Цель: продолжить развитие естественнонаучного мышления через усвоение знаний о строении и функционировании органа зрения и зрительного анализатора.
Задачи:
- актуализировать значимость для учащихся знаний о роли зрения в жизни человека;
- создать условия для осознания и осмысления блока информации о связи строения глаза с его функциями;
- раскрыть работу зрительного анализатора в целом;
- продолжить формирование навыков получения информации с помощью различных источников;
- развивать коммуникативные способности через работу в парах при проведении наблюдений
Оборудование: череп, модель глаза, рабочие листы (Приложение 1), раздаточный материал для проведения наблюдений, мультимедийная установка, CD-диск.
Ход урока
I. Подготовка к активному восприятию новой темы.
Актуализация знаний о роли зрения в жизни животных.
II. Изучение нового материала.
1. Значение зрения
вступительная беседа по вопросам:
- что можно определить с помощью зрения?
- какое значение имеет зрение в жизни человека?
проверка правильности высказываний (Приложение 2, слайды 2,3)
2. Положение глаз в глазнице. Защита глаза.
Задание 1: установить, отростки каких костей участвуют в образовании глазницы. (Вполне достаточно, если учащиеся назовут отростки лобной, верхнечелюстной и скуловой костей.)
- защитное значение глазниц.
Задание 2: определить количество и функции глазных мышц.
Проведение опыта: учащийся просит соседа по парте взглядом проследить за движением карандаша на расстоянии 20 см от глаз. Карандаш перемещает вверх, вниз, вправо, влево, затем описывает окружность.
- вопрос: сколько мышц может приводить в движение глазное яблоко?
Ответ уточнить, используя рисунок. (Приложение 2, слайд 4)
- расположение и значение слезной железы и носослезного канала. (Приложение 2, слайд5)
Задание 3: определить функции век.
Проведение опыта: учащиеся мигают и наблюдают движение век у соседа по парте.
- ответ на вопрос задания: веки могут прервать световой поток и защитить от световых раздражений, слезная жидкость равномерно смачивает поверхность глаза, предохраняя клетки от высыхания и освобождая глаз от попавших посторонних частиц.
- защитная роль бровей.
3. Строение и функционирование глаза.
- объяснение учителя (Приложение 2, слайд 6)
Задание 4: рассмотреть роговицу и доказать, что она имеет меньший радиус, чем белочная оболочка.
Проведение наблюдения: учащийся смотрит прямо перед собой. Сосед по парте рассматривает его лицо в профиль и отмечает, что роговица более выпукла, чем склера глаза.
- какое значение имеет это явление? ( Чем меньше радиус у сферы, тем больше выпуклость)
Задание 5: обнаружить сужение и расширение зрачка, объяснить результаты опыта. (Приложение 2, слайд 7)
Проведение опыта: учащийся поворачивается лицом к свету. Сосед по парте рассматривает ширину его зрачков, затем предлагает товарищу закрыть глаза и заслонить их рукой. Через 30-60 с предлагает вновь открыть глаза, внимательно следя за изменениями зрачка.
(Благодаря сужению и расширению зрачка регулируется поступление света).
- введение понятия "аккомодация" (Приложение 2, слайд 8)
Задание 6: проследить за работой хрусталика.
Проведение опыта: учащиеся берут лист бумаги с отверстием посередине диаметром 1 см, по краям отверстия написаны буквы. Лист держат на расстоянии 10-15 см так, чтобы буквы были четко видны, а через отверстие была видна доска с написанным текстом.
- прочесть надпись на доске и ответить, почему буквы вокруг отверстия кажутся размытыми ( хрусталик стал более плоским, и близкие предметы-буквы оказываются вне фокуса)
- рассмотреть буквы вокруг отверстия и ответить, почему изображение на доске кажется расплывчатым ( хрусталик более выпуклый, и дальние предметы оказываются вне фокуса)
- почему нельзя одновременно четко видеть предметы на далеком и близком расстоянии?
Задание 7: доказать, что стекловидное тело имеет полужидкую консистенцию.
Поисковая беседа.
На нижней стенке стекловидного тела находятся частички отслоившейся ткани. - что было бы с этими частичками, если стекловидное тело жидкое? ( Они взмучивались бы при каждом движении)
- что было бы с частичками, если стекловидное тело из твердого вещества? ( Взмучивание невозможно.)
Проведение опыта: учащимся нужно резко встряхнуть головой и посмотреть на равномерно освещенный фон: лист бумаги, стену. Появляются черноватые тени, которые движутся вниз. Это оседают взмученные частицы. Значит стекловидное тело не твердое вещество. Из факта, что оседание происходит медленно, следует, что стекловидное тело обладает высокой вязкостью.
- строение сетчатки, понятия "желтое пятно", "слепое пятно". (Приложение 2, слайд 9)
Структуры глаза | Особенности строения | Функции |
1. Белочная оболочка | ||
1а. Роговица. | ||
2. Сосудистая оболочка. | ||
2а. Радужная оболочка | ||
2б. Зрачок. | ||
3. Хрусталик. | ||
4. Стекловидное тело. | ||
5. Сетчатка |
Задание 8: заполнить таблицу, используя текст учебника. (Индивидуальная работа )
- проверка заполнения таблицы.
- реакция колбочек сетчатки на длину световой волны (Приложение 2, слайд 10)
- получение различных цветов (Приложение 2, слайд 11)
-характеристика колбочкового зрения (Приложение 2, слайд 12)
- характеристика палочкового зрения (Приложение 2, слайд 13)
- видение цветов человека с нормальным зрением и больного дальтонизмом (Приложение 2, слайд 14)
- характеристика изображения на сетчатке (Приложение 2, слайд 15)
4. Зрительный анализатор.
- используя рисунок и текст учебника, составить схему зрительного анализатора
- ответить на вопрос: почему мозг дает верную информацию?
5. Иллюзии. Роль практики в их коррекции.
- влияние окружения объекта на его восприятие (Приложение 2, слайд 16)
- возникновение стойкой иллюзии при взаимодействии процессов возбуждения и торможения нейронов в сетчатке (Приложение 2, слайд 17)
- двойные изображения (Приложение 2, слайды 18, 19, 20)
- общие принципы работы головного мозга, связанные с восприятием (Приложение 2, слайд 21)
III. Контроль и подведение итогов.
Задание для самостоятельной работы.
- из перечня (1-10) выберите ответы на вопросы (а-л) и зашифруйте их.
1. Хрусталик | а) три части зрительного анализатора |
2. Сетчатка | б) воспринимает зрительные раздражения |
3. Рецептор | в) проводит возбуждение в мозг |
4. Зрачок | г) осуществляет различение зрительных раздражений |
5. Стекловидное тело | д) преломляет лучи |
6. Зрительный нерв | е) меняет кривизну |
7. Склера | ж) состоит из колбочек и палочек |
8. Радужная оболочка | з) защитная оболочка глаза |
9. Сосудистая оболочка | и) место образования изображения предмета |
10.Зрительная зона коры | к) отверстие в радужной оболочке |
больших полушарий | л) питающий слой глазного яблока |
- взаимопроверка
- подведение общего итога урока учителем
IV. Задание на дом.
Изучить параграф учебника 52, выполнить задания к тексту.