Решение задач по теории вероятности средствами Excel

Разделы: Математика, Информатика


Цели и задачи:

Образовательные: закрепить такие понятия теории вероятности как: среднее арифметическое, размах, мода и медиана рядов чисел; систематизировать знания по пройденной теме, формировать умение учащихся применять знания к решению практических задач, контроль, оценка и проверка знаний учащихся, закрепить знание способов ввода данных в ячейки и порядок создания формул с использованием встроенных функций в табличном процессоре MS Excel. Показать важность межпредметных связей

Развивающие: развитие познавательной активности, творческих способностей учащихся, умения сопоставлять, анализировать, развить навыки ввода данных в ячейки с использованием автозаполнения и вычисления итоговых значений с помощью статистических функций табличного процессора MS Excel;

Воспитательные: способствовать воспитанию у учащихся аккуратности, усидчивости, навыков учебного труда, интереса к предмету.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний. Опрос.

    1. Как определить среднее арифметическое ряда?
    2. Что называется модой ряда?
    3. Как определить размах ряда?
    4. Что называется медианой ряда?
    5. Что такое адрес ячейки и из чего он состоит?
    6. Чем абсолютный адрес отличается от относительного?
    7. Что такое автозаполнение и как им пользоваться?
    8. Что такое функция Excel?
  3. Решить задачу:

  • Администрация школы решила проверить математическую подготовку учащихся 8 класса. С этой целью был составлен тест, содержащий 9 заданий. Работу выполняли 40 учащихся школы. При проверке каждой работы учитель отмечал число верно выполненных заданий. В результате был составлен такой ряд чисел:

    6,5,4,0,4,5,7,9,1,6,8,7,9,5,8,6,7,2,5,7,6,3,4,4,5,6,8,6.7,7,4,3.5,9,6,7,8,6,9,8.

    1. Определить сколько заданий в среднем выполнил каждый ученик верно?
    2. Найти разницу в числе верно выполненных заданий между учащимися.
    3. Чему равна мода и медиана данного ряда?

    Задача разбирается вместе с учителем для постановки проблемной ситуации, в разрешении которой помогает использование электронных таблиц.

    Чтобы ответить на вопросы задачи необходимо упорядочить ряд данных, а при нахождении статистических характеристик ряда нам помогут на доске записанные статистические функции Excel, которые используются для нахождения среднего арифметического, размаха, моды и медианы рядов чисел:

    =МЕДИАНА(аргументы) – медиана ряда;

    =СРЗНАЧ(аргументы) – среднее арифметическое ряда;

    =МОДА(аргументы) – мода ряда;

    =МАКС(аргументы)-МИН(аргументы) – размах ряда.

  1. Закрепление материала

Учащиеся получают листки с задачами, рассаживаются за компьютеры и решают их с помощью Excel. Для решения задач необходим файл (Приложение1)

Задачи для закрепления

  1. Найдите среднее арифметическое, размах, моду и медиану рядов чисел;
  2. За четверть Люда получила по алгебре пять двоек, четыре четверки и две пятерки. Ее мама считает, что за четверть Люде надо ставить двойку, папа считает, что надо ставить тройку, а сама Люда считает, что надо ставить четверку. Попробуйте привести аргументы в пользу каждой точки зрения (какие статистические характеристики вычисляет каждый член семьи?). Какую бы оценку вы поставили Люде?
  3. В таблице представлены результаты опроса 100 человек.
  4. Количество опрошенных Зарплата
    10 500
    30 1000
    50 1500
    10 3000

    а) сколько денег, в среднем, получает один человек из этой группы (найдите среднее арифметическое ряда данных)?

    б) сколько денег получает ежемесячно “средний” человек из этой группы (найдите медиану этих данных)?

    в) какой заработок наиболее распространен у членов этой группы (найдите моду этих данных)?

  5. Света, Люда и Женя договорились в течение трех дней по-очереди поливать в классе цветы. Сколько у них есть способов установить порядок дежурства?
  6. 8 детей делят пирожки. Все пирожки имеют разную начинку. Один из них с морковью. Сколько существует способов разделить пирожки (каждому по штуке) так, чтобы пирожок с морковью не достался ребенку, который не любит такую начинку?
  1. Подведение итогов (выставление оценок)

Приложение