Пояснительная записка
Проблема выбора профессии стара как мир. С изменением экономической, политической, социально-культурной ситуации в стране необходимо и новое понимание его содержания.
Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор образа жизни с помощью профессии. Профессия уже выступает как средство для достижения желаемого образа жизни. Все это приводит к трудностям в помощи педагогов, психологов, родителей, пытающихся оказать помощь старшеклассникам, которые находятся в состоянии неопределенности, либо сделать сомнительный и примитивный профессиональный выбор, попадая под влияние средств массовой информации и общественных стереотипов. При этом подростки считают, что располагают достаточным количеством информации о той или иной профессии для выбора профиля дальнейшего обучения.
Опрос учащихся 9 классов показал, что определились со своим профессиональным выбором 15 % учащихся, сделали выбор, который их не вполне устраивает 32 % , не определились 53 % старшеклассников. Социологические исследования показали, что больше половина учащихся старших классов не сделали выбора относительно своего профессионального выбора. В чем же причины? Опрос дал следующие результаты:
- Недостаток информации 34 %;
- Не умение ориентироваться в образовательных услугах 27 %;
- Нет четкого видения своего профессионального будущего 41 %;
- Не знание своих потенциальных способностей 39 %.
Из опроса старшеклассников следует, что возникла прямая насущная потребность в профессиональной ориентации как целостной системы. Теоретические и практические наработки прошлих лет по данной проблеме могут использоваться в качестве исходного, но они часто не отвечают потребностям сегодняшнего дня.
Новое теоретическое осмысление позволило разработать и использовать адекватные психодиагностические методики, методические блоки, технологии индивидуальной и групповой работы со старшеклассниками, способствующей выбору профессии. Удачный выбор повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, усиливает удовлетворенность жизнью. Данная программа направлена на решение вышеизложенных вопросов.
Цели и задачи программы
Главной целью программы “Основы профессионального самоопределения” является подготовка старшеклассника к адаптации, самореализации и социализации личности в жизни общества.
Задачи программы:
- Создание условий для успешной социализации школьника в образовательном пространстве.
- Вооружение знаниями о социуме.
- Развитие умений и навыков, необходимых для успешной интеграции во взрослое общество.
- Выявление основных способностей выпускников для последующего сознательного выбора профессии.
- Соотношение школьниками своих способностей, личностных особенностей возможностей с предполагаемой профессией.
Исходя из вышеуказанных задач, общий замысел программы состоит в том, чтобы выпускник приспособился к тем или иным условиям, активно включиться в поиск своего места в жизни сообразно своим возможностям и психологическим особенностям, ориентироваться и успешно трудиться в жизни.
Требования к уровню усвоения содержания программы.
Выпускник 9 класса, прослушавший курс “Основы профессионального самоопределения” должен знать:
- Сущность понятий “построение карьеры”, “должность”, “специальность”, “уровень интеллекта”, “профиль личности”, “социальный тип личности”, “образовательные учреждения государственного, негосударственного, коммерческого типа”, “собеседование”, “подготовительные курсы”, “коммуникативные способности”, “организаторские способности”, “вакансия”, “временная и постоянная занятость”, “резюме”, “трудовой договор”, “имидж”;
- Особенности профессионального самоопределения в современных условиях;
- Пути развития профессионально-важных качеств личности для успешного продвижения карьеры;
- Уровень развития интеллекта;
- Типы и особенности средних специальных и высших учебных заведений;
- Социальный тип личности, профиль личности;
- Особенности приема в различные учебные заведения;
- Учебные заведения города, региона, страны, зарубежья;
- Вакансии рабочих мест города, региона, страны, зарубежья;
- Порядок приема на работу, составление трудового договора, права и обязанности работника и работодателя.
Уметь:
- Планировать социально-профессиональное развитие карьеры;
- Заполнять документы для поступления в учебные заведения;
- Ориентироваться в сфере образовательных услуг;
- Подавать апелляцию в период вступительных экзаменов;
- Отбирать информацию о вакансиях рабочих мест города, региона, страны, зарубежья;
- Составлять резюме в период поступления на работу;
- Формировать личный имидж для построения карьеры.
