Тип урока: Урок-закрепление изученного материала.
Цели урока:
- Закрепить практические навыки и умения учащихся по данной теме с помощью разнообразных форм деятельности.
- Способствовать воспитанию у учащихся активности, самостоятельности, внимания в применении формул.
- Способствовать формированию у учащихся умения планировать свою деятельность.
Оборудование: стенд «К уроку» с формулами; эпиграф; таблица с числами на развитие памяти; рисунки для объяснения геометрического смысла формул «Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений»; карточки с таблицей для самостоятельной работы с последующей проверкой в двух вариантах, плакаты с такими же таблицами для работы на закрытой доске.
Ход урока
I. Орг. момент. (1 мин.)
II. Постановка целей: «Сегодня нам предстоит закрепить изученный материал, рассмотреть геометрический смысл формул и проверить себя в ходе самостоятельной работы». (1 мин.)
III. Проверка домашнего задания №868. На закрытой доске записано решение домашнего задания. Учащиеся проверяют друг у друга, исправляя карандашом ошибки, и ставят оценки. (3 мин.)
IV. Устная работа. (5 мин.)
1. Учащимся демонстрируется:
(а – в)2 = а - 2ав + в |
(а – в)2 = а2 + 2ав + в |
(а – в)2 = а2 - ав + в2 |
(а – в)2 = а2 + 2ав – в2 |
(а – в)2 = а2 - 2ав – в2 |
(а+в)2= а2 - 2ав – в2 |
Требуется указать, какая именно ошибка допущена в каждом выражении.
2. Среди равенств, указанных ниже, найдите как правильные формулы, так и содержащие ошибку. Исправьте ошибочные выражения.
а) х2 + у2 – 2ху = (х – у)2;
б) а2 + 2ав – в2 = (а – в)2;
в) 2тп – т2 – п2 = (т – п)2;
г) 2ср + с2 + р2 = (с + р)2.
3. Представить в виде квадрата:
4а6; т8; 0,01а2в6; 25х4; 81х10; в4с4.
На прошлом уроке мы разбирали алгебраический смысл формул, но эти формулы имеют и геометрический смысл. Именно геометрически они когда- то были выведены. Послушаем сообщения Алины и Арины о геометрическом смысле формул «Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений».
V. Сообщения учеников о геометрическом смысле формул «Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений». (5 мин.)
Алина: «Рассмотрим квадрат со стороной а. К каждой его стороне добавим равные oтрезки длиной в. Получим новый квадрат со стороной (а+в), площадь которого равна (а+в)2. Новый квадрат разбит на 4 фигуры: квадрат со стороной а, квадрат со стороной в и два равных прямоугольника со сторонами а и в. Таким образом площадь квадрата со стороной (а+в) равна сумме площадей этих четырех фигур, т.е. (а+в)2=а2+ав+ав+в2=а2+2ав+в2».
Арина: « Рассмотрим квадрат со стороной (а+в). От каждой стороны отнимем отрезок длиной в.Получим новый квадрат со стороной а, от которого убрали два равных прямоугольника со сторонами а и в, площадь которых равна по ав .Но у этих прямоугольников есть общий квадрат со стороной в, который мы вычли два раза. Поэтому площадь одного надо вернуть. Таким образом получаем, что (а-в)2=а2-2ав+в2».
Теперь записываем в тетрадях число, классная работа. Начинаем закреплять изученный материал с №869(г,д,е), на прошлом уроке мы рассмотрели решение этого номера под буквами а, б, в.(1 мин)
VI. Решение упражнений (фронтально): №869 (г, д, е) (г – показывает учитель, д) и е) – одновременно два ученика у доски, остальные в тетрадях) - 3 мин., №872 (а, в, г) - 5 мин., №874 – устно - 4 мин.
VII. Физкультминутка (упражнение для глаз и рисование носом) – 3 мин.
Закройте глаза и кончиком носа вы должны нарисовать в воздухе число, квадрат которого равен тому, что я вам назову (25, 100, 64, 16, 81, 121, 9,). А теперь глаза откройте и выполним небольшую гимнастику для глаз: я буду называть цвет, а вы должны отыскать глазами кружочки с таким цветом у меня в кабинете. Ну вот отдохнули немного, продолжаем работу. У вас на партах приготовлены таблицы, которые вы должны заполнить. Эту самостоятельную работу мы проверим с вами сегодня же. Двое из вас пойдут к доске заполнять такую же таблицу на закрытой доске.
VIII. Самостоятельная работа с последующей проверкой. (7 мин.). На закрытые доски выходят два ученика, остальные на местах заполняют таблицы:
Выполнял: |
Вариант 1. |
||
Проверял: |
За дом. зад: |
||
Первое выражение |
Второе выражение |
Многочлен, равный квадрату суммы этих выражений |
Многочлен, равный квадрату разности этих выражений |
5а |
в |
25а2 + 10ав + в2 |
25а2 - 10ав + в2 |
3х |
2у |
|
|
ав |
4 |
|
|
а2 |
2х |
|
|
6а |
в |
|
|
8в3 |
7 |
|
|
Оценка: |
Выполнял: |
Вариант 2. |
||
Проверял: |
За дом. зад: |
||
Первое выражение |
Второе выражение |
Многочлен, равный квадрату суммы этих выражений |
Многочлен, равный квадрату разности этих выражений |
5а |
в |
25а2 + 10ав + в2 |
25а2 - 10ав + в2 |
2х |
у |
|
|
тп |
5 |
|
|
с2 |
3в |
|
|
8а |
в |
|
|
9х3 |
4 |
|
|
Оценка: |
Меняемся карточками и проверяем работы друг друга, не забудьте поставить отметку. Поднимите руки, у кого нет ни одной ошибки – молодцы! У кого больше трех ошибок? – нужно позаниматься еще по использованию формул.
Если останется время, то выполняем №875(а,б,в)
IX. Итоги урока
Сегодня мы решали более трудные упражнения на применение формул возведение в квадрат суммы и разности двух выражений, проверили свои знания и искали ошибки других по данной теме в ходе самостоятельной работы. Вернемся к таблице с числами, которую вы восстанавливали по памяти. Как вы думаете, какая связь этих чисел между собой? (Число, записанное посередине является квадратом разности двух крайних чисел.)
Выставление оценок. (2 мин.)
X. Домашнее задание: №873(а-г), №876 стр.143, 144. (2 мин.)