Цель:
- Развитие умения различать части речи, правильно употреблять их в предложении и тексте.
- Обогащение словарного запаса детей новыми словами; уточнение смысла слов.
- Прививать любовь к природе, к традициям русского народа и его творчеству.
Ход урока
1. Орг. момент.
Оформление работы. Слайд № 12. Сообщение темы, цели.
– Сегодня на уроке русского языка мы будем продолжать учиться распознавать части речи в предложении, тексте; учится говорить правильно и красиво. Узнаем новое о народных приметах зимы.
– Какое время года мы с нетерпением ждём? Да, действительно, мы ждем весну. Все меньше дней осталось жить зиме. И по народному календарю 15 февраля отмечается Сретение– первая встреча зимы с весной. Что обозначает слово “сретение”? (Встреча) Где вы встречали это слово?(На занятиях ОПК , слово обозначает религиозный праздник. Встречу Спасителя со старцем Симеоном )
– Итак, по народному календарю встречается зима с весной.
– Какими частями речи являются слова – зима и весна?
– Назовите первый звук в слове зима, весна.
– Охарактеризуйте его. Какой он?
– Какой буквой обозначается на письме?
3.Чистописание
З В
зи зо зл зя вс ва во вст вл
Слайд № 2 зима, на, весну, Сретение, красную, встречает
Комментированное письмо.
– Составить предложение из данных слов.
– Указать встретившиеся орфограммы.
– Разобрать по членам предложения.
– Какие вы знаете члены предложения?
– Назовите подлежащее. Что такое подлежащее? Чем выражено?
– Назовите сказуемое. Что такое сказуемое? Чем выражено?
4. Закрепление пройденного.
– Какие зимние месяцы мы знаем?
– Какой частью речи являются эти слова? Почему?
Слайд №3 – 5. Название месяца февраль латинское по происхождению. Февраль в Древнем риме заканчивал год, поэтому в конце месяца древние римляне устраивали большой праздник. На этом празднике они приносили жертвы покровителю стад богу Фебрусу. Отсюда и название месяца.я.
– А в Древней Руси второй месяц года называли:
Февраль – сечень – сечёт зиму пополам.
Межень – межа зимы и весны.
Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обуты.
Ветродуй – … попытайтесь объяснить сами
Вьюговей – … попытайтесь объяснить сами
Снежень – … попытайтесь объяснить сами
– Выпишите старинные названия февраля.
– Определите части речи.
Слайд №6 – 10. Прочитайте выразительно отрывок из текста “ Круговерть” Н. Сладкова. Вставьте пропущенные буквы, объясняя свой выбор.
Св…стит к…сая м…тель – б…лая м…тла д…роги м…тёт. Дымятся сугробы и крыши. Рушатся с сосен б…лые в…допады. Ск…льзит ярос…ная позёмка. Февраль л…тит на всех п…русах… Круговерть от земли до неба. (Н. Сладков)
– Что такое имя существительное, прилагательное, глагол?
Выборочное письмо (части речи)
– Какие вы знаете ещё части речи?
– Какие ещё части речи вам встречались в тексте?
1 вариант списывает третье предложение этого текста.
2 вариант – четвертое.
– Выделите основу предложения и обозначьте знакомые вам части речи.
Физкультминутка
5. Закрепление пройденного.
Слайд №11. Все части речи по-своему обогащают русскую речь. И умелое их использование позволяет восхищаться красивым певучим русским языком.
…Чародейкою зимой
Околдован лес стоит.
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Ф. Тютчев
– Какая представилась вам картина? Слайды № 11– 12
– Почему автор называет зиму чародейкою?
– Назовите имена существительные, имена прилагательные, глаголы. На какие вопросы они отвечают?
– Назвать слова с безударными гласными в корне.
– Какая часть речи украшает нашу речь?
6. Словарная работа.
Слайд №13 Прочитайте текст В. Бианки “Дотерпят ли?” (Текст на доске.)
Настал последний месяц зимы, самый трудный месяц. У всех жителей леса подошли к концу запасы в кладовых. Отощали все звери и птицы – нет уже тёплого жира под кожей. От долгой жизни впроголодь много поубавилось силы.
А тут, как на зло, вьюги и метели по лесу полетели. Морозы, что дальше, то крепче. Последний месяц зиме гулять, она и грянула лютой стужей.
Держись теперь, всякий зверь и птица, собирай последние силы – терпи до весны.
– Назовите и запишите жителей леса, которым приходится очень трудно зимой.
Слайды№15– 19
7. Творческая работа Слайды №№ 20 -21
– Богат и красив русский язык. И мы всегда восхищаемся мастерами, творцами слова. Давайте и мы попытаемся стать творцами слова.
– Постарайтесь составить распространенные предложения по предложенным иллюстрациям.
Запись двух лучших предложений на доске.
8. Итог урока
Слайды №№ 22– 27. Слайды №№ 6 – 10, 22– 27 имеют гиперссылку!