Современный урок по химии "Алкины, их строение и номенклатура"

Разделы: Химия


Образовательные цели: изучить строение, гомологический ряд, изомерию и номенклатуру алкинов на примере ацетилена и его гомологов.

Развивающие цели:

  • создать условия для развития логического мышления через сравнение и установление взаимосвязи строения и свойств веществ с учетом зоны ближайшего развития;
  • формирование умений переносить полученные знания в новую ситуацию.

Воспитательные цели:

  • формирование научного мировоззрения через познаваемость химических явлений;
  • формирование умений осуществлять самоконтроль хода и результатов своего труда;
  • развитие коммуникативности личности.

Тип занятия: изучение нового материала.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах.

Методы:

  • Практический: лабораторная работа.
  • Словесный: эвристическая беседа
  • Наглядный: презентация, таблица.
  • Логический: обобщать, делать вывод.

Основные средства:

  • Учебник Химия 1 класс, автор О.С. Габриеляна;
  • Презентация;
  • Тестовая работа;
  • Инструктивная карточка.

Технология: элементы ИСУД (индивидуальный стиль учебной деятельности).

Оборудование:

  • Слайдовая презентация, компьютер, телевизор;
  • Модель атомов для построения молекул (на группу учащихся 4 человека);
  • Таблица «Виды изомерии алкинов».

Учащиеся должны знать: Строение алкинов, их гомологический ряд, виды изомерии, особенности номенклатуры алкинов.

Уметь:

  • Строить и записывать формулы гомологического ряда алкинов,
  • Давать название алкинам по их структурным формулам,
  • Вести расчеты по химическим формулам.

Этапы урока и деятельность учителя-ученика на уроке

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Методы, формы, приемы
1. Актуализация знаний А) Проводит эвристическую беседу.
Б) организует и координирует работу.
А) участвуют в беседе;
Б) самостоятельно решают расчетную задачу и делают вывод о классе веществ.
А) Словесный: эвристическая беседа;
Б) самостоятельная работа.
Логический: обобщение и вывод.
2. Целепологание урока Подводит учащихся к самостоятельной формулировке цели урока. Самостоятельно формулируют цель урока. Эвристическая беседа
3. Изучение нового материала
А) особенности строения молекулы алкинов
Организует работу учащихся, консультирует. Самостоятельная работа учащихся в парах с использованием источников знаний. Работа по плану, самостоятельная работа, обобщение, беседа.
Б) гомологический ряд алкинов Организует работу учащихся в группах.
Консультирует при необходимости.
Контролирует работу.
Самостоятельная работа и самопроверка.
Работа в группах по моделированию органических веществ.
Самостоятельная работа, л.р. 1 «Моделирование молекул алкинов», сравнение, вывод.
В) изомерия и номенклатура алкинов Организует работу учащихся, координирует их работу, консультирует. Самостоятельная работа в парах.
Самопроверка.
Выполнение дифференцированного задания.
4. Закрепление Подводит к выводам о строении алкинов. Закончить начатые фразы. Эвристическая беседа.
5. Проверка уровня обученности за урок Организация тестовой работы. Выполнение тестовой работы по вариантам. Тестирование.
6. Подведение итога урока Подводит итог урока.   Выводы по уроку.
7. Домашнее задание Комментирует задание. Записывают в дневники.  

Ключевые компетенции урока «Алкины»

Ключевые образовательные компетенции Формируемые компетентности на уроке Задания, формирующие компетентности Этап урока
1. Методологические компетентности (оргдеятельностные) Осознание цели и учебной деятельности.
Формулировка цели урока.
Самоанализ и самооценка.
1. Какие вопросы мы должны будем рассмотреть по данному классу веществ?
2. Сформулируйте цель нашего сегодняшнего урока?
Целепологание урока.
2. Познавательные (когнитивные) компетенции Понимание или непонимание учащимися заданного вопроса.
Самостоятельная работа по заданиям.
1. Исходя из молекулярной формулы предложите структурную формулу вещества. К какому классу веществ оно относится?
2. Работая в парах ответьте на вопросы (при затруднении смотрите стр. 99-100:
Какие соединения называют алкинами?
Особенности строения алкинов?
Тип гибридизации у простейшего алкина?
Угол между гибридными облаками?
Расстояние между атомами С≡С?
Типы связей в молекулах алкинов?
Пространственное строение простейшей молекулы алкинов.
Форма молекулы у алкинов.
Актуализация знаний.




