Цель урока:
- Рассмотреть строение атома фосфора, аллотропные модификации фосфора, кислородсодержащие соединения: оксид фосфора (V), фосфорную кислоту и ее соли. Дать представление о фосфорных удобрениях.
- Развивать навыки исследовательской деятельности учащихся.
- Прививать навыки работы в коллективе при выполнении презентаций.
Тип урока: совершенствование и закрепление знаний.
Форма урока: конференция.
Место урока в теме. Заключительный 3 урок из трех (по общеобразовательной программе О.С. Габриеляна).
Оборудование: медиапроектор, компьютер, экран, памятка на столах учащихся, штатив, 4 пробирки (для демонстрационного эксперимента).
Реактивы: кальций, оксид кальция, гидроксид натрия, фосфорная кислота, индикатор лакмус.
Инструкция для учителя.
На начало изучения темы “Фосфор и его соединения” необходимо познакомить учащихся с: 1) вопросами учебной программы (знания, которые должны быть усвоены учащимися при изучении темы);
2) умениями, которыми должны овладеть учащиеся при изучении темы;
3) этапами работы на уроках;
1 этап – подготовительный (1 урок).
Формулируем темы исследований учащихся, формируем группы учащихся для работы (класс делится на 4 группы, оптимальное количество человек в группе 3 – 4), выбор учащимися темы исследования (методом жеребьевки или по усмотрению учителя, в соответствии с уровнем подготовки учащихся), знакомство учащихся в группе с инструкцией по подготовке презентации, обсуждение возможных источников информации.
2 этап – этап обучения (2 урок).
Самостоятельная работа групп по подготовке презентации.
3 этап – заключительный (3 урок).
Защита презентации (конференция).
4) критериями оценки презентации учащихся;
5) видами контроля после изучения темы (может быть контрольная работа, контрольный тест, индивидуальные карточки для учащихся, кроссворд и т. д.).
Перед началом конференции необходимо подготовить класс. Спарить парты и организовать 4 рабочих места для 4-х групп. Подготовит аппаратуру, трибуну для докладчика.
Содержание урока:
Этапы урока |
Отведенное время |
Организационный момент | 1 минута |
Актуализация знаний и мотивация деятельности учащихся | 9 минуты |
Защита презентаций учащихся | 32 минуты |
Подведение итога урока. Рефлексия | 2 минуты |
Домашнее задание | 1 минута |
Учитель: Элемент, о котором пойдет речь на уроке, А.Е. Ферсман назвал “элементом мысли”. Открыт этот элемент в 1669 году немецким алхимиком Г. Брандом и получил свое название за его способность светится в темноте. Перевод названия этого элемента с греческого языка означает “светоносный”. Назовите этот элемент.
Учащиеся: (Ожидаемые ответы учеников) Этот элемент фосфор.
Учитель: Тема урока “Фосфор и его соединения”. Об удивительных свойствах фосфора писатели упоминают в своих произведениях. В знаменитом произведении “Собака Баскервили” А. Конан-Дойля упоминается о фосфоре.
“ …Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана… Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.
– Фосфор, – сказал я”.
В этом отрывке произведения А. Конан-Дойл допустил существенную химическую ошибку. Чтобы нам с вами ее назвать, необходимо рассмотреть особенности фосфора. Давайте вместе попробуем сформулировать цель урока.
Учащиеся: (Ожидаемые ответы учеников) Цель урока: рассмотреть состав, строение, свойства и применение фосфора и его соединений.
Учитель: На ваших рабочих столах находится “Памятка” (Приложение 1) в которой освещены необходимые, для выполнения итогового теста по теме, пункты программы. По мере выступления творческих групп анализируйте, услышали ли вы ответы на пункты “Памятки” или нет.
Начало конференции.
Слово предоставляем 1 группе. Презентация “Фосфор – элемент V группы” (Домашнее задание) (Приложение 2).
Слово предоставляем 2 группе. Презентация “Фосфорная кислота” (Домашнее задание) (Приложение 3).
Слово предоставляем 3 группе. Презентация “Фосфор и его соединения … Друзья или враги?” (Домашнее задание) (Приложение 4).
Слово предоставляем 4 группе. Презентация “Необходим ли фосфор человеку?” (Домашнее задание) (Приложение 5).
Во время выступления докладчика учитель оценивает работу группы по презентации в соответствии с критериями оценки. С критериями оценки презентаций учащихся необходимо
ознакомить на первом уроке перед началом работы над проектом (Приложение 6). Учитель разрабатывает инструкции по созданию проекта для каждой группы и учащиеся создают презентации в соответствии с содержанием инструкции (Приложение 7).Ваши презентации, над которыми вы работали в течение нескольких уроков, доказывают важность фосфора и его соединений для деятельности человека и роста и развития растений. Теперь вернемся к отрывку из произведения “Собака Баскервили” А. Конан-Дойля, ответим на вопрос: “Какую существенную химическую ошибку допустил автор?”
Учащиеся: (Ожидаемые ответы учеников) Если собака выскочила из тумана, в темноте, то из пасти пламя вырываться не может, как и переливающийся огонь по морде, и загривку, т. к. фосфор воспламеняется при сильном солнечном свете.
Учитель: Ваша отметка за проектную работу будет выставлена на основе двух отметок: за защиту презентации и листа учета деятельности в группе. Лист учета деятельности в группе заполнялся руководителем группы.
Домашнее задание: § 27, страница 122 – 125 упражнение 2. (Учебник О.С. Габриелян Химия 9 класс)
Закончить наш урок мне бы хотелось следующими строками стихотворения:
Мечтая раздобыть свой философский камень,
Способный приоткрыть златые ворота,
Алхимик Бранд увидел синий пламень
И фосфором нарек его тогда.
Он “элементом мысли” будет назван,
Плодоношенье трав определит.
И даст начало удобреньям разным:
Природный фосфорит и апатит.
Двуликий фосфор: миф о нем развеян.
Он даст завесы дым – лишь только тронь.
Или в компании с стеклом и клеем
На спичке в коробке смирит огонь.