Урок на тему "Вес тела"

Разделы: Физика


Цели урока:

1.Образовательная: формировать понятие веса тела, рассмотреть вес тела, находящегося на неподвижной или равномерно движущейся опоре. Выяснить физический смысл веса тела.

2.Развивающая: совершенствовать интеллектуальные умения (наблюдать, сравнивать, размышлять, применять знания, делать выводы), активизировать познавательную деятельность учащихся через решение проблем, выдвинутых перед ними.

3.Воспитательная: прививать культуру умственного труда, аккуратность, учить видеть практическую пользу знаний, продолжить формирование коммуникативных умений.

Оборудование: динамометр, 4 груза калиброванной массы, мешочек с горохом, тонкий лист картона

План урока

  1. Организационный момент (1 мин.)
  2. Подготовка к усвоению нового материала (3 мин.)
  3. Актуализация опорных знаний (3 мин.)
  4. Освоение нового материала (20 мин.)
  5. Первичная проверка понимания
  6. Закрепление знаний (10 мин.)
  7. Подведение итогов урока (рефлексия) (3 мин.)

Ход урока

1 Организационный момент

2. Подготовка к усвоению нового материала

Тема урока: “Вес тела”.

Цель: познакомиться с понятием веса тела, выяснить, есть ли различие между массой и весом тела, силой тяжести и весом тела.

Актуализация знаний

Показываю домашний кантор и спрашиваю, для чего используют этот предмет в домашних условиях. Что мы узнаем с его помощью? (сколько весит то или иное тело.)

Сегодня нам предстоит выяснить, вес или массу показывает этот прибор. Да, в повседневной жизни мы часто пользуемся термином “вес” тела. Что же это означает, как вы думаете?

3. Освоение нового материала

Под весом тела понимают силу, с которой тело давит на опору , либо на подвес, вследствие земного притяжения. Вес тела обозначают буквой Р. (слайд 1)

Если груз растянул пружину, то сила упругости численно равна весу тела Р.Вес тела – это результат взаимодействия тела и опоры, при этом и тело и опора (подвес) деформируются, что приводит к появлению силы упругости. Только сила упругости направлена вверх, а вес – вниз. Вес тела относится к природе сил упругости. Вес тела также связан с силой тяжести. Вес покоящихся или движущихся прямолинейно и равномерно по горизонтальной опоре тел, равен по величине силе тяжести. (Слайд №2).

Как вы думаете, от чего зависит вес тела? (ответ: от массы тела)

Правильно, а как зависит? Давайте выясним это опытным путем. (Динамометр и 3 груза. Поочередно подвешиваем сначала 1 груз, потом 2, затем 3 грузика. Сравниваем растяжение пружины.)

Верно, чем больше масса тела, тем больше вес тела. Т.е., m Р тела.

Р=mg , где g=9,8Н\кг.

Итак, мы выяснили, что все 3 силы связаны между собой. Силы величины векторные, т.е. имеют направления. Давайте рассмотрим направления сил и точки их приложения. (слайд 3) Посмотрите внимательно, где находятся точки приложения силы тяжести и силы упругости и веса тела. Что вы можете сказать по этому поводу?

Верно, сила тяжести и сила упругости приложены к самому телу, а вес тела приложен к опоре .

– Как вы думаете, вес тела и масса одно и то же? Одинаковые или разные понятия? (ответ: разные)

– Что вы видите на картинке? А что, вес и масса, это одно и тоже? Так что же делают на картинке. Человек измеряет свою массу. Какой вывод следует из этого? (Вес тела – это сила, а масса - это мера инертности тел. Эти понятия путать нельзя.) (слайд 4)

- А как вы думаете, всегда ли тело имеет постоянный вес? (ответ: нет, не всегда)

– Верно, тела не всегда имеют постоянный вес. Например, человек на Земле весит примерно 600Н, а на Луне около 100Н, то есть в 6 раз меньше. Это связано с тем, что силы притяжения тел к Луне в 6 раз меньше, чем сила притяжения к Земле. Давайте посмотрим об этом видеофрагмент.

- А можем ли мы испытывать состояние невесомости на Земле? Это состояние вы испытываете, скатываясь с горки на санях, качаясь на карусели, на качелях, когда вы резко поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз. (Слайд 5)

Итак, масса тела – величина постоянная, а вес тела?

Верно, масса – величина постоянная, а вес тела меняется

Ребята, можно ли продемонстрировать состояние невесомости здесь , в кабинете, имея вот эти предметы? (мешочек с горохом, лист бумаги, динамометр, грузы)

Закрепление изученного: фронтально (ответы на вопросы)

А теперь ответьте на мои вопросы (слайд 7)

  • Что значит проградуировать прибор?
  • Что измеряют с помощью динамометра?
  • Почему покоятся предметы, имеющие опору или висящие на веревке?
  • В чем различие между понятиями “сила тяжести, действующая на тело” и “вес тела”?
  • Если масса воды в ведре уменьшится в 2 раза, изменится ли ее вес? Как?
  • К какому телу приложен вес мухи, ползающей по потолку?

Самостоятельная работа

1 карточка: заполните таблицы (таблица раздается каждому ученику, проверяют вначале обменом работы с сидящим за одним столом, а потом сравнивают с ответами на экране) (слайд 8,9)

  Природа сил На какое тело действует сила
Сила тяжести    
Вес тела    

 

  Что это Единицы измерения в системе СИ
Вес тела    
масса    

Критерии оценок: 9-10 правильных ответов-оценка “5”.

7-8 правильных ответов-оценка “4”.

5-6 правильных ответов-оценка “3”.

2 карточка (слайд 10)

1. Масса мотоцикла 98 кг. Чему равен его вес?
2. Подвешенная к потолку, люстра действует на потолок с силой 49Н. Какова масса люстры?
3. Какой из шаров имеет самый большой вес? Самый малый вес?

Показываю решение 1 задачи с помощью доски.

Домашнее задание: 26.

Подведем итог урока.

.– Что мы сегодня узнали нового на уроке?

Рефлексия. Что, на ваш взгляд, было интересного на уроке? Понравился ли вам урок?

Спасибо за урок, за то, что вы были любознательны, активны, приветливы. Мне было приятно с вами общаться и работать.

Приложение