, правила приёма пищи)

3 перемена совпадает с динамической паузой – перемена здоровья (организация и проведение игр на свежем воздухе)

4 перемена – перемена радости (обсуждение успехов за день).

12 слайд: В рубрику “Поздравляем” помещаем поздравления с Днём рождения, поздравления с завоеванной наградой в соревнованиях или в творческих и интеллектуальных конкурсах.

13 слайд: Обновляющаяся информация в рубрике “Это интересно!”. В этой рубрике информация меняется каждый понедельник. Сюда помещаем сочинения ребят, интересные материалы, которыми они хотят поделиться с друзьями, фотографии интересных мероприятий, прошедших в классе, последние новости из жизни класса и школы, объявления.

14 слайд: Рубрика “Наши достижения” является своеобразным стимулом для творческого развития, позволяют учащимся ощутить чувство сопричастности к классу. В эту рубрику помещаем грамоты, дипломы. Самые запоминающиеся события записываем на волне Радости.

15 слайд: В уголке по мере надобности можно расположить и другие рубрики. В данном случае необходим график дежурства, полезна рубрика “О школе”, где дана краткая информационная и историческая справка о школе, материал для которой ребята собирали у библиотекаря, в секретариате школы.

16 слайд: Уголки, создаваемые в классе могут, быть и тематическими. Так, частью классного уголка может стать уголок безопасности - у нас это остров Безопасности, уголок – выставка творческих работ учащихся (остров Творчества).

17,18,19,20 слайды: Главным практическим результатом работы с классным уголком к 3 классу стали деятельная активность учащихся, удовлетворенность детей процессом и результатом творческого содружества, повышение уровня межличностных отношений участников воспитательного процесса. Об этом говорят результаты проведённой диагностики.

21 слайд: В своей работе я придерживаюсь взглядов основателя теории воспитательных систем академика Л.И. Новиковой, которая советовала педагогам не становиться (в большинстве случаев) организаторами коллективной деятельности учащихся. Придумывать дело, и проводить его, и подводить итоги должны сами дети. Главное – помочь ученикам организовать самоуправление и научить их в нем работать, постепенно предоставляя детям все больше самостоятельности, подсказывая при необходимости правильное решение.