Цели:
- Усовершенствовать знания учащихся об имени прилагательном как части речи.
- Развивать умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.
Оборудование:
- Учебник "Русский язык", 4 класс, ч.1 (автор Т.Г.Рамзаева).
- Карточки со словами.
- Картина К. Петров-Водкин "Утренний натюрморт"
- Картина А. Архипов "Портрет крестьянки"
Ход урока
1. Организационный момент
2. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы отправимся с вами на вернисаж.
Что обозначает данное слово?
Вернисаж- это выставка картин.
а) Найдите орфограммы в данном слове? (е, и, ж)
На какое правило данные орфограммы? (непроверяемые безударные гласные, парная согласная в конце слова)
б) Подберите проверочные слова.
А вот и первая картина.
Учитель читает стихотворение "Сказка про краски", автор Е. Руженцев.
Если б всё на свете было
Одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
Кто решился бы отныне,
Приходя домой усталым,
На зелёной спать перине
Под зелёным одеялом?
И зелёною водою
На рассвете умываться,
И зелёным - презелёным
Полотенцем утираться?
Любоваться, как над вами,
Зеленея птицы реют,
Над зелёными домами
Ярко солнце зеленеет?
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным.
Пусть же всё вокруг нас будет
Удивительным и разным!
Проблемная ситуация
- Чтобы рассказать об этом удивительном и разном мире, какие нужны нам слова?
- К какой части речи относятся эти слова? (имена прилагательные)
- Об этой части речи мы сегодня и поговорим.
- К какому жанру мы отнесем данную картину?
3. Чистописание
а) Массаж рук
Выполните действия
Наши нежные цветочки
Распускают лепесточки
(Ладони вертикально поставлены друг к другу и сомкнуты. Ладони размыкаются, образуя цветок)
Наши алые цветочки
Закрывают лепесточки
(Ладони вновь смыкаются)
б) Найдите в четверостишье имена прилагательные. (Нежные, алые)
Давайте пропишем первые буквы данных прилагательных (н, а)
4. Работа по теме урока.
а) Проблемная ситуация
Вот перед нами ещё одна замечательная картина.
В конце этого задания вы должны дать её название.
Учитель диктует существительные.
Стол, спички, яйцо, цветы, чайник, ложка?
Дети записывают однокоренные прилагательные. (Столовый, спичечный, яичная, цветной, чайный.)
Проверка. Какой вывод можно сделать? (Не от всех имен существительных можно образовать имена прилагательные)
В каком жанре выполнена данная картина? (Натюрморт)
На уроке литературы мы знакомились с этим натюрмортом. Вспомните его название и автора. (Автор Кузьма Петров- Водкин "Утренний натюрморт)
б) Работа по учебнику cтр.136 упр.268
Ответить на вопросы. Выполнить задания.
Проверка.
С какой частью речи связано имя прилагательное в предложении?
Прочитайте словосочетания, которые у вас получились. (Дом старый, тополь толстый, степь красная, целина золотая, Родина родная)
5. Словарно-орфографическая работа.
Упражнение "Лишнее слово".
а) На доске записаны группы слов. Надо найти "лишнее" слово.
.а) г..стиница,в...лнение, загр..знение,безгр..ничный.
(Безграничный - это прилагательное, остальные слова - существительные.)
б) нело..кий, ле..кий, кре..кий, обра..цовый.
(Крепкий - здесь пропущена парная глухая согласная, в остальных словах - парная звонкая)
в) а..уратный, весе..ий, су..отний, со..новый.
(Сосновый - в этом слове пишется одна буква, а в остальных словах - удвоенная согласная)
б) Запишите все прилагательные.
6. Творческое задание.
а) Описание портрета А. Архипов "Портрет крестьянки"
Подготовьте устно описание данного портрета.
Уберите в своих описаниях имена прилагательные.
б) Выходят два ученика. Один описывает портрет , используя имена прилагательные, другой - без прилагательных
Кто из учеников испытывал при описании больше трудности? Почему? С какой целью используется в речи имя прилагательное?
7. Итог.
- Какую роль в нашей речи выполняют имена прилагательные?
- Что они обозначают?
- На какие вопросы отвечают?
- Какие жанры картин нам сегодня встретились на вернисаже?
8. Домашнее задание.