Геометрический калейдоскоп

Разделы: Внеклассная работа


Цель: развивать внимание, память, мышление, (нестандартное, воображение, конструкторские способности), воспитывать чувство доброты. Познакомить со знанием слова «геометрия», историей возникновения науки геометрии; формировать навык по различению плоскостных геометрических фигур.

Ход занятия

Звучит музыка.

Ребята, сегодня я предлагаю вашему вниманию необычное занятие. Почему необычное? Потому что мы с вами попадаем в царство математики – царицей всех наук. В одной детской библиотеке жил домовенок Кузя. Много – много лет жил он там, не зная горя. Днем прятался от людей в глубине библиотеки, а по ночам берег книги от пожара, наводнения и других напастей – ведь именно этим занимаются домовые невидимые хранители жилища. А еще любил Кузя рассматривать картинки в книжках – читать-то он не умел!

И вот однажды любопытство побудило Кузю заглянуть в толстую старинную книгу, которая находилась в хранилище библиотеки и была спрятана от посторонних глаз.

Книга оказалась волшебной и домовенок оказался во дворце МАТЕМАТИКИ.

В дверях каждого зала стояли цифры охранники и открывали двери только тому, кто давал правильные ответы на их математические вопросы.

Но ведь Кузя никогда не учился в школе! Неужели он не выберется из этого дворца? Никогда не вернемся под своды родной библиотеки? Мы сможем помочь домовенку, если правильно выполним все задания цифр – стражников. Готовы? Тогда начнем с разминки.

У бабушки два внука: первоклассник Гена и дошкольник Игорь. Бабушка купила 10 ирисок и сказала Гене, чтобы он дал Игорю на 2 ириски больше, чем взял себе. Как должен Гена разделить ириски? (4 и 6)

Летела стая гусей, а на встречу им гусак.

- Здравствуйте, десять гусей!

- Нет, нас не десять. Если бы ты был с нами да еще двое гусей, то тогда бы нас было десять. Сколько в стае гусей? (7)

Отец с двумя сыновьями катались на велосипедах, трехколесных и двухколесных, а всего у них было 7 колес. Сколько было трехколесных велосипедов? (1)

Чтобы сварить 1кг мяса, требуется 1 час. За сколько сварятся 2 кг такого мяса? (за 1 час)

В квартире было 4 комнаты. Из одной сделали две. Сколько стало комнат? (5)

Тройка лошадей пробежала 5 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь? (по 5 км)

Итак, спешим на помощь к Кузе! Чтобы выбраться из дворца МАТЕМАТИКИ, ему требуется пройти через 6 дверей, правильно выполнив задания стражников.

ПОСТ №1

Задание: вставить в крылатые выражения нужные числительные.

Все как …(один) → Один (целиком все, вместе что-то делают)

Как свои …(пять) → Пять (очень хорошо знать человека, доверять ему)

…(Два) сапога пара → Два (полностью подходят друг к другу по своим качествам, интересам)

Заблудился в …(3-х) соснах → Трех (испытывают сложность в простом)

Не из трусливого …(десятка) → Десятка (о храбром человеке)

Прыгать с …(5) на …(10) → С Пятое на Десятое (постоянно меняя тему, отрывочно рассказывать что-либо сверх сил)

(7) пядей во лбу → Семь (об очень умном человеке)

Жить в …(4-х) стенах → Четырёх (в одиночестве)

На …(7) небе → Седьмом (испытывать чувство глубокого удовлетворения)

За … (3) → Троих (что-то делать, работа сверх своих возможностей)

Молодцы, справились с заданием!

ПОСТ №2

Задание: Найти закономерность. В место знака ? вставьте нужное число.

Проверка результатов.

ПОСТ №3

Задание: нужно «навести порядок в словах», т.е. переставить буквы местами, чтобы получилось название геометрической фигуры.

МОРБ (ромб)
ААКДТВР (квадрат)
УКРГ – (круг)

 

 

ИНРЦЛДИ (цилиндр)
АРШ (шар)
СУНОК (конус)

Проверка результатов. Ребята, скажите, на какие две группы можно разделить эти фигуры?

Ответы детей:

  • ромб, квадрат, круг – плоскостные фигуры.
  • цилиндр, шар, конус – объемные фигуры.

ПОСТ №4.

Задание: решить геометрические задачи.

1. На прямой взяли четыре точки. Сколько всего получиться отрезков, концами которых являются данные точки?

На столе у ребят полоски и 4 камня. Давайте представим что полоска – это дорога, а 4 камушка на ней это препятствия, которые нам нужно пройти (преодолеть), чтобы ответить на правильный вопрос.

Проверка задания. А теперь начертите прямую на листе и поставите (отметьте) 4 точки. Запишите количество отрезков. На доске ответ (сверяем)

2. Пирог четырёх угольной формы надо разрезать двумя разрезами на 4 части так, чтобы 2 куска были треугольной формы и 2 – четырехугольной.

Вариант А

 

а) На доске ребята делают (выполняют) несколько вариантов.

Вариант Б

б) А теперь разрежьте двумя разрезами на 4 части так, чтобы 2 куска были пятиугольной формы и 2 – треугольной.

Проверка:

Ребята выполняют индивидуально на листах.

Давайте разрежем наш пирог. Не забываем о технике безопасности при работе с ножницами. Ребята, покажите друг другу, какие кусочки пирога у вас получились.

Молодцы, справились с заданием.

ПОСТ №5.

Задание: Нужно обвести в кружок 3 числа, которые в сумме дают число стоящее справа.

Проверка.

ПОСТ №6.

Задание: Это задание называете «шифровалки». С помощью геометрических фигур зашифрованы слова. Отгадайте их.

Рисунок на доске.

а) Использую названия фигур, прочитайте слово - название животного.

- Крот.

б) Какой принцип нужно использовать, чтобы получилось слово – название дерева.

- Липа (принцип построения фигур по размеру в порядке увеличения)

в) Встроив фигуры по количеству углов, прочтите слово – название цветка.

- Пион.

Молодцы, справились с заданием.

Ребята, вы сейчас хорошо справились с заданием, используя геометрические фигуры. Как вы думаете, почему эти фигуры называются геометрическими? От слова геометрия. Что такое геометрия?

Геометрия – значит «землемерие». В древние времена в Египте людям жившим на берегах Нила, каждое лето после того, как разольется вода этой реки, а затем снова спадет, приходилось выходить на освобожденный от воды поля с веревками и палками в руках для того, чтобы после наводнения вновь поделить земельные участки, границы которых были размыты. Со временем они научились измерять площади земельных участков. Это было важно, ведь от величины участка завесило, какой налог придется платить. Ученые древности открыли свойства многих геометрических фигур. Так появилась наука геометрия. Она помогает нам измерять длину, ширину, высоту, периметр, площадь и т.д.

Заключение: Наше занятие подходит к концу. Я думаю, что сегодня вы узнали много нового, интересного. Геометрические фигуры, окружают нас постоянно в обычной жизни, а знание их свойств облегчают человеку его существование. Давайте мы с вами составим из геометрических фигур букеты цветов и подарим их Кузе. Ребята составляют композиции.

Кузя. Понравилось тебе путешествовать с нами?

Помогли мы тебе справиться с заданиями?

Спасибо за внимание.