Цели:
- Повторить изученное о глаголе;
- расширить сведения о составном сказуемом в сравнении с простым сказуемым;
- на основе наблюдений выяснить и сделать вывод о роли неопределенной формы глагола;
- развивать орфографическую зоркость, речь, мышление.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Вступительная часть
– Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
Наш родной язык – русский. По мнению Михаила Васильевича Ломоносова, нашему языку присущи:
- «великолепие испанского»;
- «живость французского»;
- «крепость немецкого»;
- «нежность итальянского».
Александр Сергеевич Пушкин считал, что «язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими». Знать свой родной язык обязан каждый человек!
Ученик: Мы знаем свой язык с рождения, зачем же нам изучать его?
III. Постановка учебной задачи
Два ученика разыгрывают сценку «поговорили…»
Встретил я как-то одного приятеля. Давно с ним не виделся!
– Как живешь?
– Нормально.
– А с учебой как?
– Нормально.
– Ты, говорят, болел…Теперь-то все в порядке?
– Нормально.
– Хорошо, значит?
– Ну я же говорю – нормально.
– Странно ты говоришь…
– Почему? Нормально.
– Ты считаешь – нормально?
– Нормально.
– Да-а, странно… А ведь когда-то был вполне нормальный человек!
Учитель: Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком, а для этого нужно его изучать!
Ученик:
«Глаголить» – значит говорить.
По-русски говорить умеем,
По-русски пишем без труда.
Мы русским языком владеем!
IV. Повторение изученного
Учитель: Давайте посмотрим, какими знатоками родного языка вы являетесь.
Задание «Исправьте ошибки в письме».
– Ваня жил летом в деревне, а его старшая сестра Маша – в городе. Однажды написал Ваня сестре письмо следующего содержания:
«Здравствуй, Маша!
В деревне очень хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце. Миша меня будет рыбу ловить рано утром.
Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса».
– Послушайте, что ответила ему Маша.
«Ваня, здравствуй!
Посылаю тебе твое письмо обратно. Я подчеркнула слова, которые ввели меня в заблуждение. Прочти его сам повнимательнее и ответь мне на несколько вопросов.
- Как же ты будешь развеваться, ведь ты же не флаг?
- Ты ,наверное, пошутил, когда написал, что заколешься?
- Еще ты пишешь, что собираешься седеть. Разве седые волосы лучше твоих черных?
- Ты писал, что Миша будет ловить рыбу утром, а разве ты с ним не ходил?
- И еще сообщи, какого лиса ты обижал? Разве вы поймали лиса?
Вот видишь, сколько у меня вопросов к тебе. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма, хотя учусь в десятом классе, и русский язык знаю. А вот знаешь ли ты его?»
Учитель: Ваня прочитал письмо сестры, но так ничего и не понял.
Давайте, ребята, поможем Ване разобраться, в чем же его ошибки.
(Учащиеся выписывают слова, в которых допущены ошибки и подбирают проверочные слова)
Учитель: Лишнее слово ?
Ученик: Леса – имя существительное. Остальные слова – глаголы.
Учитель: У каких из этих глаголов можно определить время? Подчеркните эти глаголы. Укажите время. Что еще можно определить у этих глаголов?
Ученик: Лицо, число, род
Закалюсь – 1 лицо, ед. ч.
Будит – 3 лицо, ед. ч.
Обежал – ед. ч., м. р.
Учитель: Что скажете об остальных глаголах? В чем их особенность?
Ученик: Невозможно определить лицо и число, потому что они не имеют времени.
Учитель: Как называется такая форма глагола?
Ученик: Неопределенная форма глагола.
V. Введение в тему. Постановка целей урока
Учитель: Сегодня мы продолжим говорить об особенностях глаголов неопределенной формы, будем распознавать их в предложении. А также на основе наблюдений выясним и сделать вывод о роли неопределенной формы глагола в предложении.
VI. Работа по теме урока
Учитель: Я думаю, из письма Вани вы убедились, что при выборе слов и их написании нужно быть предельно внимательными.
Послушайте, что об этом говорит поэт В. Шефнер.
Поэт В.Шефнер так написал о слове
Ученик 1.
Словом можешь убить, словом можешь спасти.
Словом можешь полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Словом можно в разящий свинец перелить.
Ученик 2.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода, и Честь,
Повторять их не смею на каждом шагу, –
Как знамена в чехле, их в душе берегу.
Учитель: Какие мысли возникли, когда слушали стихотворение? Прочитайте стихотворение еще раз. Выпишите глаголы из этого стихотворения в 2 столбика. По какому признаку их можно распределить?
Ученик: Глаголы неопределенной формы ,и глаголы у которых можно определить грамматические признаки.
Запись в тетрадях: (Выполнение задания с комментированием)
Убить Не смею – 1 лицо, ед.ч., н. в. Спасти Берегу – 1 лицо, ед.ч., н. в. Повести Можешь – 2 лицо, ед.ч., н. в. Продать Предать Купить Перелить Повторять
Учитель: Определите грамматические признаки глаголов 2-го столбика. У глаголов неопределенной формы выделите основу. Какое правило для этого надо вспомнить?
Ученик: Основу инфинитива можно найти, отделив от глагола в неопределенной форме суффикс -ть, -ти.
Учитель: Почему суффиксы неопределенной формы не входят в основу?
Ученик: Они являются формообразующими. Суффикс -л- глаголов прошедшей формы тоже не входит в основу, т.к является формообразующим.
VII. Роль неопределенной формы глагола в предложении
Учитель: Сколько предложений в стихотворении поэта В. Шефнера?
Дай характеристику 2-го предложения.
Ученик: 4 предложения. По цели высказывания – повествовательное. По интонации – невосклицательное. Простое. Распространенное.
Учитель: Спишите это предложение, разберите по членам предложения и частям речи.
(Работа ведется у доски)
Словом можешь полки за собой повести.
Учитель: Что заметили?
Ученик: В этом предложении нет подлежащего. Сказуемое состоит из двух слов.
Учитель: Как называются такие сказуемые?
Ученик: Составные.
Учитель: Чем выражены составные сказуемые?
Ученик: Составное сказуемое выражается двумя словами - глаголами в личной (вспомогательный глагол) и неопределенной форме.
Вывод:
Учитель: Какую роль играет глагол неопределенной формы в предложении?
Ученик: Глаголы неопределенной формы являются частью составного сказуемого .
Учитель: Измените составное сказуемое по лицам и числам в настоящем времени.
VIII. Тренировочные упражнения
1 лицо | 2 лицо | 3 лицо |
Могу повести | Можешь повести | Может повести |
Можем повести | Можете повести | Могут повести |
Учитель: Что заметили?
Ученик: Изменяется только глагол в личной форме.
IX. Итог урока
Учитель: чтобы логически завершить нашу работу, выполните задания теста. (Учащиеся выполняют задания теста)
Хочется закончить урок словами К.Г. Паустовского.
«Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает « до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли».
Гордитесь тем, что вы владеете русским языком, старательно учитесь, добивайтесь высот.
X. Домашнее задание
Подобрать и записать высказывания о значимости слова, о величии и богатстве русского языка. Указать в них глаголы неопределенной формы, если таковые будут.