Цели:
- Сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; закрепить правила, помогающие сохранить собственное здоровье на долгие годы.
- Развивать умения и навыки самостоятельной, коллективной работы, познавательную активность, интерес к предметам естественного цикла.
- Воспитать у ребят чувство бережного отношения к своему здоровью, выработать правила охраны и укрепления здоровья.
Тип: повторение и обобщение изученного материала.
Вид: урок-игра.
Форма проведения: индивидуально-групповая.
Оборудование:
- игровое поле;
- условные обозначения;
- магнитные фишки (синего и желтого цвета);
- кубик с точками от 1 до 6.
Наша песня (Приложение 1)
Ход урока
Вспомним главные правила безопасного поведения:
- Предвидеть опасность.
- По возможности избегать её.
- При необходимости – действовать.
Представление команд:
Перед вами 2 команды: первая команда (хлопают в ладоши) и вторая команда (хлопают в ладоши).
Для игры имеется игровое поле, фишки желтого и голубого цветов, кубик с точками от 1 до 6. В игре принимают участие все учащиеся класса. Начинает игру та команда, которая первым ответит на вопрос. Игроки поочерёдно бросают кубик и передвигают его по игровому полю в соответствии с числом точек, выпавших на кубике. Ответы участников оцениваются так:
3 балла – участник ответил сам.
2 балла – участник ответил с помощью своей команды.
1 балл – получает любая другая команда, ответившая на этот вопрос.
Игра закончится, если какая-нибудь команда дойдет к финишу.
Условные обозначения:
- вопросы Доктора Чистюлькина;
- прогулка в лес (лист);
- опасности на улице и в доме;
- игра «Корзинка». (Приложение 2)
- музыкальная пауза: игры, стихи, песни (скрипичный ключ);
- сектор «Шанс» («Ш»);
- приз («П»).
Вопросы Доктора Чистюлькина
Доктор Чистюлькин следит за тем, чтобы все ребята и взрослые соблюдали правила личной гигиены и никогда не болели.
1. Первое задание: закончить правила
- Чистить зубы надо два раза в день: ……….. и …………. .
- Перед едой нужно обязательно ……… ……… .
- Во время еды нельзя ……………… .
- Никогда не ешь немытые …………. и …………… .
2. Перед тобой предметы. Какие из этих предметов у каждого человека должны быть личные, а какими могут пользоваться все члены семьи?
- Полотенце, зубная щётка, зубная паста.
- Шампунь, мыло, мочалка.
- Костяная спинка, жесткая щетинка, с мятной пастой дружит, нам усердно служит. (Зубная щётка)
- Вафельное и полосатое, гладкое и лохматое, всегда под рукою – что это такое? (Полотенце)
- Ускользает, как живое, но не выпущу его я. Дело ясное вполне: пусть отмоет руки мне. (Мыло)
3. Стрелками указать правильные части пословиц, затем прочитать и пояснить смысл.
1. Болен лечись, а ………. ……..для хвори беда.
2. Чистая вода ……… …….дороже всего.
3. Ум да здоровье …… …….. здоров берегись.
4. Что ты делаешь для того, чтобы твои зубы были здоровыми? Выбери нужные ответы и обведи их номера.
1. Никогда не чищу зубы.
2. Чищу зубы два раза в день – утром и вечером.
3. Прочищаю зубы иголкой.
4. Полощу рот после еды.
5. Грызу орехи и конфеты, чтобы укрепить зубы.
6. Почистив вечером зубы, не ем сладостей.
5. Отгадай загадку:
Кто у постели больного сидит
И, как лечиться, всем говорит.
Кто болен – он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, разрешит погулять. (Доктор)
6. Куда пойти лечиться.
Стоматолог – это врач, который лечит ……………… .
Терапевт – это врач, который лечит ………………. .
7. Сохранить свое здоровье помогает режим дня. Режим – это распорядок дел, действий, которые вы совершаете в течение дня. (Приложение 3)
8. Как человек воспринимает окружающий мир. Как нужно беречь зрение? Выбери правильные рекомендации и обведи их номера.
- Читай и пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза.
