Цели урока:
- Развитие познавательной активности учащихся.
- Совершенствование умения выполнять умножение десятичных дробей.
- Формирование у учащихся умения планировать свою деятельность.
Оборудование:
- Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Я. Виленкин и др. – 22-е издание, стереотипное. – М.: Мнемозина, 2007;
- На доске запись: дата, тема урока, номера заданий, д/з, таблица, солнышко с лучами;
- “Ромашка” с примерами.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы урока.
– Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь и улыбкой пожелайте друг другу хорошего настроения! Сегодня у нас необычный урок, “Урок добрых слов”. На этом уроке мы узнаем новые “добрые слова” и продолжим работу над темой “Умножение десятичных дробей”, будем решать разные задания, связанные с этим действием.
II. Устный счёт.
Вспомним правила:
– умножения десятичных дробей на 0,1; 0,01; 0,001…
– деления десятичных дробей на 10; 100; 1000…
– посмотрите внимательно на примеры и примените правила при счёте
3,25•0,1 = | 3,25:10 = |
18,3•0,01 = | 18,3:100 = |
0,302•0,001 = | 0,302:1000 = |
III. Работа по теме.
1. Беседа.
Ребята, что такое Добро? Давайте попробуем подобрать схожие ассоциации, связанные со словами “добро”, “доброта”.
– мама, улыбки, дружба, друзья, солнышко, радоваться “пятерке”, праздник, небо, ромашки, день рождение, погладить кошку, помощь…
Бесконечно можно слушать такие добрые слова, не правда ли? Значит добро – это абсолютное понимание и поддержание всего положительного. Если правильно вы решите примеры и откроете буквы в таблице, то узнаете ещё одно доброе слово, о чём сегодня мы будем говорить на уроке. В этом нам поможет “добрая” ромашка – цветок настроения. Работаем в парах (отрываем лепесток от ромашки с примером).
2. Решение примеров
4,55 •10; 18,3 •10; 0,235 •100; 48,5 •0,01; 435,7 •0,01; 0,01 •0,1; 0,3 • 0,1;
8,2 •0,01; 365 •0,01; 2,48 •100; 454 •0,01; 0,0202 •1000; 54 •10 .
540 | 4,357 | 45,5 | 248 | 0,001 |
б |
л |
а |
г |
о |
183 | 3,65 | 0,001 | 23,5 | 0,082 | 183 | 4,54 | 4,357 | 4,85 | 20,2 | 0,001 | 0,03 | 183 | 4,85 |
т |
в |
о |
р |
и |
т |
е |
л |
ь |
н |
о |
с |
т |
ь |
Молодцы, вы быстро справились с этим заданием.
Конечно же, это слово “благотворительность”. А что же это такое, как вы думаете?
– это всё, что связано с добром;
– творить добро;
– делать добрые дела;
– совершать добрые поступки…
А какие добрые дела и поступки можете совершить вы?
– помочь маме домашними делами;
– хорошо учиться;
– оказать помощь товарищу;
– отдать в “добрые руки” бездомного котёнка;
– прочитать маленькой сестрёнке книжку…
Ребята, а вас за это похвалят? А какими словами? Давайте заполним лучики нашего солнышка этими словами, решив задачу.
Физкультминутка.
Покажите, пожалуйста, как лучики солнышка попали к нам в кабинет (поднять руки и потянуться). Их много, ещё раз! Молодцы!
3. Решение задачи №1393.
– Прочитайте задачу.
– Сколько семян идёт на единицу площади?
– Как вычислить массу семян на данную площадь?
После решения примера учащийся называет своё слово и делает запись на лучике солнышка: умница, солнышко, радость наша, милый, родной, добрый… Работа учащихся с комментированием у доски.
0,55 • 4 = 2,2 (кг); 0,55 • 0,1 = 0,05 (кг); 0,55 • 2,3 = 1,265 (кг);
0,55 • 1,5 = 0,825 (кг); 0,55 • 0,8 = 0,44 (кг); 0,55 • 100 = 55 (кг).
А у взрослых добрые дела и поступки, какие?
– навестить больного родственника, друга;
– помочь кому-то в беде;
– родители оказывают помощь нашему классу в организации праздников;
– наша страна помогает людям, попавшим в беду: при пожарах, наводнениях, катастрофах;
– помогают детским домам…
Ребята, людей называют “благотворителями”, если они безвозмездно, без отдачи, от чистой души оказывают помощь нуждающимся, а эта помощь называется “благотворительностью”.
Физкультминутка.
На доске написаны пять чисел 1; 12; 24; 10; 33.
Нужно расшифровать слово, каждая цифра обозначает порядковый номер буквы в алфавите.
Итак, это знакомое вам слово “акция” (написать крупными буквами на доске).
Зарядка для глаз. Круговыми движениями глаз прочтите это слово 2 раза и запомните его.
В нашей школе в этом учебном году проходило несколько акций – мероприятий, проводимых с благотворительными целями. Давайте вспомним, в каких акциях ваш класс принимал участие.
– благотворительная акция “Дерево моей семьи”;
– благотворительная акция “Посылка солдату”;
– благотворительная акция “Подарок далёкому другу”;
– благотворительная акция “Лето-2009”.
Зарядка для рук. (Аплодисменты) Спасибо за участие!
IV. Повторение изученного материала
– Прочитайте задание № 1421
– Вспомните алгоритм деления десятичной дроби на натуральное число.
– Решите самостоятельно (а, в), у доски (на обратной стороне) решают два ученика.
Коллективная проверка.
V. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
– Расскажите правило умножения десятичных дробей;
– Что значит умножить число на 0,1; 0,01; 0,001;…?
– Куда переносить запятую при умножении на эти числа?
– С какими “добрыми” словами вы сегодня познакомились? Что они означают?
– Как вы думаете, подсказка на уроке – это благотворительность или нет?
– Приведи примеры благотворительности, и объясните, кому больше всего пользы она принесёт.
VI. Домашнее задание
№ 1391(3 строка), № 1395.Спасибо за работу. Вы были активны, открыты для общения.
Мне с вами было приятно работать. Дарите окружающим добро. Урок окончен.