Образовательные цели: изучить строение, гомологический ряд, изомерию и номенклатуру алкинов на примере ацетилена и его гомологов.
Развивающие цели:
- создать условия для развития логического мышления через сравнение и установление взаимосвязи строения и свойств веществ с учетом зоны ближайшего развития;
- формирование умений переносить полученные знания в новую ситуацию.
Воспитательные цели:
- формирование научного мировоззрения через познаваемость химических явлений;
- формирование умений осуществлять самоконтроль хода и результатов своего труда;
- развитие коммуникативности личности.
Тип занятия: изучение нового материала.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах.
Методы:
- Практический: лабораторная работа.
- Словесный: эвристическая беседа
- Наглядный: презентация, таблица.
- Логический: обобщать, делать вывод.
Основные средства:
- Учебник Химия 1 класс, автор О.С. Габриеляна;
- Презентация;
- Тестовая работа;
- Инструктивная карточка.
Технология: элементы ИСУД (индивидуальный стиль учебной деятельности).
Оборудование:
- Слайдовая презентация, компьютер, телевизор;
- Модель атомов для построения молекул (на группу учащихся 4 человека);
- Таблица «Виды изомерии алкинов».
Учащиеся должны знать: Строение алкинов, их гомологический ряд, виды изомерии, особенности номенклатуры алкинов.
Уметь:
- Строить и записывать формулы гомологического ряда алкинов,
- Давать название алкинам по их структурным формулам,
- Вести расчеты по химическим формулам.
Этапы урока и деятельность учителя-ученика на уроке
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методы, формы, приемы |
1. | Актуализация знаний | А) Проводит эвристическую беседу. Б) организует и координирует работу. |
А) участвуют в беседе; Б) самостоятельно решают расчетную задачу и делают вывод о классе веществ. |
А) Словесный: эвристическая беседа; Б) самостоятельная работа. Логический: обобщение и вывод. |
2. | Целепологание урока | Подводит учащихся к самостоятельной формулировке цели урока. | Самостоятельно формулируют цель урока. | Эвристическая беседа |
3. | Изучение нового материала А) особенности строения молекулы алкинов |
Организует работу учащихся, консультирует. | Самостоятельная работа учащихся в парах с использованием источников знаний. | Работа по плану, самостоятельная работа, обобщение, беседа. |
Б) гомологический ряд алкинов | Организует работу учащихся в группах. Консультирует при необходимости. Контролирует работу. |
Самостоятельная работа и самопроверка. Работа в группах по моделированию органических веществ. |
Самостоятельная работа, л.р. 1 «Моделирование молекул алкинов», сравнение, вывод. | |
В) изомерия и номенклатура алкинов | Организует работу учащихся, координирует их работу, консультирует. | Самостоятельная работа в парах. Самопроверка. |
Выполнение дифференцированного задания. | |
4. | Закрепление | Подводит к выводам о строении алкинов. | Закончить начатые фразы. | Эвристическая беседа. |
5. | Проверка уровня обученности за урок | Организация тестовой работы. | Выполнение тестовой работы по вариантам. | Тестирование. |
6. | Подведение итога урока | Подводит итог урока. | Выводы по уроку. | |
7. | Домашнее задание | Комментирует задание. | Записывают в дневники. |
Ключевые компетенции урока «Алкины»
№ | Ключевые образовательные компетенции | Формируемые компетентности на уроке | Задания, формирующие компетентности | Этап урока |
1. | Методологические компетентности (оргдеятельностные) | Осознание цели и учебной деятельности. Формулировка цели урока. Самоанализ и самооценка. |
1. Какие вопросы мы должны будем рассмотреть по данному классу веществ? 2. Сформулируйте цель нашего сегодняшнего урока? |
Целепологание урока. |
2. | Познавательные (когнитивные) компетенции | Понимание или непонимание учащимися заданного вопроса. Самостоятельная работа по заданиям. |
1. Исходя из молекулярной формулы предложите структурную формулу вещества. К какому классу веществ оно относится? 2. Работая в парах ответьте на вопросы (при затруднении смотрите стр. 99-100: Какие соединения называют алкинами? Особенности строения алкинов? Тип гибридизации у простейшего алкина? Угол между гибридными облаками? Расстояние между атомами С≡С? Типы связей в молекулах алкинов? Пространственное строение простейшей молекулы алкинов. Форма молекулы у алкинов. |
Актуализация знаний. Изучение нового материла о строении алкинов. |
3. | Информационные компетентности | Преобразование информации. Делать обобщения. Формулировать аргументированные выводы. |
Определите виды изомерии для алкинов (при затруднении см. стр. 100-101). Запишите все возможные структурные формулы соединений состава С5Н8 и дайте им названия. |
Изучение нового материала о изомерах и номенклатуре алкинов. |
4. | Коммуникативные компетенции | Взаимодействовать с окружающими (работа в группах и парах). Преобразовывать и передавать информацию. |
Лабораторная работа 1 «Моделирование молекул алкинов» Используя молекулярные формулы гомологического ряда алкинов, смоделируйте пространственное строение первых трех соединений. Запишите структурные формулы данных соединений и зарисуйте их пространственное строение. Сравните строение соединений гомологического ряда алкинов. |
Изучение нового материала о строении гомологов ацетилена. |
5. | Креативные (творческие) компетенции | Наличие своего мнения. Раскованность мыслей. |
Часть Д 1. В строении алкинов в отличие от алканов имеется одна тройная связь, состоящая из 1σ-связь и 2 π-связей. Предложите, какими химическими свойствами обладают алкины. 2. В строении ацетилена в отличие от алканов имеется одна тройная связь, состоящая из 1σ-связь и 2 π-связей. Предложите, каким химическим путем можно получить ацетилен. |
