Цель: углубить и расширить знания детей о животных луга
Задачи:
- Образовательная: повторить понятия лужайка, луг, вспомнить растения: клевер луговой, мышиный горошек, одуванчик лекарственный, ежа сборная; познакомить с животными луга: кузнечик, пчела, оса, шмель, перепел, коростель, чекан, трясогузка.
- Развивающая: расширять кругозор, развивать психические процессы: внимание и восприятие через выслушивание речи учителя и одноклассников, память через повторение ранее изученного материала;
- Воспитательная: прививать интерес к предмету; бережное отношение к растениям и животным луга; аккуратность и усидчивость.
Форма: традиционная.
Тип: изучение нового.
Средства обучения: индивидуальные (тетрадь, учебник, письменные принадлежности, индивидуальные памятки); демонстрационные (памятки, определения).
Ход урока
1. Организация начала урока.
Взаимное приветствие, проверка рабочих мест, наличие учебных принадлежностей.
2. Актуализация опорных знаний
Ребята, кто помнит, что мы с вами начали изучать на прошлом уроке?
Дети: Луг, растения луга.
Кто помнит, что такое луг?
Дети: Луг - это природное сообщество, большие участки с травянистой растительностью.
Еще мы говорили о лужайках, чем лужайки отличаются от луга?
Дети: Лужайки - это небольшие участки, а луг - большие участки.
Кто помнит, какие растения растут на лугах?
Дети: Ежа сборная, одуванчик лекарственный, мышиный горошек, клевер луговой, герань, лютик.
Давайте повторим с вами некоторые из растений. На доске у меня приведены иллюстрации знакомых вам растений, нужно сопоставить его название и изображение. Кому не понятно?
3. Проверка д/з
Ребята, кто сможет сказать, что вамбылозадано на дом?
Дети: Приготовить рассказ о любом растении луга.
Молодец! Давайте вспомним критерии оценки. Как должен рассказывать учащийся, стоящий у доски.
Дети: 1) ясное, четкое произношение; 2) достаточная громкость и темп; 3) доступное, правильное изложение материала.
Кто готов? (Опрос детей.)
Физминутка
По, дорожке, по дорожке
Скачем, МЫ на правой ножке
И по этой же дорожке
Скачем, МЫ на левой ножке
По тропинке побежим
До лужайки добежим,
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки
Стоп. Немного отдохнем
И домой пешком пойдем.
4. Изучение нового
Только солнышко проснется
Пчелка кружит, пчелка вьется
Над цветами, над рекой, над травою луговой.
Собирает пчелка мед и быстрей домой несет,
В свой далекий теремок луговой несет медок.
Ребята, вы наверно уже догадали, что наша речь сегодня пойдет о животных луга.
Ребята, кто знает, какие животные проживают у нас на лугах?
Дети: Бабочки, кроты, суслики, трясогузки, чеканы, пчелы.
Молодцы, ребята!
Oткpойте тетради, запишите дату, животные луга.
Насекомые:
А сейчас, я буду загадывать загадки, а вы если догадаетесь, что это за животное поднимаете руку.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел.
Он вспорхнул и улетел. (бабочка)
Запишите в тетрадь.
Об этих насекомых говорят - это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька.
А рассказ про бабочку у нас приготовила Лера Юрина.
Еще одна из самых красивых наших бабочек - это махаон. Сзади на крыльях у нее есть два отростка, которые во время полета бабочки напоминают хвост ласточки. За это сходство махаон в народе назван «ласточкин хвост».
Имя взял у кузнеца
Веет – у огурца,
Крылья - у мошки,
Ножки - у блошки. (кузнечик)
Запишите в тетрадь.
И про кузнечика нам приготовили рассказ.
Еще помимо представленных насекомых у нас на лугах живут такие насекомые как: осы, пчелы, жуки.
Про ос говорят - сластена: любит полакомиться нектаром цветов, сладким соком или сиропом. Осы подвешивают свое гнездо на ветках деревьев или на чердаках. Гнездо осы похоже на большой шар из серого картона. И если не трогать их жилище, они никогда не нападут. Но если кто-то разорит гнездо, разъяренные насекомые немедленно встанут на его защиту.
А также обитают птицы такие как: перепел, коростель, трясогузка, чекан.
Запишите в тетрадь.
И про одну из знаменитых птиц, живущих на лугу нам приготовила рассказ …
Эту птицу еще называют «ледоломка», т.к. ее прилет в наши края совпадает с вскрытием рек. Молодец!
Луг - открытая местность. Здесь достаточно трудно скрыться от врагов и найти много пищи.
Как вы думаете, на лугу есть только птицы и насекомые, и нет зверей? А каких зверей живущих на лугу вы знаете?
Дети: Кроты, суслики, мыши.
Про некоторых зверей у нас тоже приготовлен рассказ.
Ребята, скажите, пожалуйста, что дает луг насекомым, птицам, зверям?
Дети: Корм, укрытие.
Для того чтобы закрепить полученные знания, я предлагаю разгадать кроссворд.
5. Подведение итогов
Ребята, кто помнит, что такое луг?
Дети: Луг - это природное сообщество, большие участки с травянистой растительностью.
Что луг дает насекомым, птицам, зверям?
Дети: Корм, укрытие.
Какие насекомые живут на лугах?
Дети: Бабочки, кузнечики, осы, пчелы, жуки.
Какие птицы живут на лугах?
Дети: Трясогузка, чекан, перепел, коростель.
Какие звери там обитают?
Дети: Суслики, кроты, мыши.
Сегодня на уроке мы с вами повторили, что такое луг, растения луга, и узнали какие животные обитают на наших лугах. Вы все сегодня молодцы, но особенно на уроке мне помогали, отвечать на вопросы и приводить примеры (имя), (имя), (имя).
6. Домашнее задание
Найти интересную информацию о любом животном, обитающем на лугу.