Авторская программа "Художественная роспись ткани"

Разделы: МХК и ИЗО


Пояснительная записка.

Разработанная программа курса “Художественная роспись ткани” предназначена для учащихся художественного отделения Детской школы искусств, специализирующихся на декоративно-прикладном искусстве. Особенностью данной программы является её адаптированность к конкретным условиям образовательного учреждения, а также к способностям и возможностям учащихся. В общий учебно-методический комплекс курса входит система наглядно – дидактических пособий и методических рекомендаций по различным разделам и темам учебной программы. Программа ставит своей целью познакомить учащихся с традиционным искусством народов мира. Привить любовь к данному виду искусства, обучить практическим навыкам росписи, научить создавать собственные творческие проекты и композиции.

Практические занятия по данной программе совмещаются с теорией. В основе её тесная взаимосвязь с такими предметами как: декоративная композиция, рисунок, цветоведение.

Методические пояснения.

Учебные задания располагаются в порядке постепенного усложнения – от простейших упражнений до самостоятельно выполненной художественной работы. Особое внимание обращается на уровень усвоения учащимися получаемых знаний и навыков, на закрепление их в последующих заданиях, всё это развивает у них не только навыки технического ремесла, но и творческого начала. В процессе решения технических и творческих задач, учащиеся получают знания по технологии батика, овладевают разнообразными техниками, знакомятся с правилами безопасности при работе с оборудованием и рабочими инструментами.

Важным этапом на пути создания самостоятельных композиций, является копирование образцов. Это позволяет понять и усвоить не только разные виды и техники художественной росписи ткани, но и особенности композиции в различных техниках. Развитию творческой активности способствует участие учащихся в выставках и конкурсах. Эскизы композиций могут являться самостоятельной творческой работой.

Например: из эскизов подготовленных к работе в технике “свободной росписи” может получиться перекидной календарь.

Программа рассчитана, главным образом, на развитие у детей творческого начала, время, отведённое на изучение курса, позволяет им в достаточной степени овладеть техническими навыками работы в материале.

Четырёхлетний учебный курс обучения состоит из цепочки тем, которые распределены с учётом возрастных способностей учащихся. Приступая к изучению раздела, преподаватель проводит вступительную беседу. Теоретические занятия совмещаются с практическими.

Процесс трансформации натуральных мотивов в декоративную композицию очень сложен. Он требует освоения таких понятий, как плоскостность изображения, силуэтность, симметрия и асимметрия, статичность и динамика, ритм стилевое единство, колорит и прочее. Чтобы дети освоили материал, теоретические знания в программе закреплены в несложных практических упражнениях. Например, такой вид художественной росписи как “набойка” дается детям параллельно с наиболее популярными орнаментальными мотивами народного творчества. Уроки по теме узелковой окраске ткани предлагаются для учащихся первого и второго классов. Эта техника доступна любой возрастной группе; учащиеся могут вообще не иметь художественных навыков. При изучении этого вида росписи ткани учащиеся знакомятся с видами ткани, красителями, приготовлением краски, запаркой изделий. Знакомство с этой техникой проходит параллельно с изучением основ цветоведения.

Следующим этапом учебного курса является изучение техники холодного батика. Эта техника способствует развитию чувства декоративности, цветовой гармонии. Техника горячего батика более доступна для учащихся старших классов. Она стимулирует творческую активность, развивает фантазию, профессиональное мышление и волю, а также даёт много возможности для самовыражения.

В старших классах учащиеся знакомятся с техникой свободной росписи ткани. Эта техника требует от исполнителя свободного

обращения с красителями и тканью, знания законов цветоведения и композиции, умения свободно рисовать кистью без предварительного рисунка. Через этот вид батика может происходить повторение умений, навыков в написании акварелью живописных пейзажей и натюрмортов. Именно эта техника развивает чувство равновесия в композиции.

В третьем и четвёртом классе учащиеся выполняют творческие проекты. Именно они являются результатом обучения. Прежде чем подойти к творческому этапу учащимся, необходимо овладеть технологиями, только при этом условии наступает творческая активность.

