Конспект открытого урока русского языка "Развитие речи. Комплексный анализ текста"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

образовательная: уметь анализировать текст, определять тему, главную мысль, тип и стиль речи, способы связи в тексте;

развивающая: совершенствовать речь учащихся, способность рассуждать по заданной теме;

воспитательная: формирование школьника как личности, развитие творческих способностей, ценностных ориентаций;

Методы обучения на уроке:

1. По источнику получения знаний:

  • словесные
  • практические
  • наглядные

2. По уровню активности познавательной деятельности:

  • репродуктивный (анализ языковых единиц, их функционирование в речи)
  • исследовательский(анализ языковых единиц разных уровней во взаимосвязи и взаимодействии)

3. По функциям:учебная работа по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (монологические высказывания, анализ текста)

Средства обучения:

  1. Дидактический материал (языковые понятия и термины, входящие в программу обучения; тексты и задания к ним).
  2. Материалы:кабинет русского языка, методическая литература.

Тип урока: урок на основе ведущего материала, форма проведения – семинар, анализ текста.

Ход урока

I. Организация начала урока: формирование целей и задач урока.

II. Вступительное слово учителя:

  • Из чего состоит наша речь? Неразрывная цепочка: звук – слово – предложение – текст. Главный объект нашего внимания на данном занятии – текст и всё, что с ним связано.
  • Сейчас мы выслушаем выступления ребят по вопросам, которые были предложены к семинарскому занятию. Форму выступления каждый выбирает сам. Группы внимательно слушают и оценивают ответы ребят. Допускаются поправки и дополнения – в корректной форме. Первая оценка за подготовку материала к семинару уже выставлена (на доске).

Во время выступления соблюдаем регламент – время указано на доске в модуле урока.

III. Выступления групп по предложенным вопросам

(Выступления учащихся прилагаются)

  • Подвожу итог выступления, опираясь на выставленные оценки.
  • А теперь, опираясь на теоретические знания, перейдем к практическому анализу текста.

IV. Учитель показывает анализ текста

  • Читаю текст стихотворения Людмилы Татьяничевой.

Мне говорят, что слишком много
Любви я детям отдаю,
Что материнская тревога
До срока старит жизнь мою.
Ну, что смогу я им ответить –
Сердцам,
Бесстрастным, как броня?
Любовь, мной отданная детям,
Сильнее делает меня. Людмила Татьяничева.

  • Это текст: в нем три предложения, объединены одной темой – материнской любви. Главная мысль текста в том, что эта любовь делает человека сильнее.
  • В первом предложении – мысль о материнской тревоге, во втором – образ тех, с кем как бы спорит женщина – мать, в третьем – ключевые слова – любви, детям, материнская тревога; любовь, отданная детям.
  • Стиль – художественной литературы, приметами которого являются ритм, рифма поэтического произведения;
  • эпитеты (материнская тревога, бесстрастным сердцам);
    метафора (тревога старит)
    сравнение (бесстрастным, как броня)

  • Тип речи – повествование, здесь говорится о том, что говорят люди о любви лирического героя; что им отвечает женщина – мать.
  • Связь между предложениями цепная; лексические средства связи: текстуальные синонимы (говорят – ответить); текстуальные антонимы (старит – делает сильнее, я – они).
  • Синтаксические средства связи: использованы предложения типа – вопрос – ответ. Это очень хороший прием, который можно использовать в сочинениях.

V. Комплексный анализ текста по материалам домашнего задания (текст прилагается).

Текст с заданиями к нему вы получили накануне. Каждая группа выбрала для ответа тот вопрос, который она будет освещать при анализе данного текста.

Уточним, какая группа на какой вопрос отвечают (называю группу – указывают вопрос).

Учитель читает текст. Выдержать небольшую паузу.

После чтения текста такой красоты и эмоциональной напряженности хочется помолчать и осмыслить услышанное, даже говорить трудно.

Дальнейший ход работы:

  1. Учитель читает вопрос.
  2. Группа отвечает. (Выступления групп прилагаются)
  3. Все остальные группы выставляют оценки.

VI. Подведение итогов урока.

  1. Какая задача перед нами была поставлена в начале урока? Выполнили ее?
  2. Подводим итог рейтинга работы групп (по доске).
  3. Какие особые замечания записали в своих листах оценки работы групп?

VII. Домашнее задание:

ответить письменно на вопрос: (на выбор):

  1. Какие мысли и чувства вызвало у меня повествование В.Г. Короленко о матери и её слепом ребенке?
  2. Что означают слова, заключающие эпизод повести?