Раздел 3. Научно - методическая деятельность
Пояснительная записка к авторской программе.
Настоящий курс по выбору составлен для учащихся 9 кл. и рассчитан на 16 часов. Курс предполагает углубленное изучение тем механики и молекулярной физики с использованием компьютерной технологии и направлен на формирование интереса к предмету с последующим сознательным выбором профессии, подготовку к продолжению образования по профилю.
Данный курс прививает интерес к физике и проведению физического эксперимента, развивает внимательность и наблюдательность, умение самостоятельно приобретать и применять знания.
Список литературы:
Для учителя:
- Глазунов А.Т. техника в курсе физики средней школы, М. Просвещение 1977.
- Кабардин О.Р. Внеурочная работа по физике - М.Просвещение, 1983 г.
- СД — диск, составленный по А.И. Фишман, доктора физико - математ. Наук профессора кафедра общей физики Казанского Государственного университета.
Для учеников: Блудов М.И. Беседы по физике - М, 1984 г., 2.Гальперштейн Л. Забавная физика, - М. 1994 г. З.Перельман ЯМ. Занимательная физика. М 1994 г.
Проводилось чтение доклада на курсах повышения квалификации учителей 2006 г на тему “Эффективности обучения уч. в старших классах”.
Принимала участие на конкурсе “Использование новых информационных технологий в учебном процессе и управление школой” в 2005 г.
Задачи курса:
1. Дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету:
- Способствовать наиболее эффективному усвоению законов кинематики, динамики и молекулярной физики.
- Закрепить имеющиеся знания о параметрах, характеризующих механическое движение.
- Сформировать учащихся способность самостоятельно ориентироваться в определении по заданным параметрам.
- Способствовать развитию абстрактного мышления при построении графиков движения.
2. Создать условия для качественной подготовки к экзаменам по выбору, т.е. по наиболее вероятным предметам.
3. Обеспечить мотивацию ученика, способствуя тем самым, внутрипрофильной специализации.
Раздел 4. Внеурочная деятельность
Программа курса
1. Введение:
Наука физика. Роль физики в жизнедеятельности человека. Связь с другими науками. Рассмотрение опыта “Песок в бутылке”. Повторение понятий: сила трения, сила скольжения, коэффициент силы трения.
Изучение задачи “С горы или в гору”, “Резкий удар”, Закрепление понятий: центр тяжести; закон сохранения импульса, закон сохранения энергии. (1 ч.).
2. Кинетика материальной точки:
“Перевертыш” (1ч.)
Устойчивое, неустойчивое равновесие; сила тяжести. Действие силы Архимеда.
3. Кинетика материальной точки
“Суперотскок”( 1 ч)
Взаимодействие двух шаров. Абсолютно упругий удар. Дополнительная энергия от взаимодействия.
4. Кинетика материальной точки
“Балансировка колес” (1ч)
Однородное тело, ось симметрии, угловая скорость и её связь с ускорением.
5. Динамика материальной точки
“Карусель” (1 ч)
Угловая частота (w); центростремительная и центробежная силы
6. Динамика материальной точки “Полет монеты и бумажки” (1 ч)
II закон Ньютона в проекции на вертикальную ось, сила тяжести, сила сопротивления.
6. Динамика материальной точки
7. Маятник материальной точки
Понятия маятника Жуковского, понятия линейной скорости.
8. Динамика материальной точки
“Тянем прямо - едем вправо” (1 ч)
Свойство сил узкого трения, понятия тригонометрических функций.
9. Динамика материальной точки
“Завидное равновесие” (1ч)
Центр тяжести, условие равновесия. Динамика материальной точки
10. “Послушная - непослушная катушка” (1 ч)
Сила трения, сила скольжения Законы молекулярной физики
11. “Фонтан” (1ч)
Архимедова сила. Закон Паскаля. Их взаимосвязь в данном опыте.
Раздел 5. Внеурочная работа.
Перечень творческих работ учащихся 8 кл.:
Создание приборов для физ. лаборатории, а именно демонстрации интерференции световых волн, прибор для демонстрации электрической дуги, ремонт неисправных приборов для демонстраций опытов в старших классах.
Список проведенных внеклассных мероприятий:
- Эффекты взаимодействия (вечер по динамике Познавательно -обобщающий) - 10.11.2004 г.
- Пятое время года. Физика на карнавале - 15.02.2005 г.
- Физическая викторина “Мы — из другой планеты” - 6.03.2006 г.
- Вечер с участием телевидения и
радиовещания “Оч. умелые ручки”
(Демонстрация творческих успехов уч. в изобретении приборов по
физике)-10.02.2006 г.Физико - математическая параллель (среди 7 -х кл.) -5.11.2005 г.
Раздел 6. Учебно - материальная база.
Перечень справочной литературы и дидактических материалов:
- О.Ф. Кабардин., СИ. Кабардина, В.А. Орлов,
Задания для контроля
знаний по физике М. 1995 г. - В.А. Балаш Задачи по физике и методы их решения. М. 1974 г.
- СД — диск, составленный по А.И. Фишман.
- Блудов М.И. Беседы по физике М - 1984 г.
- Перельман Я.И. (1,2 ч.) Занимательная физика М. 1994 г.
- СД - диск - продукции фирмы “Кирилли Мефодий”
- Демонстрационные плакаты из дидактических пособий