Цели урока:
- образовательные: выяснить, в чем состояла политика Александра Невского по отношению к Золотой Орде; дать всестороннюю характеристику личности А.Невского через музыкальный отрывок, художественный образ; выяснить предпосылки возрождения Руси
- развивающие: устанавливать причинно-следственные связи; анализировать источники, приводить примеры из них для подтверждения выдвигаемых суждений; уметь формулировать вопросы, вести диалог; переносить приобретенные знания в нестандартную (новую) учебную ситуацию;
- воспитательные: воспитание чувства гордости за героическое прошлое своей Родины; привлечение внимания к таким чертам характера А.Невского как смелость, мужество, любовь к Родине.
Оборудование урока:
Комплект документов об А.Невском, карта, портрет А. Невского, музыкальный фрагмент, эпиграф, презентация.
Структура урока:
- Организационный момент
- Мотивация
- Создание проблемной ситуации
- Формулирование темы урока. Целеполагание
- Изучение нового материала
- Первичное проговаривание
- Закрепление
- Подведение итогов
- Домашнее задание
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: проблемного изложения с элементами лабораторной работы.
План изучения нового материала:
- Политика А. Невского по отношению к Золотой Орде.
- Предпосылки возрождения Руси.
Ход урока
1. Организационный момент.
Взаимное приветствие, Проверка готовности к уроку.
2. Мотивация
Привлекаем внимание к эпиграфу урока: “История предков всегда любопытна для того, кто достоин, иметь Отечество” Н. Карамзин
Мы живем с вами в сложное, непростое время. Исчезают традиции, нравственные устои. Люди теряют связи со своими корнями, с Малой Родиной. И делают ошибку. Ведь история предков учит доблести, терпению, любви к Родине, учит быть гражданином активным и мыслящим.
3. Создание проблемной ситуации
Учитель предъявляет ученикам две точки зрения на политику Невского (две противоречивые теории)
Учащиеся испытывают удивление (возникает проблемная ситуация)
Учитель разворачивает побуждающий диалог:
– Что вас удивило?
– Мнения противоречат друг другу
– Сколько существует теорий ( точек зрения)? (Осознание противоречия)
– Две точки зрения
– Значит какой вопрос у нас возникает? ( побуждение к формулированию проблемы)
– Кто из ученых прав? Какой была политика Невского?
4. Попытайтесь из вопроса сформулировать тему урока.
Учащиеся предлагают несколько версий, учитель выбирает. Итак тема урока “А.Невский и Золотая Орда”.
Целеполагание.
5. Переход к новому материалу.
Звучит музыкальный отрывок, в котором слышны и торжественные и тревожные ноты. Может ли он служить иллюстрацией к теме? Да, может.
Работа с документами в группах.
После этого учитель вовлекает учащихся в дискуссию по проблемным заданиям, создает условия для формулирования личных суждений о деятельности Невского и его политическом и религиозном выборе.
Далее заслушиваются позиции учащихся и их аргументация. Просмотр презентации “Александр Невский: кто он?”.
Учащиеся делают выводы, которые фиксируются на доске и в тетрадях.
6. Первичное проговаривание в парах.
Учащиеся сами предлагают художественный символ, выражающий политику князя: меч, а на нем голубь.
Учитель разворачивает завершающий диалог:
– Итак: каковы последствия такой политики?
– Началось возрождение Руси
– Вы хотите сказать, что были заложены предпосылки возрождения?
– Да!
Рабата с опережающим заданием: составление схемы “ Факторы возрождения Руси”
Диалог:
– К чему приведут все эти факторы?
– К образованию централизованного государства.