Участники: учащиеся 2 класса, родители.
Задачи:
- закрепить с учащимися правила пожарной безопасности, электробезопасности в быту, дома, при проведении новогоднего праздника и каникул;
- научить детей предвидеть и прогнозировать небезопасные ситуации;
Подготовительная работа:
- конкурс рисунков «Новый год и опасные ситуации;
- конкурс знатоков пословиц и поговорок об огне;
- индивидуальная работа с родителями и учащимися по подготовке классного часа;
Оборудование:
- рисунки и плакаты, изображающие источники и причины опасности новогодних мероприятий;
- презентация;
- мультфильм: «Уроки осторожности»
- тестовая карта;
Ход занятия
I. Организационный момент.
Учитель:
Мы привыкли, что свет, тепло, вода,
В квартирах наших есть всегда.
Но детям и взрослым должно быть ясно,
Что неправильно использовать эти удобства небезопасно.В играх тоже нужна осторожность,
Не допускайте в играх оплошность!
Будем учиться разумному поведению,
Чтоб праздничного не омрачить настроения.
II. Введение в тему.
Учитель: В нашей стране растёт число жертв от последствий ситуаций, которые часто создают сами пострадавшие в обычной жизни. Обычно это число гибнущих людей возрастает в дни праздников.
Всё это происходит потому, что многие дети и взрослые не умеют вести себя в разнообразных опасных ситуациях, в обычных житейских условиях.
Основной причиной несчастных случаев во время праздников является незнание или несоблюдение правил безопасности жизнедеятельности.
- Кто скажет, что такое опасная ситуация? Слайд № 1, приложение 2
Опасная ситуация – ситуация, в которой возникает прямая угроза жизни и здоровью человека.
Предлагаю вам сегодня, перед празднованием Нового года и отдыху в дни зимних каникул, вспомнить, что может помешать беспечному, радостному моменту встречи с праздником, какие опасности могут омрачить радость, как их избежать.
Значит, мы должны предусмотреть всё, что таит в себе опасность.
А для чего? Слайд № 2, приложение 2
Дети: Чтобы праздник был всем в радость.
III. Работа по теме.
1 страница.
Учитель:
А теперь про чей-то дом
Разговор мы заведём ….
В нём богатая хозяйка
Припеваючи жила,
Но беда пришла нежданно:
Этот дом сгорел дотла.
- Чей это был дом?
- Из какой сказки? Назовите автора.
- Помните ли вы, из-за чего дом загорелся? (Неисправная печь, она была оставлена без присмотра.)
- Почему Кошка выскочила, глаза выпучила? (Растерялась, испугалась.)
- А кто не растерялся? (Курица)
- Почему? («Бежит Курица с ведром, поливает Кошкин дом».)
- А можно ещё чем-то затушить огонь? (Костёр засыпать песком, землёй.)
- А чтобы вы сделали, когда обнаружили пожар? (Позвонить по телефону 01 и вызвать пожарных.)
- О каком страшном происшествии говорится в сказке?
О пожаре.
2 страница.
Учитель: Что такое пожар? Слайд № 3, приложение 2
Пожар – это опасность для здоровья и жизни людей, значит это – ЧС (чрезвычайная ситуация).
- Давайте проверим, что же вы знаете о пожаре и как умеете дружно отвечать на вопросы.
1. Деревянные сестрички
В коробочке, это - ….. спички.
Родители читают стихотворение:
Спички в хозяйстве – нужный предмет.
В этом сомнения ни у кого из нас нет.
Знать надо цели его примененья –
В этом должны проявить вы уменье.
В играх спичкам места нет!
Друг, запомни сей совет.
Мы, взрослые, спички подальше кладём,
Чтоб не играли дети с огнём.
Мы им рассказываем о страшной беде,
Которая происходит с людьми в огне.
К сожалению, этому вопреки – вот беда,
Дети не слушают нас никогда.
Ребята, прошу вас, не допускайте пожара!
Верьте, нет ужаснее такого кошмара.
Учитель:
2. Вы запомните друзья,
Детям спички брать - ….. нельзя.3. Предупреждаем всех недаром,
Трудно справиться с ….. пожаром.4. При пожаре не зевай,
Огонь водою ….. заливай.5. А чтоб не случилась
В твоём доме беда,
Советы родителей слушай ….. всегда.6. Легче, чем пожар тушить,
Нам его ….. предупредить.
3 страница.
