Программа индивидуального развития "Личностно ориентированный подход в развитии личности школьника"

Разделы: Классное руководство


Щенок, воспитанный пинком,
Не будет преданным щенком.
Ты после грубого пинка
Попробуй, подзови щенка.
Где раздают щенкам пинки,
Там воспитатели – пеньки.
С. Михалков

Пояснительная записка.

В нынешнее время важно формирование жизнестойкой личности. И поэтому цель воспитательной работы – помочь подростку, подготовить его к будущей жизни. Основной целью деятельности классного руководителя является забота о развитии каждого ребенка, помощь в решении возникающих проблем подростков, организация разнообразных видов деятельности школьников.

Я работаю в сельской школе 8 год учителем чувашского языка и литературы, стаж классного руководства 7 лет, в 2003 году приняла 5 класс. Сейчас это одиннадцатиклассники, их 14 человек и все они разные, поэтому возникла необходимость разработки индивидуальных программ развития личности с целью воспитания успешного человека. И усилиями классного руководителя, педагога-психолога, учителями-предметниками, педагогом-организатором, медицинского работника и родителей ученика моего класса в 2008-2009 учебном году была разработана программа индивидуального развития “Личностно-ориентированный подход в развитии личности школьника”.

Цели программы:

  1. Создание оптимальных психолого-педагогических условий для разностороннего развития личности школьника.
  2. Улучшение качества подготовки учащихся и воспитанников, повышение интереса к учению с учетом потребностей и возможностей развития личности, конкретных возможностей образовательного учреждения.
  3. Воспитание мирного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию по отношению к ней.

Задачи:

  1. Проведение комплексной психолого-педагогической коррекции школьника.
  2. Обеспечение условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья ребенка.
  3. Осуществление непрерывности образования и воспитания.
  4. Создание условий для достижения ребенком определенного уровня развития личности, психологической готовности к взрослой жизни.
  5. Обеспечение нового уровня образования, соответствующего современным требованиям.
  6. Обеспечение условий для развития творческих способностей учащегося.

Предполагаемый результат.

Высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание ценностей человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию; умение пользоваться правами ученика и выполнять возложенные на него обязанности; убежденность личности в том, что настоящий гражданин любит Родину и гордится ею, изучает историко-культурное и духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества, бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, видит прекрасное в окружающей жизни; сформировано представление о том, что настоящие члены семьи умеют держать данное слово, и заботятся о своей семье; осознание того, что семья – это главная ячейка общества и её благополучие всецело зависит от состояния здоровье членов семьи.

Концепция программы строится на следующих принципах:

  1. Многогранность воспитания.
  2. Совмещение индивидуального подхода в развитии ребенка со всеми предметами школьного курса.
  3. Использование консультаций для эффективного метода решения проблем.
  4. Поступательность индивидуального подхода к учащимся.
  5. Участие родителей в разностороннем воспитании детей.

Настоящая программа направлена на самораскрытие ребенка как личности. И она имеет такие направления:

    1. Знание – сила.
    2. Коллектив – начало всего.
    3. Семья и школа.
    4. В здоровом теле – здоровый дух.
    5. Я в мире профессий.

«Знание – сила».

Организация и проведение работы по выявлению и развитию познавательных интересов. Определение индивидуальных качеств и их реализация в образовательном процессе. Роль знаний в жизни человека. Учеба – наш главный труд. Анализ успеваемости за месяц, полугодие, год. Что мешает нам хорошо учиться? Роль книги в жизни. Роль компьютера в жизни школьника. Учение и школа в жизни великих людей. НОТ школьника. Азбука умственного труда. Участие в предметных олимпиадах, международных интеллектуальных играх «Русский медвежонок – языкознание для всех», Чувашская Ласточка», «Кенгуру», «Золотое руно», «Бульдог». Участие в школьных и районных конкурсах сочинений и др. Постоянный контакт с учителями – предметниками.

Ожидаемый результат:

  • Рост качества знаний.
  • Повышение познавательного интереса
  • Участие в олимпиадах, конкурсах
  • Повышение уровня воспитанности 

«Коллектив – начало всего».

