Формирование информационной компетентности студентов металлургического профиля при решении логических задач

Разделы: Информатика


Система среднего профессионального образования призвана учитывать требования мира труда, которые в последние десятилетия связаны с изменениями востребованных и необходимых человеку для работы и жизни качеств. Учебное заведение, ориентирующееся только на знания, с точки зрения новых запросов мира труда, устарела. В данном контексте задача формирования у учащихся информационной компетенции становится наиболее актуальной для учреждений профессионального образования.

Компетентностный подход усиливает практико-ориентированность образования, подчеркивает роль опыта, умения на практике реализовать знания.  Понятие компетентности шире понятия знания, или умения, или навыка, оно включает их в себя. Следовательно, понятие компетентности будет объединять не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, эстетическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и др.

Основной целью изучения информатики является формирование информационной компетентности обучающихся. Информационная компетентность – это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности[1]. Таким образом, на уроках информатики студенты учатся искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, самостоятельно преобразовывать, сохранять и передавать её при помощи реальных объектов (компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (электронная почта, Интернет, аудиовидеозапись).

Приведу разработку урока по формированию информационной компетентности студентов металлургического профиля.

Тема урока: «Формирование информационной компетентности студентов металлургического профиля при решении логических задач».

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: сдвоенный, продолжительность 80 минут.

Цели урока:

Образовательные цели:

  • обобщить и систематизировать полученные знания при изучении раздела «Математические и логические основы информатики»;
  • закрепить навыки построения таблиц истинности с помощью MS Excel;
  • устранить пробелы в знаниях;
  • научить самостоятельно давать оценку работы, выполненную другим.

Воспитательные цели:

  • способствовать развитию настойчивости и целеустремлённости, творческой активности и самостоятельности, способности аргументировать свои убеждения;
  • воспитывать культуру общения на уроке, аккуратность, внимательность и взаимоуважение.

Мотивационные:

  • формировать познавательную и профессиональную мотивации;
  • способствовать применению полученных знаний и умений в различных информационных ситуациях.

Развивающие цели:

  • развитие умения производить классификацию фактов и умения делать обобщение, выводы;
  • развитие умения выделять в сравниваемых объектах или явлениях различного и сходного;
  • развитие умения применять знания на практике;
  • развитие умений работать в должном темпе.

Оборудование:

  • Компьютерный класс, оснащённый современной техникой.
  • На компьютерах должны быть установлены Windows 2000, пакет Microsoft Office 2000, тренажер «Логические функции».
  • Проектор.

План урока:

  1. Организационный момент (3 мин.)
  2. Проверка домашнего задания (7 мин.)
    • проверка решения домашнего задания;
    • работа по карточкам;
    • фронтальный опрос.
  3. Решение задач по правилам алгебры логики (7 мин.)
  4. Доклад (4 мин.)
  5. Самостоятельная работа (19 мин.)
    • тест;
    • работа с тренажером.
  6. Решение логических задач в табличном редакторе Excel
    • работа  с группой (10 мин.);
    • индивидуальная работа (15 мин.);
    • практическая работа (10 мин.).
  7. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Домашнее задание (5 мин.)

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания:

1) Проверка домашнего задания (2 человека работают у доски):

1.1) Построить таблицу истинности логической функции F(A,B,C)=A∨(AΛB)∨(BΛC)

A

B

C

AΛB

BΛC

(AΛB)∨(BΛC)

A∨(AΛB)∨(BΛC)

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

1

1

0

1

1

1

1

0

0

0

0

0

1

1

0

1

0

0

0

1

1

1

0

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1.2) Записать логическую функцию, соответствующую логической схеме (рис. 1). Построить таблицу истинности.

