Щенок, воспитанный пинком,
Не будет преданным щенком.
Ты после грубого пинка
Попробуй, подзови щенка.
Где раздают щенкам пинки,
Там воспитатели – пеньки.
С. Михалков
Пояснительная записка.
В нынешнее время важно формирование жизнестойкой личности. И поэтому цель воспитательной работы – помочь подростку, подготовить его к будущей жизни. Основной целью деятельности классного руководителя является забота о развитии каждого ребенка, помощь в решении возникающих проблем подростков, организация разнообразных видов деятельности школьников.
Я работаю в сельской школе 8 год учителем чувашского языка и литературы, стаж классного руководства 7 лет, в 2003 году приняла 5 класс. Сейчас это одиннадцатиклассники, их 14 человек и все они разные, поэтому возникла необходимость разработки индивидуальных программ развития личности с целью воспитания успешного человека. И усилиями классного руководителя, педагога-психолога, учителями-предметниками, педагогом-организатором, медицинского работника и родителей ученика моего класса в 2008-2009 учебном году была разработана программа индивидуального развития “Личностно-ориентированный подход в развитии личности школьника”.
Цели программы:
- Создание оптимальных психолого-педагогических условий для разностороннего развития личности школьника.
- Улучшение качества подготовки учащихся и воспитанников, повышение интереса к учению с учетом потребностей и возможностей развития личности, конкретных возможностей образовательного учреждения.
- Воспитание мирного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию по отношению к ней.
Задачи:
- Проведение комплексной психолого-педагогической коррекции школьника.
- Обеспечение условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья ребенка.
- Осуществление непрерывности образования и воспитания.
- Создание условий для достижения ребенком определенного уровня развития личности, психологической готовности к взрослой жизни.
- Обеспечение нового уровня образования, соответствующего современным требованиям.
- Обеспечение условий для развития творческих способностей учащегося.
Предполагаемый результат.
Высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание ценностей человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию; умение пользоваться правами ученика и выполнять возложенные на него обязанности; убежденность личности в том, что настоящий гражданин любит Родину и гордится ею, изучает историко-культурное и духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества, бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, видит прекрасное в окружающей жизни; сформировано представление о том, что настоящие члены семьи умеют держать данное слово, и заботятся о своей семье; осознание того, что семья – это главная ячейка общества и её благополучие всецело зависит от состояния здоровье членов семьи.
Концепция программы строится на следующих принципах:
- Многогранность воспитания.
- Совмещение индивидуального подхода в развитии ребенка со всеми предметами школьного курса.
- Использование консультаций для эффективного метода решения проблем.
- Поступательность индивидуального подхода к учащимся.
- Участие родителей в разностороннем воспитании детей.
Настоящая программа направлена на самораскрытие ребенка как личности. И она имеет такие направления:
- Знание – сила.
- Коллектив – начало всего.
- Семья и школа.
- В здоровом теле – здоровый дух.
- Я в мире профессий.
«Знание – сила».
Организация и проведение работы по выявлению и развитию познавательных интересов. Определение индивидуальных качеств и их реализация в образовательном процессе. Роль знаний в жизни человека. Учеба – наш главный труд. Анализ успеваемости за месяц, полугодие, год. Что мешает нам хорошо учиться? Роль книги в жизни. Роль компьютера в жизни школьника. Учение и школа в жизни великих людей. НОТ школьника. Азбука умственного труда. Участие в предметных олимпиадах, международных интеллектуальных играх «Русский медвежонок – языкознание для всех», Чувашская Ласточка», «Кенгуру», «Золотое руно», «Бульдог». Участие в школьных и районных конкурсах сочинений и др. Постоянный контакт с учителями – предметниками.
Ожидаемый результат:
- Рост качества знаний.
- Повышение познавательного интереса
- Участие в олимпиадах, конкурсах
- Повышение уровня воспитанности
«Коллектив – начало всего».
Формирование классного коллектива. Развитие классного самоуправления. Культура поведения, её составляющие. Отношение к окружающим. Правила поведения в школе, дома, в общественных местах, на улице, в магазине. Нравственная культура. Школа общения. Прекрасное в моей жизни. Организация и проведение работы по развитию творческих способностей. Развитие способностей через кружковую деятельность. Организация и проведение концертов, выставок, встреч. Что значит быть культурным человеком? Участие в конкурсах рисунков, конкурсах художественной самодеятельности, выпуск школьной газеты. Тематические классные часы. Социометрия. (Приложение №1).
