Урок русского языка по теме "Упражнения в распознавании и правильном употреблении глаголов неопределенной формы"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Повторить изученное о глаголе;
  • расширить сведения о составном сказуемом в сравнении с простым сказуемым;
  • на основе наблюдений выяснить и сделать вывод о роли неопределенной формы глагола;
  • развивать орфографическую зоркость, речь, мышление.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительная часть

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

Наш родной язык – русский. По мнению Михаила Васильевича Ломоносова, нашему языку присущи:

  • «великолепие испанского»;
  • «живость французского»;
  • «крепость немецкого»;
  • «нежность итальянского».

Александр Сергеевич Пушкин считал, что «язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими». Знать свой родной язык обязан каждый человек!

Ученик: Мы знаем свой язык с рождения, зачем же нам изучать его?

III. Постановка учебной задачи

Два ученика разыгрывают сценку «поговорили…»

Встретил я как-то одного приятеля. Давно с ним не виделся!
– Как живешь?
– Нормально.
– А с учебой как?
– Нормально.
– Ты, говорят, болел…Теперь-то все в порядке?
– Нормально.
– Хорошо, значит?
– Ну я же говорю – нормально.
– Странно ты говоришь…
– Почему? Нормально.
– Ты считаешь – нормально?
– Нормально.
– Да-а, странно… А ведь когда-то был вполне нормальный человек!

Учитель: Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком, а для этого нужно его изучать! 

Ученик:

«Глаголить» – значит говорить.
По-русски говорить умеем,
По-русски пишем без труда.
Мы русским языком владеем!

IV. Повторение изученного

Учитель: Давайте посмотрим, какими знатоками родного языка вы являетесь.

Задание «Исправьте ошибки в письме».

Ваня жил летом в деревне, а его старшая сестра Маша – в городе. Однажды написал Ваня сестре письмо следующего содержания:

«Здравствуй, Маша!
В деревне очень хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце. Миша меня будет рыбу ловить рано утром.
Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса».

– Послушайте, что ответила ему Маша.

«Ваня, здравствуй!
Посылаю тебе твое письмо обратно. Я подчеркнула слова, которые ввели меня в заблуждение. Прочти его сам повнимательнее и ответь мне на несколько вопросов.

  • Как же ты будешь развеваться, ведь ты же не флаг?
  • Ты ,наверное, пошутил, когда написал, что заколешься?
  • Еще ты пишешь, что собираешься седеть. Разве седые волосы лучше твоих черных?
  • Ты писал, что Миша будет ловить рыбу утром, а разве ты с ним не ходил?
  • И еще сообщи, какого лиса ты обижал? Разве вы поймали лиса?

Вот видишь, сколько у меня вопросов к тебе. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма, хотя учусь в десятом классе, и русский язык знаю. А вот знаешь ли ты его?»

Учитель: Ваня прочитал письмо сестры, но так ничего и не понял.

Давайте, ребята, поможем Ване разобраться, в чем же его ошибки.

(Учащиеся выписывают слова, в которых допущены ошибки и подбирают проверочные слова)

Учитель: Лишнее слово ?

Ученик: Леса – имя существительное. Остальные слова – глаголы.

Учитель: У каких из этих глаголов можно определить время? Подчеркните эти глаголы. Укажите время. Что еще можно определить у этих глаголов?

Ученик: Лицо, число, род 

Закалюсь 1 лицо, ед. ч.
Будит3 лицо, ед. ч.
Обежалед. ч., м. р. 

Учитель: Что скажете об остальных глаголах? В чем их особенность?

Ученик: Невозможно определить лицо и число, потому что они не имеют времени.

Учитель: Как называется такая форма глагола?

Ученик: Неопределенная форма глагола. 

V. Введение в тему. Постановка целей урока

Учитель: Сегодня мы продолжим говорить об особенностях глаголов неопределенной формы, будем распознавать их в предложении. А также на основе наблюдений выясним и сделать вывод о роли неопределенной формы глагола в предложении.

VI. Работа по теме урока

Учитель: Я думаю, из письма Вани вы убедились, что при выборе слов и их написании нужно быть предельно внимательными.

Послушайте, что об этом говорит поэт В. Шефнер.

Поэт В.Шефнер так написал о слове

Ученик 1.

Словом можешь убить, словом можешь спасти.
Словом можешь полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Словом можно в разящий свинец перелить. 

Ученик 2.

Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода, и Честь,
Повторять их не смею на каждом шагу, –
Как знамена в чехле, их в душе берегу.

Учитель: Какие мысли возникли, когда слушали стихотворение? Прочитайте стихотворение еще раз. Выпишите глаголы из этого стихотворения в 2 столбика. По какому признаку их можно распределить?

Ученик: Глаголы неопределенной формы ,и глаголы у которых можно определить грамматические признаки. 

Запись в тетрадях: (Выполнение задания с комментированием)

Убить           Не смею – 1 лицо, ед.ч., н. в.
Спасти   Берегу – 1 лицо, ед.ч., н. в.
Повести   Можешь – 2 лицо, ед.ч., н. в.
Продать    
Предать    
Купить    
Перелить    
Повторять    

Учитель: Определите грамматические признаки глаголов 2-го столбика. У глаголов неопределенной формы выделите основу. Какое правило для этого надо вспомнить?

Ученик: Основу инфинитива можно найти, отделив от глагола в неопределенной форме суффикс -ть, -ти.

Учитель: Почему суффиксы неопределенной формы не входят в основу?

Ученик: Они являются формообразующими. Суффикс -л- глаголов прошедшей формы тоже не входит в основу, т.к является формообразующим.

VII. Роль неопределенной формы глагола в предложении

Учитель: Сколько предложений в стихотворении поэта В. Шефнера?

Дай характеристику 2-го предложения.

Ученик: 4 предложения. По цели высказывания – повествовательное. По интонации – невосклицательное. Простое. Распространенное.

Учитель: Спишите это предложение, разберите по членам предложения и частям речи.

(Работа ведется у доски)

Словом можешь полки за собой повести.

Учитель: Что заметили?

Ученик: В этом предложении нет подлежащего. Сказуемое состоит из двух слов.

Учитель: Как называются такие сказуемые?

Ученик: Составные.

Учитель: Чем выражены составные сказуемые?

Ученик: Составное сказуемое выражается двумя словами - глаголами в личной (вспомогательный глагол) и неопределенной форме.

Вывод:

Учитель: Какую роль играет глагол неопределенной формы в предложении?

Ученик: Глаголы неопределенной формы являются частью составного сказуемого .

Учитель: Измените составное сказуемое по лицам и числам в настоящем времени.

VIII. Тренировочные упражнения

1 лицо 2 лицо 3 лицо
Могу повести Можешь повести Может повести
Можем повести Можете повести Могут повести

Учитель: Что заметили?

Ученик: Изменяется только глагол в личной форме. 

IX. Итог урока 

Учитель: чтобы логически завершить нашу работу, выполните задания теста. (Учащиеся выполняют задания теста)

Хочется закончить урок словами К.Г. Паустовского.

«Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает « до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли».

Гордитесь тем, что вы владеете русским языком, старательно учитесь, добивайтесь высот.

X. Домашнее задание

Подобрать и записать высказывания о значимости слова, о величии и богатстве русского языка. Указать в них глаголы неопределенной формы, если таковые будут.

Приложение, Презентация.