рис.1

Рис. 1

X

Y

Z

XилиY

Не(XилиY)

НеZ

Не(XилиY)и не Z

0

0

0

0

1

1

1

0

0

1

0

1

0

0

0

1

0

1

0

1

0

0

1

1

1

0

0

0

1

0

0

1

0

1

0

1

0

1

1

0

0

0

1

1

0

1

0

1

0

1

1

1

1

0

0

0

2) Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка № 1

1. Найти значение логического выражения  (A∨B)&C  при A=0, B=0, C=1.

Решение:

1) 0 или 0 ⇒ 0

2) 0 и 1 ⇒ 0

Ответ: 0

2. Построить таблицу истинности логической функции F = xy

Решение:

x

y

x

y

xy

0

0

1

1

1

0

1

1

0

1

1

0

0

1

1

1

1

0

0

0

Карточка № 2

1. Найти значение логического выражения  (A∨B)&C  при A=1,  B=0, C=1.

Решение:

1) 1 или 0 ⇒ 1

2) 1 и 1 ⇒ 1

Ответ: 1

2. Построить таблицу истинности логической функции F = xy

Решение:

x

y

xΛy

xy

0

0

0

1

0

1

0

1

1

0

0

1

1

1

1

0

Карточка № 3

1. Найти значение логического выражения  (A∨B)&C  при A=0,  B=1, C=1.

Решение:

1) 0 или 1 ⇒ 1

2) 1 и 1 ⇒ 1

Ответ: 1

2. Построить таблицу истинности логической функции F = x ∨ y

Решение:

x

y

x

x y

0

0

1

1

0

1

1

1

1

0

0

0

1

1

0

1

Карточка № 4

1. Найти значение логического выражения  (A∨B)&C  при A=1,  B=1, C=0.

Решение:

1) 1 или 1 ⇒ 1

2) 1 и 0 ⇒ 0

Ответ: 0

2. Построить таблицу истинности логической функции F = xy

Решение:

x

y

x∨y

xy

0

0

0

1

0

1

1

0

1

0

1

0

1

1

1

0

3) Фронтальный опрос.

  1. В каком виде представлена информация в персональном компьютере?
  2. Почему персональный компьютер работает с двоичной системой счисления?
  3. Какие цифры используются в двоичной системы счисления?
  4. Что называется высказыванием?
  5. Назовите основные логические операции.
  6. Дайте определение логического умножения. Постройте таблицу истинности для этой операции.
  7. Дайте определение логического сложения. Постройте таблицу истинности для этой операции.
  8. Дайте определение логического отрицания. Постройте таблицу истинности для этой операции.
  9. Какие логические элементы персонального компьютера вы знаете?
  10. Устный счёт. (Задания на доске)

Найдите значения логических выражений:   

  1. (1 ∨ 1) Λ 0                                 ⇒                    0
  2. (0 Λ 1) ∨ 1                                 ⇒                    1
  3. (1∨ 1) Λ (0 ∨ 1)                      ⇒                    1
  4. (1 & 1) ∨ ( 0 & 1)                  ⇒                    1
  5. 0 ∨ 1 & 1                               ⇒                    1

4) Проверить домашнее задание  (дополнительные вопросы задают студенты).

5) Собрать карточки.

3. Решение задач по правилам алгебры логики.

1) Записать логическую функцию, соответствующую следующей функциональной схеме (рис. 2)

рис.2

Рис. 2

F= Не (неX и неY) или Z

2) Постройте таблицу истинности для получения формулы:

X

Y

Z

неX

неY

неX и неY

Не(неX и неY)

Не(неX и неY)илиZ

0

0

0

1

1

1

0

0

0

0

1

1

1

1

0

1

0

1

0

1

0

0

1

1

0

1

1

1

0

0

1

1

1

0

0

0

1

0

1

1

1

0

1

0

1

0

1

1

1

1

0

0

0

0

1

1

1

1

1

0

0

0

1

1

(Пока решают задачу, проверить карточки)

3) Объявить отметки: а) за работу по карточкам, б) за решение задачи.

4. Доклад (тема: «Джорж Буль и его алгебра»)

5. Самостоятельная работа.