Ожидаемый результат:
- Повышение культуры поведения.
- Повышение активности учащихся в жизнедеятельности класса и школы.
- Повышение уровня воспитанности школьников
«Семья и школа».
Организация совместного досуга детей и родителей. Декада пожилого человека. День матери. День семьи. День открытых дверей. Концерты для родителей. Тематические классные часы. Я и моя родословная. История моего имени. Мой дом. Как поздравить родителей?
Ожидаемый результат:
- Сформированное чувство чести рода, семьи.
- Осознание учащейся ответственности перед своей семьёй.
- Повышение уровня воспитанности.
«В здоровом теле – здоровый дух».
Здоровье как важнейшая личная и общественная ценность. Знание механизмов и способов поддержания здоровья. Отсутствие вредных привычек. День борьбы со СПИДом. Знание и владение приёмами и способами оздоровления своего организма. Роль гигиены. Чистота – залог здоровья. Организация комфортной среды проживания в классе. Проведение Дней здоровья. Утренняя зарядка в классе. Режим дня. Культура питания. Оздоровление через посещение спортивных кружков, секций. Участие в школьной спартакиаде. Тематические классные часы.
Ожидаемый результат:
- Улучшение качественных показателей здоровья учащихся.
- Система работы по формированию ЗОЖ.
- Увеличение процента посещающих спортивные секции
«Я в мире профессий».
Задачи: знакомство с основами современной экономики и оказание помощи в осознанном выборе будущей профессии.
Предпрофильная подготовка направлена на повышение осознанности выбора профиля дальнейшего обучения в старшей школе. В 9-м классе учащиеся посещали курсы по выбору, которые помогают определиться в выборе дальнейшего пути обучения.
Работа учителя:
Сформировать у ребенка потребность в саморазвитии и способность к профессиональному и личностному самоопределению.
Данная программа разработана для ученицы 10 класса. Информация об ученике оказывает неоценимую помощь в планировании и организации воспитательной работы. (Приложение №2)
Работа классного руководителя:
Классный руководитель должен постоянно совершенствовать свое мастерство, используя современные достижения педагогической науки и передовой практики. Ему необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка, помогать ему познавать окружающий мир. Он призван быть авторитетом для детей и родителей, вместе с семьей решать ответственные задачи воспитания. Новые реалии образования увеличивают сложность профессионально-педагогической деятельности, связанную с интеллектуальным и эмоциональным напряжением, преодолением психологических затруднений.
Образ желаемого будущего.
Какого же ученика я хочу увидеть в конце учебного года?
Я составила примерный перечень мероприятий, в которых Алиса может участвовать:
- Участие в школьных праздниках и мероприятиях:
- «День учителя»
- «День дерева»
- Новый год
- Зарница
- «День самоуправления»
- Участие в мероприятиях класса:
- Осенний балл
- Дежурство в кабинете
- Конкурс «А ну-ка девочки»
- Участие в школьном и районом конкурсе «Ученик года».
- Участие в вечере, посвященный 100 летию поэмы «Нарспи» К.В.Иванова.
Я как классный руководитель должна сохранить стабильность ее здоровья, способствовать стремлению учиться, помочь самосовершенствоваться и чувствовать себя комфортно в коллективе.
Для достижения вышеперечисленных результатов необходимо выделить основные направления воспитательной работы. Таковыми являются:
- познавательное;
- гражданско-правовое.
- эстетическое;
- духовное;
- экологическое;
- коммуникативное;
- спортивное;
- профориентационное.
Заключение
От педагога зависит, чем станет сердце ребенка – нежным цветком или засохшей корой. Заветная мечта – чтобы сердце учащегося было чувствительным, чтобы откликалось на каждое слово.
Взаимное уважение и согласие, доброжелательность, сердечность, дружелюбие – вот то моральное богатство, которым нужно дорожить и на котором нужно строить наши отношения с детьми. Чтобы узнать каждого, нужно начинать с описания состояний, которые предшествуют его возникновению и способствуют его развитию.