Цель: Обобщить и систематизировать знания по теме «Литосфера».
Оборудование: таблицы по теме, коллекции «Горные породы и минералы», физическая карта полушарий, фото, маршрут, раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка знаний и умений.
3. Проведение игры.
Представление команд, жюри. Объяснение правил игры. Схема маршрута.
Вводное слово ведущего.
Есть на всё в программе мера
Наша тема «Литосфера».
Завершилась, как не жаль,
И теперь зовёт нас вдаль.
«Гидросфера» - оболочка.
Только рано ставить точку.
Знание о земной коре
Пригодится детворе.
Нынче всем на удивленье
Игровое повторенье.Солнце сладко нам целует пятки
И целует тело горячо
Эй, ребятки, собирай палатки!
Взваливай палатки на плечо.
Ждёт нас где-то в красной шапке лето,
Ждёт костёр и свежая уха.
Лучше нету, чем бродить по свету
Под большой поклажей рюкзака.
Нас природа в лучшем цвете года
Ждёт в свои зелёные края,
А погода не сорвёт похода,
Если есть весёлые друзья.
Е. Кувайцев
Все готовы отвечать?
1 станция. Геологическая.
Ну, с чего бы нам начать?
Объясните для примера,
Что такое литосфера?
Чем же сложена она?
Вам коллекция дана.
Назовите, что известно.
А ещё нам интересно,
Отличишь ли ты в природе
Минералы от породы?
Работа с коллекцией. Командам предложено по 5 образцов минералов и горных пород.
Вопрос болельщикам во время выполнения заданий командами.
– В чем разница между минералом и горной породой?
Земля планета молодая,
Галактики прекрасное дитя.
Поверхности движенье вызывая,
Ядро Земли кипит, шумя.
Землетрясения, порою города сметая
Сменяются покоем на года,
Пока вулкан столб дыма с искрами взметая не загрохочет,
И лава как река, стечёт попутно застывая.
Всё это проявленье сил земных
Рождающихся в сердцевине
Коралл морской и щебет птиц лесных.
И сказка мудреца об Атлантиде.
Всё это матушка ЗЕМЛЯ!
2 станция. Минеральная.
Отпечатаны листочки на породах древних лет.
У кого родились строчки, описать их? Кто же дать готов ответ?
Команды отгадывают по 2 загадки.
Я был когда-то смолою,
Из трещин стволов вытекал.
Искрился на солнце порою,
И липкой слезой застывал.
(Янтарь)
В таёжных и диких лесах
В Сибири, в Якутии дальней
Найдены россыпи ценных камней,
По твёрдости нет им равных.
(Алмаз)
Порода горного царства
Из шпата, слюды и кварца.
(Гранит)
Для лёгкости в сплавы даётся
Мощь самолёта создал
Тягуч и пластичен, отлично куётся
Серебряный этот металл.
(Алюминий)
3 станция. Рельефная.
Неровна поверхность нашей планеты:
Здесь материк, а здесь – впадина, дети.
А формы рельефа в основе одни,
Какие виды имеют они?
(Горы и равнины на материке и океане.)
– Покажите на их карте.
Команды называют и показывают по очереди по 3 объекта.
4 станция. Равнинная
Посмотрите на картины:
Горы это иль равнины,
А какие суперсилы
Их в движенье приводили?
Команды заполняют схемы «Классификация гор и равнин по высоте» и отвечают на вопрос: Как образовались?
5 Станция. Горная.
С древних пор привыкли горы,
О высотах вести споры.
Трудно дети или просто
Вам расставить их по росту.
Команды, используя шкалу высот и глубин, расставляют горы по высоте: Уральские, Кордильеры, Кавказ, Анды, Сихоте-Алинь, Алтай.
Вопрос болельщикам во время выполнения заданий командами:
- Объясните, как пользоваться шкалой высот?
6 станция. Сейсмическая.
И теряюсь я в догадке:
Что за горы на Камчатке?
Посмотрите здесь на фото
Фейерверк устроил кто-то.
Может верное решенье
Нам подскажет их строенье.
Команды по фото определяют, что это вулканы. На схемах подписывают основные части вулкана.
7 станция. Высотная.
Я даю координаты
Поищите-ка на карте
На каких материках
Гор вершины в облаках.
8 станция. Капитанская.
А теперь словарь по теме,
Чтоб сберечь урока время,
Я читаю вам куплеты,
А вы дайте мне ответы.
Капитаны отгадывают загадки по теме.
От дождей, текущих вод,
Он растёт из года в год,
Он полей, равнины враг
Как зовут его?
(Овраг)
Чтоб узнать глубины вод
Что применим?
(Эхолот)
По пустыне гонит ветер
Горы жёлтого песка.
Как зовутся горы эти,
Вы подумайте слегка.
(Дюны и барханы)
Взлетают пыль и кучи пепла,
В земле бушует бог огня.
Какие горы Этна, Текла?
Ещё вопрос вам от меня.
(Вулкан)
Бьёт источника фонтан,
Струя до поднебесья.
В соседях с ним живёт вулкан.
Фонтан вам тот известен?
(Гейзер)
9 станция. Секретная.
Я слова читаю вам,
Вы прислушайтесь к словам.
Может лишние попали?
Докажите, как узнали.
- Ядро, мантия, впадина, земная кора.
- Вершина, дюны, барханы, овраг.
- Подошва, склон, вершина, отмель.
- Очаг, сейсмические волны, эпицентр, кратер.
- Низменность, перевал, гребень, хребет.
10 станция «Блиц».
На двух склонах гор показаны остановки. Команды получают 5 вопросов. Если ответ верен, передвигаются к вершине. Попеременно.
Восхождение на гору
Только тем ребятам в пору,
Кто объект найдёт на карте
В путь! Счастливого вам старта!
К торжественному крику прибавь согласный звук,
Чтоб протянулись горы с севера на юг.
(Урал)
Первый слог – движенье в танце,
Второй – Вселенная.
А в целом – горная страна в Средней Азии.
(Памир)
С «А» овеяна я славой у казаков с давних пор.
«А» отбрось – я величаво возвышаюсь среди гор.
(Пика-пик)
Жюри подводит итоги, награждение.
Как яблоко на блюде,
У нас Земля одна.
Не торопитесь люди,
Всё выскрести до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зёрна,
Одной судьбы родня.
Нам пировать позорно
В счёт будущего дня.
Поймите это, люди
Как собственный приказ,
Ни то Земли не будет
И каждого из нас.
М. Дудин