Формирование классного коллектива. Развитие классного самоуправления. Культура поведения, её составляющие. Отношение к окружающим. Правила поведения в школе, дома, в общественных местах, на улице, в магазине. Нравственная культура. Школа общения. Прекрасное в моей жизни. Организация и проведение работы по развитию творческих способностей. Развитие способностей через кружковую деятельность. Организация и проведение концертов, выставок, встреч. Что значит быть культурным человеком? Участие в конкурсах рисунков, конкурсах художественной самодеятельности, выпуск школьной газеты. Тематические классные часы. Социометрия. (Приложение №1).

Ожидаемый результат:

  • Повышение культуры поведения.
  • Повышение активности учащихся в жизнедеятельности класса и школы.
  • Повышение уровня воспитанности школьников

«Семья и школа».

Организация совместного досуга детей и родителей. Декада пожилого человека. День матери. День семьи. День открытых дверей. Концерты для родителей. Тематические классные часы. Я и моя родословная. История моего имени. Мой дом. Как поздравить родителей?

Ожидаемый результат:

  • Сформированное чувство чести рода, семьи.
  • Осознание учащейся ответственности перед своей семьёй.
  • Повышение уровня воспитанности.

«В здоровом теле – здоровый дух».

Здоровье как важнейшая личная и общественная ценность. Знание механизмов и способов поддержания здоровья. Отсутствие вредных привычек. День борьбы со СПИДом. Знание и владение приёмами и способами оздоровления своего организма. Роль гигиены. Чистота – залог здоровья. Организация комфортной среды проживания в классе. Проведение Дней здоровья. Утренняя зарядка в классе. Режим дня. Культура питания. Оздоровление через посещение спортивных кружков, секций. Участие в школьной спартакиаде. Тематические классные часы.

Ожидаемый результат:

  • Улучшение качественных показателей здоровья учащихся.
  • Система работы по формированию ЗОЖ.
  • Увеличение процента посещающих спортивные секции

«Я в мире профессий».

Задачи: знакомство с основами современной экономики и оказание помощи в осознанном выборе будущей профессии.

Предпрофильная подготовка направлена на повышение осознанности выбора профиля дальнейшего обучения в старшей школе. В 9-м классе учащиеся посещали курсы по выбору, которые помогают определиться в выборе дальнейшего пути обучения. 

Работа учителя:

Сформировать у ребенка потребность в саморазвитии и способность к профессиональному и личностному самоопределению.

Данная программа разработана для ученицы 10 класса. Информация об ученике оказывает неоценимую помощь в планировании и организации воспитательной работы. (Приложение №2)

Работа классного руководителя:

Классный руководитель должен постоянно совершенствовать свое мастерство, используя современные достижения педагогической науки и передовой практики. Ему необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка, помогать ему познавать окружающий мир. Он призван быть авторитетом для детей и родителей, вместе с семьей решать ответственные задачи воспитания. Новые реалии образования увеличивают сложность профессионально-педагогической деятельности, связанную с интеллектуальным и эмоциональным напряжением, преодолением психологических затруднений.

Образ желаемого будущего.

Какого же ученика я хочу увидеть в конце учебного года?

Я составила примерный перечень мероприятий, в которых Алиса может участвовать:

  1. Участие в школьных праздниках и мероприятиях:
    • «День учителя»
    • «День дерева»
    • Новый год
    • Зарница
    • «День самоуправления»
  2. Участие в мероприятиях класса:
    • Осенний балл
    • Дежурство в кабинете
    • Конкурс «А ну-ка девочки»
  3. Участие в школьном и районом конкурсе «Ученик года».
  4. Участие в вечере, посвященный 100 летию поэмы «Нарспи» К.В.Иванова.

Я как классный руководитель должна сохранить стабильность ее здоровья, способствовать стремлению учиться, помочь самосовершенствоваться и чувствовать себя комфортно в коллективе.

Для достижения вышеперечисленных результатов необходимо выделить основные направления воспитательной работы. Таковыми являются:

  • познавательное;
  • гражданско-правовое.
  • эстетическое;
  • духовное;
  • экологическое;
  • коммуникативное;
  • спортивное;
  • профориентационное.

Заключение

От педагога зависит, чем станет сердце ребенка – нежным цветком или засохшей корой. Заветная мечта – чтобы сердце учащегося было чувствительным, чтобы откликалось на каждое слово.

Взаимное уважение и согласие, доброжелательность, сердечность, дружелюбие – вот то моральное богатство, которым нужно дорожить и на котором нужно строить наши отношения с детьми. Чтобы узнать каждого, нужно начинать с описания состояний, которые предшествуют его возникновению и способствуют его развитию.