Проверка уровня обученности за урок (тестирование, часть Д). |
Ход урока
I. Организационный момент 1 минута.
II. Актуализация знаний
(слайд 1)
? Классы веществ, какой группы органических соединений мы с вами изучаем?
Ответ: углеводороды
Слайд 2.
? Что такое углеводороды?
? Где в природе содержатся углеводороды?
? На какие группы делятся УВ?
? Какие классы углеводородов вы помните?
? Какие классы УВ вы уже изучили?
? В чем особенность строения, изученных классов УВ?
Для определения темы нашего урока решите следующую задачу и ответьте на вопрос:
Слайд 3.
Задача. Установите молекулярную формулу углеводорода, если в его состав входит углерод с массовой долей 92,31 % и водород 7,69 %. Известно, что относительная плотность по водороду данного вещества составляет – 13.
Задание. Исходя из молекулярной формулы предложите структурную формулу вещества. К какому классу веществ оно относится?
Запишите тему урока: «Алкины» (слайды 4-5)
? Какие вопросы мы должны будем рассмотреть по данному классу веществ?
? Сформулируйте цель нашего сегодняшнего урока?
III. Изучение нового материала
1. Строение алкинов (слайд 6).
Работая в парах ответьте на вопросы (при затруднении смотрите стр. 99-100):
? Какие соединения называют алкинами?
? Особенности строения алкинов?
? Тип гибридизации у простейшего алкина?
? Угол между гибридными облаками?
? Расстояние между атомами С≡С?
? Типы связей в молекулах алкинов?
? Пространственное строение простейшей молекулы алкинов.
? Форма молекулы у алкинов.
? По окончании работы самопроверка по ответу учащегося.
Ответ: слайд 7
Ациклические соединения, имеющие в своем строении одну тройную связь.
Наличие тройной связи связи.
sp гибридизация
угол между облаками 180°
Расстояние С≡С составляет 0, 120 нм
Тройная связь и одинарные
σ-связь и 2 π-связи
2. Гомологический ряд алкинов (слайд 8)
Задание. Запишите 5 первых представителей гомологического ряда алкинов и дайте им названия.
Составьте общую формулу алкинов. (если затрудняетесь см. стр. 100)
По окончании работы самопроверка по ответу учащегося. Затем самопроверка по слайду № 8
По инструктивной карточке выполните лабораторную работу 1 «Моделирование молекул алкинов» (приложение 1).
Используя молекулярные формулы гомологического ряда алкинов, смоделируйте пространственное строение простейшего алкина.
Запишите структурные формулы данных соединений и зарисуйте их пространственное строение.
Сравните строение соединений гомологического ряда алкинов.
Сделайте вывод об особенностях строения соединений класса алкинов.
Ответ: слайд 9
3. Изомерия и номенклатура алкинов (слайд 10)
Задание. Определите виды изомерии для алкинов (при затруднении см. стр. 100-101).
Ответ: слайд 11
- Структурная
- Положения кратной связи
- Углеводородного скелета
- Межклассовая
Ответ: слайд 12
Слайд 11.
Запишите все возможные структурные формулы соединений состава С5Н8 и дайте им названия.
По окончании работы самопроверка по ответу учащегося. Ответ: № 13, 14.
Слайд 15.
IV. Первичная проверка.
А сейчас закончите следующие фразы:
- Алкины - это …
- Общая формула алкинов ….
- Простейший алкин …
- Формула простейшего алкина…
- Количество π-связей у алкинов…
- Виды изомерии у алкинов …
- Тип гибридизации у алкинов ….
Слайд 16. Приложение 2
V. Вторичная проверка.
Выполнение тестовой работы на выявление уровня обученности по теме «Алкины». Задания разбиты на три уровня сложности
- Репродуктивный
- Прикладной
- Творческий
I вариант выполняет задания под нечетными номерами
II вариант выполняет задания под четными номерами
Слайд 17.
VI. Домашнее задание.
Стр. 99-101. Найдите информацию о применении алкинов
Слайд 18
Рефлексия.
- Что изучили сегодня на уроке?
- Какие вопросы вызвали затруднения?
- Понравился ли вам урок? Чем?
Приложение 3. Самоанализ урока по теме «Строение алкинов».
Приложение 4. Фотоальбом.