Конспект урока музыки в 5-м классе "Музыка и сказки"

Разделы: Музыка


Задачи:

  1. Обобщить знания детей о музыкальных жанрах «опера», «сюита»; о творчестве Н.А. Римского-Корсакова.
  2. Познакомить с новым жанром «балет» на примере балета «Золушка» С.С. Прокофьева.
  3. Развивать вокально-хоровые навыки учащихся; творческие способности.
  4. Воспитывать толерантность, самостоятельность, формировать музыкальные вкусы детей.

Материалы: оформление доски для «Путешествия по сказкам»; карточки с заданиями для групп; сундук с пожеланиями; фломастеры и листы А4 для групп; фрагменты музыкальных произведений (Ария Снегурочки из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова, ария Садко из оперы «Садко», «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане», фрагмент из балета Золушка С.С. Прокофьева, вступление из сюиты «Шахерезада» Н.А. Римского-Корсакова); костюмы сказочных героев (Снегурочки, Морского Царя, Шмеля, Золушки, Шахерезады) для заранее подготовленных детей).

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие учителя и детей в музыкальной форме.

- Здравствуйте, пятый класс! Очень рада видеть вас! (поет учитель)

- Здравствуйте! (поют учащиеся)

- Здравствуйте, девочки! (поет учитель) – Здравствуйте! (поют девочки)

- Здравствуйте, мальчики! – Здравствуйте!

- Сегодня мы с вами узнаем, какая связь существует между музыкой и сказками, какие композиторы сочиняли музыку к сказочным произведениям и вспомним разученные песни. Вы будете работать в группах, в которые распределились по желанию. Самое главное, чтобы каждый из вас смог проявить себя и помочь всей группе.

2. Введение в игру.

- Итак, давайте отправимся в путешествие на поиски волшебного сундука. Представьте, что мы идем по сказочному лесу, много удивительных чудес таит в себе он. Чтобы нам с вами в пути было не страшно, давайте споем все вместе веселую песню.

3. Исполнение песни «Шел мальчишка по дороге» Ю.Чичкова.

Исполнение хором с движениями (словесное поощрение детей)

4. Сказочный герой (Снегурочка)

- Ой, ребята! Слышите, кто-то идет к нам навстречу, послушайте внимательно, чей же это голос.

(Слушание арии Снегурочки из оперы Римского-Корсакова)

Снегурочка:

- Здравствуйте, ребята! Вы идете верной дорогой.

- Скажите, из какого музыкального произведения я к вам пришла? (из оперы «Снегурочка»)

- Кто её сочинил? (Николай Андреевич Римский-Корсаков)

- Что такое опера? (музыкальный жанр, сочетающий в себе разные виды искусств (театр, музыка, живопись), где герои не говорят, а поют)

- Молодцы! А теперь я прошу вас выполнить необычное задание: в течение 5 минут нарисовать рисунок к разученной песне.

(Дети рисуют в группах, затем показывают рисунки и угадывают песни)

5. Сказочный герой (Морской царь)

- Ребята, мы с вами подошли к волшебному мосту. Здесь мы встретим героя из оперы Римского-Корсакова о купце-гусляре. Скажите, как она называется? (опера «Садко»)

- Этот герой – самый главный в своем неземном царстве (Морской царь)

(Под музыку из оперы «Садко» появляется герой)

Морской царь:

- Ой-ой-ой! Кто к нам пришел! Знаю, куда путь держите, за волшебным сундуком. Помогу вам, ребята. Но сначала выполните мое задание: отгадайте загадки, в которых спрятались ноты. (Приложение 1)

6. Сказочный герой (Шмель)

- Угадайте, из какой сказки эти строчки:

«В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут,

Туча по небу идет, бочка по морю плывет,

И растет ребенок там не по дням, а по часам…» (Сказка о царе Салтане)

- Кто её сочинил? (А. С. Пушкин)

- Верно, а композитор Н.А. Римский-Корсаков сочинил оперу по этой сказке. Подождите, кажется, к нам кто-то спешит навстречу.

(Под «Полет Шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» появляется сказочный герой)

Шмель:

- Здравствуйте, гости дорогие! Знаю, зачем пожаловали. Отыскать волшебный сундук я вам помогу. Но сначала выполните мое задание:

- Скажите, каких героев из моей сказки-оперы вы знаете? (царь Салтан, царевич Гвидон, царевна Лебедь и т. д.)

- Молодцы! Давайте, исполним норвежскую народную песню «Волшебный смычок», но не обычным способом, а выберем героев: музыканта-скрипача и богача.

(Исполнение песни)

7. Сказочный герой (Золушка)

- Следующая героиня из сказки Шарля Перро, её имя зашифровано. (УШКОЗАЛ – Золушка)

- Русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев по этой сказке сочинил балет «Золушка».

Балет – это музыкальный жанр, сочетающий разные виды искусств (театр, музыку, живопись), где герои выражают свои чувства, мысли, переживания при помощи танцев.

(Под музыку из балета появляется Золушка)

Золушка:

- Добрый день, дорогие гости! Рада встрече с вами. Я так торопилась на бал, но оказывается, в дворцовом оркестре злые сестры спрятали все инструменты. Вы должны мне помочь: напишите на карточках правильные фамилии композиторов, разгадывая музыкальные ребусы. (Приложение 2)

(Выполняют задание в группах)

8. Сказочный герой (Шахерезада)

- Ребята, мы с вами уже совсем близко к цели. Послушайте, ещё кто-то хочет встретиться с вами.

(Под музыку сюиты появляется Шахерезада)

Шахерезада:

- Приветствую вас, ребята! Вы знаете, как меня зовут? (Шахерезада)

- А из какого музыкального произведения я к вам пришла? (Сюита)

- Кто её написал? (Римский-Корсаков)

- Что такое сюита? (ряд произведений, разных по характеру, но объединенных общим смыслом)

- Молодцы! Теперь мое задание: прохлопать ритм к разученной песне.

(Выполняют, остальные группы угадывают название песни по услышанному ритму)

9. Итог урока.

- Вот мы и у цели. Давайте заглянем в волшебный сундук. Там музыкальные нотки с пожеланиями для каждого из нас.

- С какими музыкальными жанрами мы знакомы? (опера, сюита, балет)

- Что такое «опера, балет, сюита»? Чем они похожи?

- Какие композиторы сочиняли свои произведения по сказкам?

- Мне понравилась ваша работа. А что наиболее понравилось и запомнилось вам?

-Давайте вместе пожелаем друг другу счастья, здоровья, успехов, а поможет нам в этом песня.

(Исполнение песни «Мы желаем счастья вам»)

Список литературы:

  1. Агафонов Н.В. «Песни для детей», М.: Музыка, 2001.
  2. Кузнецова Э.Г. «Игры, викторины, праздники в школе и дома. Занимательные сценарии»/ М.: Аквариум, К.: ГИППВ, 2000.
  3. «Музыка 5 класс». Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: Метод. пособие/ сост. Т. И. Науменко, В.В.Алеев. – М.: Дрофа, 2004.
  4. Фадин В.В.»Музыкальное сопровождение и оформление школьных праздников». – Волгоград: Учитель, 2003.
  5. Чичков Ю.В. «Солнечные маршруты». Сборник песен для детей школьного возраста, М.: Музыка, 2002.