ЦЕЛЬ:
- формировать умения различать приставки и предлоги;
- совершенствовать навыки написания предлогов и приставок.
ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- учить распознавать приставки и предлоги,
- совершенствовать навыки написания предлогов и приставок
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- развитие речи и творческой индивидуальности учащихся,
- развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- воспитание коммуникативных навыков, умение включаться в совместную деятельность, познавательной активности,
- чувства ответственности, уважения друг к другу.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебники, карточки с заданиями для групп, толковый словарь, компьютер, презентация по данной теме, карточки для рефлексии.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
– Сегодня у нас гости. Поприветствуйте гостей.
– У меня в руках свеча. Посмотрите на пламя свечи и подумайте о чем – нибудь светлом. О чем мечтаете вы?
– Пусть легкий, спокойный, таинственный огонек свечи очистит наши души от обид, злобы и поможет всем нам сегодня обрести веру в свои силы, любовь и чуткость.
– А теперь потрите ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передайте тепло друг другу. Пусть огонь свечи и тепло души ваших друзей согревает вас весь урок.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
– Отгадайте загадку: Белая звездочка с неба упала
Мне на ладошку легла и пропала
– Сегодня к нам на урок прилетели волшебные снежинки. Почему они волшебные?
– Что это за слова?
– Что знаете о предлогах и приставках?
– Снежинки хранят в себе тайну. Мы должны с вами ее открыть.
III. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ
– Посмотрите на необыкновенную снежинку, в ней спрятаны буквы.
Назовите. Переведите печатные буквы в письменные и напишите на строке два раза.
– Подчеркните буквы, в которых встречаются одинаковые элементы. Какие две буквы очень похожи по написанию.
Найдите закономерность и продолжите цепочку букв.
Жха жах хаж
IV. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
– Для работы на уроке, разделимся на группы. Помним о правилах совместной работы (5 групп по 5 человек).
Детям по группам выдаются карточки.
Кошка (в) лезла (в) корзину.
Мячик (от) скочил (от) стены.
Лена (за) шла (за) Светой.
Щенок (с) тащил (с) кресла шарф.
Павлик (по) шел (по) дороге.
Предлоги:
Приставки:
1.
2.
3.
4.
5.
– Используя данные предложения, раскрыть скобки и графически обозначить орфограммы.
– Выписать из этих предложения приставки и предлоги.
– Что у вас вызвало затруднение?
– Сформулируйте тему нашего урока.
– Будем учиться различать приставки от предлогов, правильно их писать со словами.
V. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА
– Волшебные снежинки нам приготовили задание.
– Что за росписи нанес Мороз?
Значение слова роспись – живопись на стенах, потолках, предметах быта.
– Что можно увидеть в узорах? (листья хвойных деревьев, снежинки, цветы, оленьи рога и т. д.)
– Выпишите из стихотворения слова с приставками и предлогами
прилетели, залепили, росписи, нанёс
к нам, на окне
– Какой можно сделать вывод о написании предлога и приставки?
Физминутка: Представьте, что вы маленькие снежинки, которые легли на землю и спокойно отдыхают. А теперь снежинки просыпаются, встают, потягиваются, кружатся в воздухе.
Снежинки спускаются с неба
Всё ниже и ниже
Сугробы пушистого снега
Всё выше и выше.
Первыми за парты садятся хрупкие и маленькие снежинки. Это девочки, а потом мальчики.
2. Игра “Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?”
– Чтобы узнать, чем ещё различаются приставки и предлоги, поиграем в игру.
– Какой вывод можно сделать о различии предлога и приставки?
3. Самостоятельная работа.
Работа по вариантам.
Упражнение 138.
– Поставьте вопросы к первым словам в сочетаниях.
– Что обозначают эти слова? (Действие)
– У них есть предлоги? Сделайте вывод.
4. Игра “Слепим снеговика”
Работа в парах.
Нужно слепить 2 кружочка так, чтобы в одном из них была приставка, а в другом эта же приставка превратилась в предлог.
до ехал до город доска Ловушка: встречаются слова,
шeл по берег поясок по в которых нет приставки и предлога.
– Сделайте вывод, для чего нужны предлоги и приставки?
VI
. ИТОГ УРОКА– Мы с вами проделали большую работу. Какую тайну нам раскрыли снежинки?
– Снежинки похожи, но в то же время разные и пишутся по-разному.
VII
. РЕФЛЕКСИЯ– Оцените себя сами.
Белая снежинка – было все понятно, узнал новое.
Желтая снежинка – довольно неплохо.
Красная снежинка – не очень понял.
VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Найти и записать 2-3 пословицы, в которых встречаются одинаковые предлоги и приставки.
Выводы.
На уроке были поставлены задачи:
- Общеобразовательные: формировать умения различать приставки и предлоги; совершенствовать навыки написания предлогов и приставок.
- Развивать речь, наблюдательность, творческие способности.
- Воспитание коммуникативных навыков, навыков взаимоконтроля, чувства ответственности.
Этот урок комбинированный, т. к. на уроке систематизировались знания, полученные ранее, и так же дети знакомились с новым материалом.
В основу всей работы на уроке было положено раскрытие тайны. Для этого по теме урока использовалось создание проблемной ситуации, был поставлен поисковый вопрос: как различать приставки и предлоги?
Предлагались различные задания, в ходе которых дети выдвигали гипотезы, сами делали выводы.
Для знакомства с темой урока использовалась групповая работа, в ходе которой дети сами сформулировали тему, цели урока.
Для раскрытия темы урока (тайны) использовались методы словесные (беседа), наглядные, побуждающий диалог от проблемной ситуации, игры.
Для активизации познавательной деятельности на уроке использовались информационные технологии, что позволило совместить игровую и учебную деятельность.
В ходе урока была составлена презентация: “Различие предлога и приставки”. Дети, чтобы сделать вывод, анализировали, наблюдали, предлагали интересные решения проблемы.
Таким образом, в целом на уроке успешно были реализованы цели урока.
За счет интересного материала, разнообразия форм и методов в классе поддерживалась высокая работоспособность.
Литература:
- Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. “Русский язык 1-2 кл: методические рекомендации для учителя. – М.: Баллас, 2000.
- Бакулина Г. А. “Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка” 2 кл: – Москва, 1999.
- Мельникова Е. Л. “Проблемный урок, или как открывать знания с учениками”. – М. 2002.
- Лакаценина “Необычные уроки в начальной школе”: Ростов-на-Дону, ЗАО “Книга”, 2008.