При окончании учебного курса “Художественная роспись ткани” выпускник детской школы искусств должен иметь представление о декоративно – прикладном искусстве, получить профессиональные знания, навыки и умения, научиться создавать собственные проекты и композиции для работы в технике художественной росписи ткани.

Подтверждением результативности программы является участие и победы учащихся в различных фестивалях и конкурсах: районных, Республиканских, Всероссийских и Международных. А также защита дипломных проектов при выпуске из ДШИ.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Первый класс.

В конце первого года обучения учащиеся должны иметь представление: о видах ДПИ; истории развития художественной росписи тканей; о свойствах ткани и красителей; об основных видах орнамента и композиции.

Учащиеся должны знать: правила использования красителей и инструментов

при работе в техниках: “набойка”, “узелковый батик”, “холодный батик”, способы выполнения изученных техник.

Учащиеся должны уметь: сознательно использовать композиционные средства: размер и формат работы, ритмически организовывать композицию, выполнять художественную роспись ткани в технике “набойка”.

Второй класс.

В конце второго года обучения учащиеся должны иметь представление: о видах росписи ткани, технике их выполнения.

Учащиеся должны знать: правила использования красителей и инструментов при работе в техниках: “трафаретная роспись”, “узелковый

батик”, “холодный батик”; новые способы выполнения изученных техник в прошлом учебном году; последовательность работы над декоративной композицией; значение эскиза и зарисовок с натуры в творческой работе.

Учащиеся должны уметь: перерабатывать реальные мотивы в декоративные и орнаментальные; находить множество оттенков; находить гармонические сочетания цветов; стремиться к достижению законченности работы; сохранять единство композиционного целого при детализации; выполнять художественную роспись ткани в техниках: “набойка”, “узелковый батик”, “холодный батик”.

Третий класс.

В конце третьего года обучения художественной учащиеся должны иметь представление: о роли ткани в интерьере; о взаимодействии тканей с красителями; о разработке творческого проекта.

Учащиеся должны знать: правила использования красителей и инструментов “свободная роспись”; новые способы выполнения “трафаретной росписи”; особенности раскрытия художественного образа в ДПИ.

Учащиеся должны уметь: выражать свой замысел на основе  при работе в техниках: “трафаретная роспись”, “горячий батик”,   наблюдательности и воображения; использовать выразительные средства техники художественная роспись ткани; выполнять художественную роспись ткани в техниках: “набойка”, “узелковый батик”, “холодный батик”, “трафаретная роспись”.

Четвёртый класс.

В конце четвёртого года обучения учащиеся должны иметь представление: о видах росписи и основных технологических способах их выполнения; о тканях, красителях, резервирующих растворах загустителях, используемых во всех изученных видах росписи ткани; о применении батика в одежде.

Учащиеся должны знать: правила использования в работе инструментов и материалов, инструкцию по технике безопасности; технологические этапы выполнения изученных видов росписи ткани.

Учащиеся должны уметь: давать определения основным видам композиции; самостоятельно создавать проекты и композиции; профессионально   Пользоваться инструментами, материалами и различными приспособлениями при росписи ткани; выполнять художественную роспись ткани в техниках: “набойка”, “узелковый батик”, “холодный батик”, “горячий батик”, “трафаретная роспись”, “свободная роспись”, “смешанный батик”;

Самостоятельно устранять дефекты на работах; закреплять краситель на ткани и оформлять готовое изделие.

Список литературы

  1. Аникеева И. П. Психологический климат в коллективе. М., 2003.
  2. Арбат Ю. А. Путешествие за красотой. Л., 1984.
  3. Арманд Т. Руководство по росписи ткани. М., 1992.
  4. Выгодский С., Лурия А. Этюды по истории поведения. М., 1993.
  5. Герасимов В. Страна по имени текстиль. Ярославль, 1984.
  6. Гильман Р. А. Художественная роспись тканей. М., 2003.
  7. Гребенников И. В. Подросток. М., 1995.

Приложения