Одним из первых учебно-методических комплектов для начальной школы, который взял на вооружение метод проектов, стал новый УМК “Планета знаний” (под общ. ред. И.А. Петровой). Проекты представлены на специальных разворотах, которые есть в каждом учебнике – с 1-го по 4-й класс по каждой учебной дисциплине. Разворот содержит не только темы проектов, но и своеобразные подсказки, облегчающие подготовку проекта. В каждом учебнике УМК “Планета знаний” предлагается проектная деятельность. Она обеспечивает развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве.
В то же время проектная деятельность способствует формированию умения самостоятельно планировать свою деятельность, направлена на расширение кругозора учеников, формирует умение самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач. Проектная деятельность ориентирует учащихся на коллективную, групповую, парную и индивидуальную работу. В ходе работы над проектами у учащихся приобретаются коммуникативные умения, т.е. умение работать в разных группах, выполняя разные социальные роли. В учебниках представлены творческие, информационные и практико-ориентированнные проекты. Проектная деятельность предлагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность. Получив свою первую учебную книгу, дети уже в 1-м классе на страницах “Букваря” (авт. Т.М. Андрианова) знакомятся с проектной деятельностью. По завершении темы “Алфавит” им предлагают несложные, но очень интересные творческие задания: “Придумай свою азбуку на пальцах”, “Составь “фруктовую” азбуку”, “Театр живых букв”, “Составь буквы из природных материалов”. Это посильно для ученика-семилетки и очень почетно – работы начинающих были представлены на общешкольной выставке творческих работ учащихся. Особенно значимым этапом в этом отношении можно считать завершающий этап – презентацию, или защиту проекта. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставив у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. По завершении работы детям надо предоставить возможность показать, что у них получилось, и услышать похвалу. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители. Можно использовать самые различные формы презентаций: концерт, спектакль, выставки поделок и рисунков, презентации мини-проектов на общую тему, викторина, малая конференция и т.д. Проектная деятельность в контексте УМК “Планета знаний” обеспечивает развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве. В ходе работы над проектами у учащихся приобретаются коммуникативные умения, то есть умение работать в разных группах, играя разные социальные роли. Проектная деятельность предлагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность. Работа над проектами способствует умению планировать и организовывать свою деятельность, расширению кругозора учеников по темам, близким к учебным, развивает творческие способности. Эта форма работы носит исключительно добровольный характер. Работать над проектом можно в рамках любой программы начальной школы, используя методическую помощь УМК “Планета знаний”.
Этапы выполнения проекта
Учитель: предлагает, ставит проблему, консультирует, наблюдает, советует, помогает, уточняет, проверяет, уточняет, проверяет, обобщает, контролирует, следит, оценивает. |
1.Исследовательский
|
Ученик: анализирует, сравнивает, выбирает, исследует, изучает, рисует, чертит, разрабатывает, определяет, подсчитывает, обобщает, оформляет, защищает проект. |
2. Технологический
|
||
3. Заключительный
|
Правила для учителя, решившего работать с помощью метода проектов
1.Учитель сам выбирает, будет ли он работать с помощью метода проектов.
2.Учитель полностью отвечает за детей, участвующих в проекте, за их успех и безопасность.
3.Учитель доверяет ученикам, считает их равноправными участниками общей созидательной работы и постоянно подчёркивает своим поведением это доверие.
4.Учитель предоставляет возможности детям для самостоятельной работы.
5.Учитель вырабатывает новую позицию. Происходит смена позиции лектора и контроллёра на позицию помощника и наставника.
6.Учитель следит за своей речью (не “Ты сделал неправильно!”, а “Почему ты это сделал так?”).
7.Учитель вмешивается в самостоятельную работу детей только тогда, когда этого требуют обстоятельства или сами ученики об этом просят.
Советы учителю, работающему по методу проектов
1.Вы должны быть уверенны, что тема проекта интересна в классе.
2.Убедитесь, что тема проекта достаточно гибкая и её можно рассматривать с разных точек зрения.
3. Обратите внимание, предполагает ли решение проблемы различные виды деятельности (изготовление предметов, рисунки, аппликации, записи на плёнку, интервью, короткую пьесу и.т.д.)
4.Не ошеломляйте учащихся своим проектом. Лучше меньше, да лучше.
5.Всегда будьте рядом, чтобы протянуть руку помощи.
6.Установите ограничители, чтобы не было состязаний между более и менее способными.
7.Прокоментируйте и оцените работу учащихся. Сотрудничайте с детьми.
Предлагаемые темы проектов по УМК “Планета знаний”
1-й класс “Школа” “Одежда” “Растения” “Люди и их занятия” “Любимое число” “Симметрия” “Алфавит” “Загадки, считалки, скороговорки” “Сказки” “Русский язык – твой помощник” “Народное искусство” “Дизайн в нашей жизни” “Звук и цвет” “Полёт над музыкальным миром” “Глина – незаменимый помощник наших предков” “Волшебное оригами” |
2-й класс “Знание – сила” “Мы живем в космосе” “Жизнь леса” “Наши питомцы” “Как хорошо уметь грамотно писать” “Устное народное творчество” “Мастерская слова” “Любимые писатели, произведения и герои” “Вычислительные машины” “Свойства площади” |
3-й класс “Освоение воздушного пространства человеком” “Сохраним мир живой природы” “Физкультура и спорт” “Мой родной край” “Измерение времени” “Что такое масса” “Народные сказки” “Басни” “Проводники наших мыслей и чувств” “Строим слова и предложения” |
4-й класс “Длина и её измерение” “Геометрические фигуры” “Используем средства языка при общении” “Язык мой – друг мой” “Авторские сказки” “Моя Родина” “Изучай и знай природу своего края” “Сохраним чистоту рек и озер нашей Родины” “Культурное наследие Древней Руси” “Город и горожане 19 века” “По местам боевой славы” |
Список литературы
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. Начальная школа – 2005г. №9
Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников. – Москва, Вентана-Граф, 2002г.
Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1–4 классы. Учебно-методический комплект “Планета знаний”. – М.: АСТ: Астрель, 2006 г.