«Знание – самое превосходное из владений.
Все стремятся к нему, само же оно не приходит».
(Аль-Бируни)
Цель урока: закрепить знания и навыки умножения обыкновенных дробей.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Закрепить и обобщить знания по теме: «Умножение обыкновенных дробей».
- Закрепить навыки умножения дробей.
Развивающие задачи:
- Развивать интерес учащихся к предмету «Математика»
- Развивать индивидуальные способности учащихся.
- Развивать память, мышление, внимание и речь учащихся.
- Развивать умения и навыки исследовательской работы.
- Формировать умения сравнивать, находить ошибки при умножении дробей.
- Способствовать формированию умений применять знания в новой ситуации.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать внимание, аккуратность и точность при выполнении упражнений.
- Воспитывать активность.
- Воспитывать чувство коллективизма, умения выслушивать других.
Оборудование урока: компьютер с установленной презентацией, мультимедийный проектор; карточки для учащихся; листы самооценки для учащихся.
Требования к знаниям, умениям и навыкам:
Учащиеся должны знать алгоритмы умножения обыкновенных дробей, а также применять данные алгоритмы к решению задач.
Время на выполнение: 45 минут.
План урока:
- Организационный момент.
- Повторение алгоритмов.
- Разминка.
- Решение задач с использованием материалов истории Нововаршавской школы.
- Домашнее задание.
- Самооценка.
- Итог урока.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы должны закрепить свои знания, умения и навыки по теме «Умножение дробей». Эпиграфом к уроку я взяла слова среднеазиатского учёного-энциклопедиста Аль-Бируни: «Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит» (Слайд 3). Надеюсь, что каждый из вас стремиться получить прочные знания, в том числе знания и умения умножения дробей.
Прежде чем перейти к работе обратите внимание на «Оценочный лист», лежащий у вас на столе. В этом листе каждый ученик должен оценить свою работу «+» или «-» на каждом этапе урока. Предварительную оценку за урок каждый выставит себе сам, в конце занятия, исходя из суммы количества «+», набранных на всех этапах урока. Окончательную оценку за работу на уроке поставлю я, сообразуясь со своей оценкой знаний каждого из вас и оценкой выставленной вами.
Для начала давайте вспомним алгоритмы умножения дробей.
Повторение алгоритмов.
Учитель: Расскажите:
- Как умножить дробь на натуральное число? (Слайд 4).
- Как умножить дробь на дробь? (Слайды 5,6).
- Как умножить смешанные числа? (Слайд 7)
Учитель: Переходим к разминке.
Разминка.
1. Устная фронтальная работа. (Слайды 9–12).
2. Каждый учащийся, записав ответы в примерах (Слайд 13), отдаёт их своему соседу для проверки.
Решение задач с использованием истории Нововаршавской школы.
Учитель: Сегодня основную часть нашего урока мы посвятим решению задач по данной теме, основанных на местном материале, связанных с историей нашей Нововаршавской гимназии.
В книге о Нововаршавской гимназии написано: «Давным-давно на берегу Сорокиной речки появились беленькие саманные домики. В них стали жить красивые, трудолюбивые люди. Они дружно работали, вместе преодолевали трудности, помогали друг другу, а в минуты отдыха пели песни о своем селе, которые сами же и сочиняли.
Но однажды мудрейший из них сказал: «Наше село обречено, потому что у него нет будущего». Все опечалились, но никто не знал, как исправить это и найти выход.
Наступил новый день, и люди увидели на крыше саманного домика пару аистов. Никогда в эти края не залетали аисты, поэтому жители удивлялись, останавливались и подолгу наблюдали за семейной парой, которая строила гнездо.
Шло время, день сменял ночь, а потом ночь приходила на смену дню. В один из таких дней в уютном гнездышке появились крохотные птенцы.
С раннего утра можно было видеть веселую суету счастливых родителей, разноголосый писк птенцов. К концу лета аистята выросли, окрепли, и очень радовали людей.
Однажды аисты улетели. Стало тихо и печально в округе. Мудрый старец, глядя вдаль, куда, возможно, отправились птицы, сказал: «Это было знамение! Аисты поселились здесь, чтобы сказать, нам, людям, что смысл жизни в продолжении рода, что семья и дети в ней – главное! Вот отгадка! Вот в чем наше будущее!
Аисты больше не прилетали в эти места. Но люди их не забыли. А в том доме, на крыше которого осталось гнездо улетевших птиц, люди открыли первую сельскую школу. В ней стала учиться неугомонная деревенская детвора. Взрослые, следуя примеру мудрой птицы, заботились и оберегали детство».
В каком году в Нововаршавке появилось первое школьное здание?
Чтобы ответить на этот вопрос надо выполнить задание слайда 17 (Слайд 17).