Тематическое планирование
№ |
Тема |
Форма |
Метод |
|
Теор. |
Прак. |
|||
1. |
Предмет и задачи курса “Основы профессионального самоопределения”. |
1 |
Лекция, беседа |
|
2. |
Понятие о деятельности. Виды деятельности |
1 |
Лекция, беседа |
|
3 |
Профессиональная деятельность, ее функции |
1 |
Лекция, беседа |
|
4. |
Психологическая и социальная готовность к выбору профессии. |
1 |
Анкетирование, ролевые игры |
|
5. |
Понятие профессия, специальность, должность. |
1 |
Лекция, ролевые игры |
|
6.. |
Разнообразие профессий. Хобби. |
1 |
Ролевая игра |
|
7. |
Психологическая и социальная готовность к выбору профессии. |
1 |
Тестирование |
|
8. |
Профессионально-важные качества личности (ПВК). |
1 |
Тренинг |
|
9. |
Изучение уровня сформированности ПВК |
1 |
Тренинг |
|
10. |
Диагностика уровня интеллекта. |
1 |
Тестирование |
|
11. |
Диагностика уровня интеллекта. |
1 |
Тестирование |
|
12. |
Факторы, влияющие на выбор профессии. |
1 |
Беседа |
|
13. |
Ошибки при выборе профессии. |
1 |
Ролевая игра |
|
14. |
Понятие предмета труда |
1 |
Лекция |
|
15. |
Классификация профессий |
1 |
Анкетирование |
|
16. |
Определение предмета труда |
1 |
Тестирование |
|
17. |
Структуру образования в России. Единое образовательное пространство. |
1 |
Лекция |
|
18. |
Учреждения профессионального образования. |
1 |
Лекция |
|
19. |
Анализ информации об учебном заведении |
1 |
Экскурсия |
|
20. |
Анализ информации об учебном заведении |
1 |
Практическая работа |
|
21. |
Анализ информации об учебном заведении |
1 |
Практическая работа |
|
22. |
Развитие коммуникативных способностей |
1 |
Тренинг |
|
23. |
Отношение к будущей профессии |
1 |
Беседа |
|
24.. |
Построение профессиональной карьеры |
1 |
Анкетирование |
|
25. |
Стратегия профессионального выбора |
1 |
тренинг |
|
26. |
Права и обязанности участников образовательного процесса. Документ о профессиональном образовании. |
1 |
Лекция |
|
27. |
Договор об образовании, его структура. |
1 |
Лекция |
|
28. |
Договор об образовании, его структура. |
1 |
Практическая работа |
|
29. |
Психологическая готовность к сдаче экзаменов. Особенности приема в различные учебные заведения. |
1 |
Тренинг, практическая работа |
|
30. |
Ярмарка образовательных учреждений города, региона, страны. |
1 |
Деловая игра |
|
31. |
Поиск вакантных рабочих мест. Временная и постоянная занятость. |
1 |
Практическая работа |
|
32. |
Наем на работу. Собеседование. |
1 |
Лекция |
|
33. |
Конституция РФ о занятости населения. КЗОТ. Трудовой договор. |
1 |
Лекция |
|
34. |
Формирование имиджа. |
1 |
Тренинг |
|
Теоретических занятий |
13 |
|||
Практических занятий |
21 |
Литература
- Ахмеджанов Э.Р. Психологические тесты. М.:Лист, 1996 год.
- Митина Л.М. Проблемы профессиональной социализации личности. Кемерово, 1996 год.
- Пряжников Н.С. Активизирующие опросники профессионального и личностного определения. М.: Институт практической психологии, Воронеж: Модэк, 1997 год.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение М.-Воронеж, 1996 год.
- Трудовой кодекс с комментариями. М.2001 год.
- Конституция Российской Федерации.
- Закон об образовании.
- Технология. Учебник для 11 класса, под редакцией В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2002 год.
- Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право и экономика 10-11 класс в 2-х частях, М., 2001 год.
- Резапкина Г.В. Программа профессионального самоопределения подростков, М., 2000 год. Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов.
- Резапкина Г.В. Программа профессионального самоопределения подростков, М., 2000 год. Рабочая тетрадь для учащегося
- Программы общеобразовательных учреждений: Твоя профессиональная карьера: 8-9 кл. М.: Просвещение, 1999.
- Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений./Под.ред. С.Н.Чистяковой, Т.И.Шалавиной. М.:Просвещение, 2003.
- Технология профессионального успеха: 10-11 кл. М.: Просвещение, 2003.
Оборудование
- Индивидуальные опросные листы для проведения диагностических методик (ранжирование ПВК личности, теста ШТУР, теста Айзека, методики Кейрси, методики Голланда).
- Информацию об образовательных учреждениях города, региона, страны.
- Документация для абитуриента.
- Примерные варианты договоров об образовании, трудового договора.
- Материалы для подготовки к вступительным экзаменам.