Цели урока:
образовательная: уметь анализировать текст, определять тему, главную мысль, тип и стиль речи, способы связи в тексте;
развивающая: совершенствовать речь учащихся, способность рассуждать по заданной теме;
воспитательная: формирование школьника как личности, развитие творческих способностей, ценностных ориентаций;
Методы обучения на уроке:
1. По источнику получения знаний:
- словесные
- практические
- наглядные
2. По уровню активности познавательной деятельности:
- репродуктивный (анализ языковых единиц, их функционирование в речи)
- исследовательский(анализ языковых единиц разных уровней во взаимосвязи и взаимодействии)
3. По функциям:учебная работа по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (монологические высказывания, анализ текста)
Средства обучения:
- Дидактический материал (языковые понятия и термины, входящие в программу обучения; тексты и задания к ним).
- Материалы:кабинет русского языка, методическая литература.
Тип урока: урок на основе ведущего материала, форма проведения – семинар, анализ текста.
Ход урокаI. Организация начала урока: формирование целей и задач урока.
II. Вступительное слово учителя:
- Из чего состоит наша речь? Неразрывная цепочка: звук – слово – предложение – текст. Главный объект нашего внимания на данном занятии – текст и всё, что с ним связано.
- Сейчас мы выслушаем выступления ребят по вопросам, которые были предложены к семинарскому занятию. Форму выступления каждый выбирает сам. Группы внимательно слушают и оценивают ответы ребят. Допускаются поправки и дополнения – в корректной форме. Первая оценка за подготовку материала к семинару уже выставлена (на доске).
Во время выступления соблюдаем регламент – время указано на доске в модуле урока.
III. Выступления групп по предложенным вопросам
(Выступления учащихся прилагаются)
- Подвожу итог выступления, опираясь на выставленные оценки.
- А теперь, опираясь на теоретические знания, перейдем к практическому анализу текста.
IV. Учитель показывает анализ текста
- Читаю текст стихотворения Людмилы Татьяничевой.
Мне говорят, что слишком много
Любви я детям отдаю,
Что материнская тревога
До срока старит жизнь мою.
Ну, что смогу я им ответить –
Сердцам,
Бесстрастным, как броня?
Любовь, мной отданная детям,
Сильнее делает меня. Людмила Татьяничева.
- Это текст: в нем три предложения, объединены одной темой – материнской любви. Главная мысль текста в том, что эта любовь делает человека сильнее.
- В первом предложении – мысль о материнской тревоге, во втором – образ тех, с кем как бы спорит женщина – мать, в третьем – ключевые слова – любви, детям, материнская тревога; любовь, отданная детям.
- Стиль – художественной литературы, приметами которого являются ритм, рифма поэтического произведения;
- Тип речи – повествование, здесь говорится о том, что говорят люди о любви лирического героя; что им отвечает женщина – мать.
- Связь между предложениями цепная; лексические средства связи: текстуальные синонимы (говорят – ответить); текстуальные антонимы (старит – делает сильнее, я – они).
- Синтаксические средства связи: использованы предложения типа – вопрос – ответ. Это очень хороший прием, который можно использовать в сочинениях.
эпитеты (материнская тревога,
бесстрастным сердцам);
метафора (тревога старит)
сравнение (бесстрастным, как броня)
V. Комплексный анализ текста по материалам домашнего задания (текст прилагается).
Текст с заданиями к нему вы получили накануне. Каждая группа выбрала для ответа тот вопрос, который она будет освещать при анализе данного текста.
Уточним, какая группа на какой вопрос отвечают (называю группу – указывают вопрос).
Учитель читает текст. Выдержать небольшую паузу.
После чтения текста такой красоты и эмоциональной напряженности хочется помолчать и осмыслить услышанное, даже говорить трудно.
Дальнейший ход работы:
- Учитель читает вопрос.
- Группа отвечает. (Выступления групп прилагаются)
- Все остальные группы выставляют оценки.
VI. Подведение итогов урока.
- Какая задача перед нами была поставлена в начале урока? Выполнили ее?
- Подводим итог рейтинга работы групп (по доске).
- Какие особые замечания записали в своих листах оценки работы групп?
VII. Домашнее задание:
ответить письменно на вопрос: (на выбор):
- Какие мысли и чувства вызвало у меня повествование В.Г. Короленко о матери и её слепом ребенке?
- Что означают слова, заключающие эпизод повести?