1) Тестирование (Приложение 1)

2) Работа с тренажёром «Логические схемы» на компьютере. (Приложение 2)

Оценочная система заложена в программе.

6. Решение логических задач в табличном редакторе MS Excel

Итак, мы повторили построение таблиц истинности по правилам алгебры логики. Сейчас нам предстоит повторить построение таблиц с помощью программы Microsoft Excel

1) Фронтальная работа с группой.

Решение задачи на доске с помощью проектора в электронных таблицах.

Вопросы:

  1. Как запустить программу Microsoft Excel?
  2. Что такое ячейка?
  3. Что значит выделить ячейку?
  4. Как ввести формулу?
  5. Как скопировать формулу по столбцу (строке, блоку)?

Составить таблицу истинности следующей логической функции: (используется заготовка таблицы).

F=AVB

А

В

Не А

Не В

Не А или не В

Ложь

Ложь

Истина

Истина

Истина

Ложь

Истина

Истина

Ложь

Истина

Истина

Ложь

Ложь

Истина

Истина

Истина

Истина

Ложь

Ложь

Ложь

2) Индивидуальная работа.

Докажите справедливость тождества: X&(YZ)=(X&Y)∨(X&Z)

F = X и ( Y или Z)

X

Y

Z

Y или Z

X и (Y или Z)

Ложь

Ложь

Ложь

Ложь

Ложь

Ложь

Ложь

Истина

Истина

Ложь

Ложь

Истина

Ложь

Истина

Ложь

Ложь

Истина

Истина

Истина

Ложь

Истина

Ложь

Ложь

Ложь

Ложь

Истина

Ложь

Истина

Истина

Истина

Истина

Истина

Ложь

Истина

Истина

Истина

Истина

Истина

Истина

Истина


F=(X и Y) или (X и Z)

X

Y

Z

X и Y

X  и Z

(X и Y) или (X  и Z)

Ложь

Ложь

Ложь

Ложь

Ложь

Ложь

Ложь

Ложь

Истина

Ложь

Ложь

Ложь

Ложь

Истина

Ложь

Ложь

Ложь

Ложь

Ложь

Истина

Истина

Ложь

Ложь

Ложь

Истина

Ложь

Ложь

Ложь

Ложь

Ложь

Истина

Ложь

Истина

Ложь

Истина

Истина

Истина

Истина

Ложь

Истина

Ложь

Истина

Истина

Истина

Истина

Истина

Истина

Истина

Тождество доказано, т.к. значения последних столбцов одинаково.

Каждый студент выполняет задание индивидуально на компьютере, один на доске. Затем с помощью проектора проверяем решение.

3) Практическая работа (Приложение 3).

Студенты выполняют работу самостоятельно на компьютере, используя файл-заготовку (Приложение 4).  Затем обмениваются тетрадями и проверяют работу соседа по следующему правилу:

  • ставят в соответствии со строчкой, в которой допущена ошибка, букву; (см. доску)
  • из букв составляют слово;
  • расшифровывают полученное слово (закодированное слово «металл»)

Доска

Задание № 1

М) 2              О) 8                 П) 1

Задание № 4

А) 8               Ю) 2                 М) 1 

Задание № 2

З) 4                Е) 3                 Т) 5

Задание № 5

А) 7                Л) 6                 И) 5

Задание № 3

В) 6              Ш) 4                Т) 1

Задание № 6

С) 4                М) 3                Л) 7

7. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Домашнее задание. (Приложение 5)

 

Литература:

  1. Тришина, С. В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования //Интернет журнал» Эйдес». – 2004. – 22 июня http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-09.htm
  2. Хуторской А.В. Ключевые компетентности и образовательные стандарты//Интернет журнал» Эйдес». – 2002. – 2 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
  3. Материалы «Сетевая школа ИКТ»–2006. http://oco.apkpro.ru
  4. Лыскова В. Ю., Ракитина Е. А. Логика в информатике //М.: ЛБЗ 2001.