Слайд № 4, приложение 2
IV. Просмотр мультфильма. (мультфильм вы можете получить у автора статьи)
Учитель: А сейчас посмотрим мультфильм «Урок, осторожности» который нам предлагает тётушка Сова и домовёнок Непослуха.
Обсуждение.
4 страница.
Слайд № 5, приложение 2
Исполнение частушек.
- Спичка брошена нечаянно,
Пламя вспыхнуло отчаянно.
Вы без паники друзья,
Жильё спасайте от огня. - Если кто-то гладил брюки
И не выключил утюг –
Он немедля остаётся.
И без дома и без брюк. - День рождения у Светы -
Свечи зажигаются.
Бросили их без присмотра -
Искры разлетаются. - Раз я бросил под окно
Петарду – она и завертелась,
Думал: «Малость пошучу …»
Вдруг крыша загорелась. - После всякого пожара
Зрелище ужасное!
Дотла сгоревшие дома –
Пепелище страшное. - О пожаре пели мы,
Чтоб спасти вас от беды.
Призываем всех: «Друзья,
С пламенем шутить нельзя!
V. Игра – тест «Опасные игрушки» – Приложение 1
Слайд № 6,7,8,9,10, приложение 2
Тестовая карта (выдаётся каждому учащемуся).
Чем могут быть опасны новогодние игрушки?
Как ты думаешь, почему говорят, что «стреляющие» игрушки опасны?
Почему нельзя стрелять из рогаток, трубочек, пневматических пистолетов и ружей?
Можно ли ставить «ловушки» и «капканы», «подножки» или толкаться во время игры?
VI. Итог занятия:
Учитель:
Кто в розетку подключает
Телевизор, тостер, чайник,
И гирлянды, и огни –
Ну-ка, ёлочка, гори!
1-й ученик:
Сеть перегружать нельзя,
Не праздник будет, а беда.
2-й ученик:
Любим с другом пострелять
И петарды повзрывать,
Ребятишек попугать,
Больше огоньку поддать.
Учитель:
Утратили мальчишки бдительность,
Проявили неосмотрительность,
Забыли, что игры с огнём и снарядами
Чреваты тяжёлыми утратами.
3-й ученик:
Плачет вся моя семья,
В дом нежданно боль пришла –
Взрывом руку оторвало,
Года Нового не стало.
Родители:
Сын в ожогах, ранах, шоке.
Стонет в медицинском блоке.
4-й ученик:
Огонь не шутка детвора,
А коварство, боль, беда.
Учитель:
Кто на праздничной пирушке
Ловко так взорвал хлопушку?
1-й ученик:
Гости от испуга в шоке,
У ловкача рука в ожоге.
2-й ученик:
Чайник на плиту поставим,
А сами в денди поиграем,
Родители:
Позабыл кто про включённый газ?
Такой поступок может лишить жизни вас.
3-й ученик:
На каникулах друзья
Телевизор включен у меня.
4-й ученик: - Эй, молодчик, вдруг взорвётся …..
Учитель: А в ответ он лишь смеётся.
Родители:
Смех хорош только тогда,
Когда не грозит опасность и беда.
Учитель:
Кто в троллейбусе сидел,
Брошенный пакет узрел?
Кто пакет этот не взял,
О нём водителю сказал?
1-й ученик:
Мог ведь террорист оставить,
Пассажиров к гибели подставить.
Ученики (хором):
Так давайте же друзья,
Помнить, можно, что, и что нельзя.
Чтобы праздник принёс радость,
Игры пляски, песни, сладость.
Приятно чувствовать приближение Нового года. Надеюсь, что вы будете помнить о правилах безопасного поведения.
Слайд № 12, приложение 2
Ученица читает Новогоднее поздравление.
Учитель:
Откроем объятия шире,
Пусть светятся лица добром,
Пусть счастье поселится в мире
И радость войдёт в каждый дом.
С наступающим!
Слайд № 13, приложение 2
Используемая литература:
- Основы безопасности жизнедеятельности. 1-4 классы: школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками /авт.-сост. Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2005. – 104с. – ISBN 5-7057-0655-3
- Пожарная безопасность в начальной школе: конспекты занятий и классных часов /сост. О. В. Павлова, Г. П. Попова, Г. Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель,2006. – 143с. – ISBN 5-7057-0782-7
- Внеклассные мероприятия. 2 класс /авт.-сост. Л.Н. Яровая, О. Е. Жиренко, Л. П. Цыбина – 2-е изд. доп. – М.: ВАКО, 2005. – 298с. – (Мозаика детского отдыха).