Изучение нового материла о строении алкинов.
3. Информационные компетентности Преобразование информации.
Делать обобщения.
Формулировать аргументированные выводы.
Определите виды изомерии для алкинов (при затруднении см. стр. 100-101).
Запишите все возможные структурные формулы соединений состава С5Н8 и дайте им названия.
Изучение нового материала о изомерах и номенклатуре алкинов.
4. Коммуникативные компетенции Взаимодействовать с окружающими (работа в группах и парах).
Преобразовывать и передавать информацию.
Лабораторная работа 1 «Моделирование молекул алкинов»
Используя молекулярные формулы гомологического ряда алкинов, смоделируйте пространственное строение первых трех соединений.
Запишите структурные формулы данных соединений и зарисуйте их пространственное строение.
Сравните строение соединений гомологического ряда алкинов.
Изучение нового материала о строении гомологов ацетилена.
5. Креативные (творческие) компетенции Наличие своего мнения.
Раскованность мыслей.
Часть Д
1. В строении алкинов в отличие от алканов имеется одна тройная связь, состоящая из 1σ-связь и 2 π-связей. Предложите, какими химическими свойствами обладают алкины.
2. В строении ацетилена в отличие от алканов имеется одна тройная связь, состоящая из 1σ-связь и 2 π-связей. Предложите, каким химическим путем можно получить ацетилен.
Проверка уровня обученности за урок (тестирование, часть Д).

Ход урока

I. Организационный момент 1 минута.

II. Актуализация знаний

(слайд 1)

? Классы веществ, какой группы органических соединений мы с вами изучаем?

Ответ: углеводороды

Слайд 2.

? Что такое углеводороды?

? Где в природе содержатся углеводороды?

? На какие группы делятся УВ?

? Какие классы углеводородов вы помните?

? Какие классы УВ вы уже изучили?

? В чем особенность строения, изученных классов УВ?

Для определения темы нашего урока решите следующую задачу и ответьте на вопрос:

Слайд 3.

Задача. Установите молекулярную формулу углеводорода, если в его состав входит углерод с массовой долей 92,31 % и водород 7,69 %. Известно, что относительная плотность по водороду данного вещества составляет – 13.

Задание. Исходя из молекулярной формулы предложите структурную формулу вещества. К какому классу веществ оно относится?

Запишите тему урока: «Алкины» (слайды 4-5)

? Какие вопросы мы должны будем рассмотреть по данному классу веществ?

? Сформулируйте цель нашего сегодняшнего урока?

III. Изучение нового материала

1. Строение алкинов (слайд 6).

Работая в парах ответьте на вопросы (при затруднении смотрите стр. 99-100):

? Какие соединения называют алкинами?

? Особенности строения алкинов?

? Тип гибридизации у простейшего алкина?

? Угол между гибридными облаками?

? Расстояние между атомами С≡С?

? Типы связей в молекулах алкинов?

? Пространственное строение простейшей молекулы алкинов.

? Форма молекулы у алкинов.

? По окончании работы самопроверка по ответу учащегося.

Ответ: слайд 7

Ациклические соединения, имеющие в своем строении одну тройную связь.

Наличие тройной связи связи.

sp гибридизация

угол между облаками 180°

Расстояние С≡С составляет 0, 120 нм

Тройная связь и одинарные

σ-связь и 2 π-связи

2. Гомологический ряд алкинов (слайд 8)

Задание. Запишите 5 первых представителей гомологического ряда алкинов и дайте им названия.

Составьте общую формулу алкинов. (если затрудняетесь см. стр. 100)

По окончании работы самопроверка по ответу учащегося. Затем самопроверка по слайду № 8

По инструктивной карточке выполните лабораторную работу 1 «Моделирование молекул алкинов» (приложение 1).

Используя молекулярные формулы гомологического ряда алкинов, смоделируйте пространственное строение простейшего алкина.

Запишите структурные формулы данных соединений и зарисуйте их пространственное строение.

Сравните строение соединений гомологического ряда алкинов.

Сделайте вывод об особенностях строения соединений класса алкинов.

Ответ: слайд 9

3. Изомерия и номенклатура алкинов (слайд 10)

Задание. Определите виды изомерии для алкинов (при затруднении см. стр. 100-101).

Ответ: слайд 11

  • Структурная
  • Положения кратной связи
  • Углеводородного скелета
  • Межклассовая

Ответ: слайд 12

Слайд 11.

Запишите все возможные структурные формулы соединений состава С5Н8 и дайте им названия.

По окончании работы самопроверка по ответу учащегося. Ответ: № 13, 14.

Слайд 15.

IV. Первичная проверка.

А сейчас закончите следующие фразы:

  1. Алкины - это …
  2. Общая формула алкинов ….
  3. Простейший алкин …
  4. Формула простейшего алкина…
  5. Количество π-связей у алкинов…
  6. Виды изомерии у алкинов …
  7. Тип гибридизации у алкинов ….

Слайд 16. Приложение 2

V. Вторичная проверка.

Выполнение тестовой работы на выявление уровня обученности по теме «Алкины». Задания разбиты на три уровня сложности

  • Репродуктивный
  • Прикладной
  • Творческий

I вариант выполняет задания под нечетными номерами

II вариант выполняет задания под четными номерами

Слайд 17.

VI. Домашнее задание.

Стр. 99-101. Найдите информацию о применении алкинов

Слайд 18

Рефлексия.

  • Что изучили сегодня на уроке?
  • Какие вопросы вызвали затруднения?
  • Понравился ли вам урок? Чем?

Приложение 3. Самоанализ урока по теме «Строение алкинов».

Приложение 4. Фотоальбом.