Цели:
- развивать коммуникативные способности школьников, умение общаться в коллективе;
- воспитывать нравственные ценности;
- развивать творческие способности учащихся;
Оборудование: мультимедийный проектор, магнитофон, мяч, карточки с чертами характера, картинки с героями сказок, цветная бумага, ножницы.
Ход классного часа
1. Организационный момент
Давайте отложим дела на потом,
О дружбе расскажем, о дружбе споём.
Пусть искорка дружбы, что вместе зажжём,
Подарит нам радость,
Согреет теплом.
А сейчас все вместе, дружно исполним песню В. Шаинского «Если с другом вышел в путь»
2. Объявление темы и цели классного часа (слайд 1)
Наш классный час мы посвящаем дружбе. И называется он «Давайте дружить»
А девизом являются слова:
«Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети».
Мы постараемся открыть секреты дружбы и помочь тем ребятам, у которых ещё не очень хорошо получается дружить.
3. Игра «Давайте познакомимся!»
(Игра с мячом (я отправляю вам мяч, а вы называете своё имя и любимое увлечение, возвращаете мяч ко мне)
Вы все такие разные, у вас разные привычки и интересы, но вы должны научиться понимать других , общаться со сверстниками и взрослыми, находить настоящих друзей.
4. Что же такое дружба?
Рассказать о своих друзьях.
(Ответы детей: Когда люди дружат, они хотят быть вместе, они интересуют друг друга, доверяют друг другу)
5. Обратимся к словарю В. Ожегова: (слайд 2)
«Дружба – близкие отношения основанные на взаимном доверии , общности интересов»
6. А вот так девочка объяснила что такое дружба.
Чтение стихотворения «Дружба» по ролям (слайд 3)
Что такое дружба?-
Спросила я у птицы.
Это когда коршун
Летает вместе с синицей. привязанности,
Спросила я у зверя:
Что такое дружба?-
Это когда зайцу
Лисы бояться не нужно.
А после спросила у девочки:
Дружба – что такое?
Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это когда ребята все сразу,
Все вместе играют,
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети.
7. Отрывок из стихотворения Л.Измайлова «Монолог о дружбе».
Что такое дружба, каждый знает? (слайд 4)
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба – это если друг твой болен
И не может в школу приходить, -
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год…
Если друг твой что-то, к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, обидится он вдруг,
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на Земле объединяет
Всех детей – и белых, и цветных
8. Просмотр картинок
Кого можно назвать хорошим другом? (слайд 5)
9. Обсуждение в парах проблемной ситуации
Твой друг получает плохие оценки и родители тебе запрещают с ним дружить.
Как бы поступил настоящий друг? (слайд 6)
10. Какие черты характера ты ценишь больше всего в друзьях? (слайд 7)
смелость | настойчивость |
скромность | решительность |
трудолюбие | неуверенность |
честность | капризность |
трусость | вежливость |
хвастливость | отзывчивость |
лень | грубость |
открытость | общительность |
ответственность | драчливость |
активность | обидчивость |
замкнутость | заносчивость |
безразличие | добросовестность |
правдивость |
Положительные черты характера (слайд 8)
Смелость | настойчивость |
Скромность | решительность |
Трудолюбие | вежливость |
Открытость | отзывчивость |
Ответственность | общительность |
Активность | добросовестность |
Правдивость |
11. Пословицы о дружбе.
О дружбе сочинили много пословиц. Я начинаю пословицу, а вы продолжаете.
- Нет друга - ищи, (а нашёл – береги)
- Не имей сто рублей, (а имей сто друзей)
- Один за всех, (и все за одного)
- Человек без друзей, (что дерево без корней)
- Дружба – как стекло, (разобьётся – не сложишь) (слайд 9)
12. Игра «Найди пару. Кто с кем дружит?»
Назови имена героев, название произведения, автора.
Герои сказок должны найти друг друга. Дети обсуждают в парах, выходят к доске и снимают нужные картинки
- Зелёный крокодил Гена и Чебурашка
- Доверчивый Буратино и Мальвина
- Смешной Мишка Винни-Пух и Пятачок
- Незнайка и Синеглазка
- Кай и Герда
- Малыш и Карлсон (слайд 10)
13. Танец дружбы: «Лавата»
14. Правила дружбы.
Мы с вами обсудили пословицу, разобрали проблемную ситуацию, послушали стихи о дружбе, а теперь попробуйте сформулировать «Правила дружбы», которые помогут вам построить отношения с вашим другом.
Учёные- психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Оказалось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условие жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой и дружеским поведением.
(слайд 11)
- Доверять другу;
- Делиться новостями, успехами или неудачами;
- Уметь хранить чужие тайны;
- Радоваться вместе с другом его успехам;
- Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи;
- Защищать друга
- Всегда выполнять свои обещания;
Если вы будете соблюдать эти законы, будете радоваться успехам других людей, будете не стесняться признавать свои ошибки, то я уверена, что вы найдёте себе настоящего друга и дружбу с ним сохраните не только в школе, но и перенесёте во взрослую жизнь.
15. Игра «Собери букет дружбы»
Ученики вырезают фигурки (Цветок, солнышко, сердечко и т. д.) и прикалывают на панно.
16. Песня В. Шаинского «Ты, да я, да мы с тобой»
17. Рефлексия
Учитель раздаёт детям вырезанные из цветной бумаги сердечки.
Подарите сердечко своему лучшему другу в классе или тому, с кем бы вы хотели подружиться или с кем находитесь в ссоре и хотели бы помириться.
Я надеюсь, что мы с вами зажгли искорку дружбы, и наш класс будет самый дружный.