Тип урока: Интегрированный урок (геометрия и национальная культура)
Цели урока:
Образовательная: ознакомление учащихся с видами геометрических фигур, используемых в национальном орнаменте. Приобщение к народно-прикладному искусству.
Развивающая: развитие интереса к прикладному искусству, формирование умений и навыков по построению геометрических фигур, выработка смекалки, ловкости, глазомера, пространственного воображения, интуиции.
Воспитательная: привитие интереса к народной культуре, любви к родному краю, бережное отношение к наследию предков, воспитание уважения к труду мастериц по пошиву национальной одежды, косторезам и т.д.
Методическое обеспечение урока:
- выставка методических пособий по национальному искусству;
- на классной доске – геометрические фигуры с определениями;
- раздаточные листы с фрагментами национальных узоров (при наличии интерактивной доски слайды с фотографиями национальной одежды).
Ход урока
1) Орг. момент.
Здравствуйте! Тема нашего урока: «Геометрические фигуры в национальном орнаменте». Сегодня мы с вами проведем необычный урок геометрии, который будет связан с нашей национальной культурой, а именно с культурой народов Крайнего Севера. Вначале повторим ранее изученные темы, затем полученные знания объединим с национальной культурой, найдем общее между двумя изучаемыми предметами, в заключении проведем небольшую творческую работу.
2) Повторение ранее изученного материала.
На уроках геометрии мы с вами прошли темы: «Многоугольник», «Четырехугольник», «Параллелограмм», «Трапеция», «Прямоугольник», «Ромб», «Квадрат», «Окружность».
Для начала вспомним определения фигур (сообщение учащихся):
Параллелограммом называется четырехугольник, у которого противоположные стороны параллельны.
![рис.1](img1.jpg)
Трапецией называется четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие стороны не параллельны.
![рис.2](img2.jpg)
Прямоугольником называется параллелограмм, у которого все углы прямые.
![рис.3](img3.jpg)
Ромбом называется параллелограмм, у которого все стороны равны.
![рис.4](img4.jpg)
Квадратом называется прямоугольник, у которого все стороны равны.
![рис.5](img5.jpg)
Какие важные теоремы, мы прошли с вами на курсах геометрии по этим темам? (фронтальный опрос)
3) Беседа.
Итак, мы с вами повторили наш материал. Теперь интересная часть нашего сегодняшнего урока. Посмотрите, пожалуйста, следующий рисунок («билэ» – украшение зимней обуви). Какие на ваш взгляд здесь использованы геометрические фигуры? Как вы думаете, что они означают? Например, круг – это солнце, треугольник – это жилище (ураса, юрта) и т.д.(просмотр узоров, обсуждение фигур, разбор значений каждой фигуры)
Квадраты – «сундучки» (часто используют в мужском билэ, одежде)
![рис.6](img6.jpg)
На следующем рисунке использованы такие геометрические фигуры, как окружность, треугольник означает «солнце, свет, добро». Такой орнамент используется при украшении детской национальной одежды.
![рис.7](img7.jpg)
Или при украшении различных панно, ковриков:
![рис.8](img8.jpg)
Следующий орнамент с использованием овала, ромба может означать «лодку, озеро, глаза»
![рис.9](img9.jpg)
«Чум, юрта, горы, ноготки»
![рис.10](img10.jpg)
4) Творческая работа учащихся.
Теперь каждому из вас дается индивидуальная работа, то есть в течение 10 минут, вы должны используя геометрические фигуры придумать и нарисовать свой орнамент на национальной одежде. Пусть это будет билэ, бастынга, верхняя одежда, шапка, рукавицы и т.д. Помните – главное не количество использованных геометрических фигур, а КАЧЕСТВО.
(Если останется время, желающие могут рассказать о своей работе, какие геометрические фигуры они использовали.)
5) Подведение итогов. Выставление оценок.
Спасибо за работы, итак, к какому главному итогу нашего урока мы можем прийти? Геометрические фигуры широко используются у всех народов. И каждое значение той или иной фигуры различно. Оказывается, не так уж просто взять и нарисовать определенную геометрическую фигуру. А вы знаете, что наши мастерицы и умельцы не только должны нарисовать орнамент, но и подобрать походящий материал (бисер, кость и т.д.), изготовить красивый орнамент. Чтобы правильно и красиво нарисовать узор нужно иметь хорошее трудолюбие, усердие и правильный глазомер.
Спасибо за урок, до свидания!