- Когда смотришь телевизор, садись как можно ближе к экрану, чтобы лучше рассмотреть изображение.
- Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, через каждые 20 минут давай глазам отдохнуть.
- Следи, чтобы при письме свет падал справа.
- Будь осторожен с острыми предметами, чтобы не поранить глаза.
Прогулка в лес
1. Знаете ли вы, что...?
Это природная фабрика кислорода на планете, естественный фильтр, очищающий земную атмосферу. Один гектар этих насаждений за час может поглотить 2 кг углекислого газа. Это … . (лес)
2. Правила Николая Ивановича Сладкова. Восстанови правило.
Приходя в лес на «учёбу» надо выполнять первое правило. «Хочешь увидеть – стань невидим, хочешь услышать – стань неслышим, хочешь узнать – затаись».
3. Что брал с собой на охоту пёс Шарик из Простоквашино?
а) лук и стрелы; в) автомат Калашникова;
б) фоторужьё; г) мобильный телефон.
4. Вкусный суп.
Ведьма суп варить решила. Змей сушеных покрошила.
Развела большой костёр и поставила котёл.
Между сосен и полянок собрала ведро поганок.
Поскакала за бугор – отыскала мухомор.
Для приправы – бузины, для отравы – белены,
Волчьих ягод полкорзины и отличной свежей тины…
Супчик вышел – то, что надо: целых двадцать литров яда!
Хотелось бы вам попробовать этого супчика? Почему?
Соберите в корзину только съедобные ягоды и грибы.
5. В какой строчке указаны слова, описывающие здорового человека?
а) сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий;
б) горбатый, бледный, хилый, низкий;
в) стройный, сильный, ловкий, статный.
6. Опасности на улице и в доме.
1) Машины, изображённые на этой странице, нужны для очень ответственной работы. Их вызывают по телефону, если требуется срочная помощь. Назови эти машины и какие номера надо набирать, чтобы их вызвать.
2) Переходя улицу, необходимо быть:
а) сильным, смелым, стройным;
б) собранным, внимательным, осторожным;
в) умным, красивым, радостным.
3) Подумай, где у вас в доме живёт электричество? Посмотри на рисунок, не забыл ли художник нарисовать какие-то электроприборы, которые есть в твоей квартире?
4) Нарисуй в тетради те предметы, которые могут быть опасными.
– то, что можно брать самому, без взрослых.
– то, что можно брать только на глазах у взрослых.
– то, что могут брать только сами взрослые.
Дом в порядке содержи:
Вилки, ножницы, ножи,
И иголки, и булавки
Ты на место положи
Химикаты – это яд,
И не только для ребят.
Аккуратней надо быть,
Чтоб себя не отравить!
Неправильно принятое лекарство может оказаться ядом.
Не стоит играть и с аэрозольными баллончиками, которые ты видишь на картинке. Ведь внутри может быть какое-нибудь ядовитое вещество, например отрава для мух или тараканов.
5) Картинку нужно вам собрать, а что получится – назвать. Чтобы электричество всегда было тебе другом и помощником, надо запомнить несколько простых правил. Расскажи эти правила. (Приложение 4)
Никогда не берись за электроприборы мокрыми руками. Вода слишком хорошо проводит ток.
Не вынимай вилку из розетки, дергая за шнур,– он может оборваться и оголить провод, находящийся под напряжением.
6) Пчёлы вообще-то существа мирные. Они не нападают ради удовольствия. Как защитить себя от укуса жалящего насекомого? (Приложение 5)
Сектор «Шанс»
1) Ответь на вопросы очень быстро.
а) Что надо сделать, если вы сомневаетесь в том, съедобный гриб или ядовитый? (Спросить у взрослых)
б) Если вы так и не выяснили, ядовитый гриб или нет, как надо с ним поступить? (Не срывать)
в) Какие правила вы могли бы предложить для запоминания своим друзьям?
Собирай только знакомые тебе грибы.
Ни в коем случае не пробуй незнакомые грибы.
Всегда спрашивай взрослых, съедобны ли грибы, которые ты собрал.
Старайся запомнить, какие грибы съедобные, а какие – нет.
2) Доскажи словечко.