Учитель: Действительно в 1922 году открылась школа. Средствами для её строительства село не располагало, и возникла школа в основном благодаря горячему стремлению крестьян учить своих детей грамоте. Под школьное помещение приспособили рубленый дом А.Ф. Грибанова, перевезённый из Болота. А через два года была построена настоящая школа на 4 класса. Первыми учителями в ней стали супруги Е.И. и В.И. Шараповы. А в 1924 году было построено по инициативе родителей первое школьное здание на улице Пролетарской. Сейчас в этом здании находится Нововаршавский историко-краеведческий музей (Слайд 19).
До 1947 года дети обучались в здании этой школы. А в 1947 году было построено второе школьное здание - Нововаршавская семилетняя школа (сейчас там располагаются милиция и отделение сбербанка).
В 1963 году построили новое школьное трехэтажное здание на улице Интернациональной (ныне ул. В. Комарова, здание начальной школы).
Количество детей в посёлке росло, и стала необходимость в постройке ещё одного здания школы. Его построили. В этом здании мы и учимся. На слайде 22 (Слайд 22) мастер стройучастка Кулик И.Н. вручает символический ключ от нового здания школы первокласснику Павлюченко Саше.
Вычислите дату вручения символического ключа от здания нашей школы, выполнив задание слайда 24 (Слайд 24).
Учитель: Действительно, 30 августа 1972 года, в здании нашей школы начала работать Нововаршавская средняя школа, а Нововаршавская восьмилетняя школа, разместилась на улице В. Комарова.
Шло время, менялись руководители школы. До 1980 года на этом посту побывали 16 человек, внёсшие большой вклад в развитие образования нашего посёлка.
В августе 1980 года руководство школой возложили на Зою Аркадьевну Халюта (ныне руководитель образования Нововаршавского района) (Слайд 26).
Под руководством Зои Аркадьевны в здании нашей школы зародилась Нововаршавская гимназия.
Вычислите официальный День рождения Нововаршавской гимназии, выполнив задание слайда 29 (Слайд 29). (Выполнение задания с самопроверкой – «Проверь себя сам»)
Учитель: Сравните своё решение с решением на слайде 30 (Слайд 30).
Вы правы это 4 ноября 1992 года.
В 1992 году был написан гимн первых гимназистов (Слайд 31).
Назвать автора этого гимна вам поможет выполнение задания на карточке, лежащей у вас на столе (Слайд 33). (Задание с кодированным ответом)
Учитель: Горобцова Татьяна – автор первого гимна гимназистов, ученица первого гимназического класса.
А знаешь ли ты, сколько было выпускников в первом гимназическом классе и сколько из них получили высшее образование? Ты ответишь на эти вопросы, если выполнишь задания слайда 34 (Слайд 34).
Учитель: В первом гимназическом классе был 21 ученик, 16 из них получили высшее образование.
Сегодня на уроке мы совмещали изучение математической темы с изучением развития образования в нашем посёлке. Также с помощью математики можно рассказать о любом событии, поэтому я предлагаю вам следующее домашнее задание.
Домашнее задание (Слайд 35).
П. 13
- Придумать задачи на умножение дробей, содержащие какие-то факты из вашей жизни или жизни вашей семьи.
- № 477, 478 (в).
Самооценка.
Учитель: В «Листе самооценки» поставьте себе, согласно указанным в нём критериям оценку за урок.
Итог урока.
Учащиеся вспоминают, какие цели были поставлены в начале урока. Размышляют, удалось ли их достигнуть. Выясняют, что получилось, а что нет. Определяют, над чем надо поработать.
Учитель: Закончить урок мне хочется словами Л.Н. Толстого:
«Человек есть дробь. Числитель – это сравнительно с другими – достоинства человека; знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства, не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству.» Задумайтесь над этими словами.
Благодарю вас за работу и желаю успехов при выполнении домашнего задания.
Приложение.
№ |
Этап урока |
Оценка за работу: «+» или « - » |
Общее количество «+» |
1 |
Повторение алгоритмов |
|
|
2 |
Разминка |
|
|
3 |
Решение задач с использованием истории Нововаршавской школы. |
|
|
|
Первое школьное здание в Нововаршавке. |
|
|
|
Вручение символического ключа от здания нашей школы. |
|
|
|
День рождения гимназии. |
|
|
|
Автор первого гимна гимназии. |
|
|
|
Из истории первого гимназического класса. |
|
|
|
Итоговая оценка за урок |
|
Выставление оценки.
15 – 20 плюсов – «3»,
21 – 26 плюсов – « 4»,
27 – 32 плюса – «5».
Карточка задания с кодированным ответом
|
6/7 |
3/8 |
11/12 |
1/2 |
О |
Р |
О |
2/3 |
Б |
О |
А |
4/9 |
Г |
В |
Ц |
8/21 |
3/7 |
3/16 |
1/4 |
4/7 |
11/27 |
11/24 |
1/6 |
11/18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|