Урок русского языка в 3-м классе "Части речи"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Развитие умения различать части речи, правильно употреблять их в предложении и тексте.
  • Обогащение словарного запаса детей новыми словами; уточнение смысла слов.
  • Прививать любовь к природе, к традициям русского народа и его творчеству.

Приложение

Ход урока

1. Орг. момент. Оформление работы. Слайд № 1

2. Сообщение темы, цели.

Сегодня на уроке русского языка мы будем продолжать учиться распознавать части речи в предложении, тексте; учится говорить правильно и красиво. Узнаем новое о народных приметах зимы.

– Какое время года мы с нетерпением ждём? Да, действительно, мы ждем весну. Все меньше дней осталось жить зиме. И по народному календарю 15 февраля отмечается Сретение– первая встреча зимы с весной. Что обозначает слово “сретение”? (Встреча) Где вы встречали это слово?(На занятиях ОПК , слово обозначает религиозный праздник. Встречу Спасителя со старцем Симеоном )

– Итак, по народному календарю встречается зима с весной.

– Какими частями речи являются слова – зима и весна?

– Назовите первый звук в слове зима, весна.

– Охарактеризуйте его. Какой он?

– Какой буквой обозначается на письме?

3.Чистописание

З В

зи зо зл зя вс ва во вст вл

Слайд № 2 зима, на, весну, Сретение, красную, встречает

Комментированное письмо.

– Составить предложение из данных слов.

– Указать встретившиеся орфограммы.

– Разобрать по членам предложения.

– Какие вы знаете члены предложения?

– Назовите подлежащее. Что такое подлежащее? Чем выражено?

– Назовите сказуемое. Что такое сказуемое? Чем выражено?

4. Закрепление пройденного.

– Какие зимние месяцы мы знаем?

– Какой частью речи являются эти слова? Почему?

Слайд №3 – 5. Название месяца февраль латинское по происхождению. Февраль в Древнем риме заканчивал год, поэтому в конце месяца древние римляне устраивали большой праздник. На этом празднике они приносили жертвы покровителю стад богу Фебрусу. Отсюда и название месяца.я.

– А в Древней Руси второй месяц года называли:

Февраль – сечень – сечёт зиму пополам.

Межень – межа зимы и весны.

Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обуты.

Ветродуй – … попытайтесь объяснить сами

Вьюговей – … попытайтесь объяснить сами

Снежень – … попытайтесь объяснить сами

– Выпишите старинные названия февраля.

– Определите части речи.

Слайд №6 – 10. Прочитайте выразительно отрывок из текста “ Круговерть” Н. Сладкова. Вставьте пропущенные буквы, объясняя свой выбор.

Св…стит к…сая м…тель – б…лая м…тла д…роги м…тёт. Дымятся сугробы и крыши. Рушатся с сосен б…лые в…допады. Ск…льзит ярос…ная позёмка. Февраль л…тит на всех п…русах… Круговерть от земли до неба. (Н. Сладков)

– Что такое имя существительное, прилагательное, глагол?

Выборочное письмо (части речи)

– Какие вы знаете ещё части речи?

– Какие ещё части речи вам встречались в тексте?

1 вариант списывает третье предложение этого текста.

2 вариант – четвертое.

– Выделите основу предложения и обозначьте знакомые вам части речи.

Физкультминутка

5. Закрепление пройденного.

Слайд №11. Все части речи по-своему обогащают русскую речь. И умелое их использование позволяет восхищаться красивым певучим русским языком.

…Чародейкою зимой
Околдован лес стоит.
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

Ф. Тютчев

– Какая представилась вам картина? Слайды № 11– 12

– Почему автор называет зиму чародейкою?

– Назовите имена существительные, имена прилагательные, глаголы. На какие вопросы они отвечают?

– Назвать слова с безударными гласными в корне.

– Какая часть речи украшает нашу речь?

6. Словарная работа.

Слайд №13 Прочитайте текст В. Бианки “Дотерпят ли?” (Текст на доске.)

Настал последний месяц зимы, самый трудный месяц. У всех жителей леса подошли к концу запасы в кладовых. Отощали все звери и птицы – нет уже тёплого жира под кожей. От долгой жизни впроголодь много поубавилось силы.

А тут, как на зло, вьюги и метели по лесу полетели. Морозы, что дальше, то крепче. Последний месяц зиме гулять, она и грянула лютой стужей.

Держись теперь, всякий зверь и птица, собирай последние силы – терпи до весны.

– Назовите и запишите жителей леса, которым приходится очень трудно зимой.

Слайды№15– 19

7. Творческая работа Слайды №№ 20 -21

– Богат и красив русский язык. И мы всегда восхищаемся мастерами, творцами слова. Давайте и мы попытаемся стать творцами слова.

– Постарайтесь составить распространенные предложения по предложенным иллюстрациям.

Запись двух лучших предложений на доске.

8. Итог урока

Слайды №№ 22– 27. Слайды №№ 6 – 10, 22– 27 имеют гиперссылку!

Презентация