Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные при изучении темы « Размножение организмов. Размножение растений».
Инструкция
В начале урока учитель объявляет, что сегодня класс - это клуб знатоков «Что? Где? Когда?» и предлагает учащимся разделиться на команды, каждая из которых должна выбрать себе капитана-консультанта.
Команды состоят из пяти человек (как правило, объединяются учащиеся, сидящие на двух соседних партах). Таким образом, в классе образуется 5 команд, которые получают карточку с вопросом познавательного характера.
На обсуждение вопросов дается 5 мин. После этого обсуждение прекращается, капитан каждой из команд зачитывает вопрос и предлагает версию ответа своей команды.
Если другие команды не согласны с ответом, то они предлагают свои версии. Учитель внимательно выслушивает все варианты и в конце дает правильный ответ, комментирует ответы команд, делает обобщение. Так проходит половина обобщающего урока.
Следующие задания имеют практическую направленность.
№ | Ф.И. учащегося | Самооценка | Оценка консультанта | Оценка учителя |
1 |
В конце урока консультант выставляет оценки участникам своей команды в ведомость и сдает ее учителю, который, руководствуясь имеющимися в ней оценками и оценками журнала, полученными каждым учеником по данной теме, выставляет одну общую оценку ученику за эту тему, учитывая при этом активность каждого во время игры.
Ход урока
I. Оргмомент.
П. «Понятийная»
Допишите понятия соответствующие определениям.
Фамилия, имя…………………………..
- Размножение с помощью половых клеток называют……………….
- Размножение с помощью клеток тел называют………………………
- Женские половые клетки называют……………………………………
- Подвижные мужские половые клетки называют…………………….
- Неподвижные мужские половые клетки называют……………………
- Перенос пыльцы с тычинок на пестик называют……………………
- Перенос пыльцы с тычинок одного растения на пестик другого растения называют………………
III. «Знайка»
Групповая игра по проблемным вопросам.
Примерные вопросы для команд:
- Объясните, почему продолжительные дожди и сильные ветры, часто сопровождающие период цветения растений, могут сильно снизить урожай плодов и семян?
- Обильное цветение растений весной не всегда заканчивается хорошим урожаем. Какие причины могут вызвать подобное явление?
- В чем причина не ежегодного плодоношения некоторых сортов яблонь, груш и других плодовых деревьев? Почему плоды, завязавшиеся весной, затем осыпаются?
- Цветки многих растений закрываются во влажную погоду. Какое значение имеет это приспособление для полового размножения цветковых растений?
- Цветки растений ночной красавицы и душистого табака раскрываются с наступлением сумерек и опыляются ночными бабочками. Какие приспособления к такому опылению они имеют?
IV. «Цветочная».
Командам выдаются несколько гербариев растений с разным типом опыления.
Задание: по гербарным образцам определите способ опыления растений. Назовите доказательства.
V. «Плодовая».
Командам выдаются несколько образцов плодов растений разных способов распространения. Желательно использовать натуральные объекты, например плоды рябины, репейника, осота, ранета, клена и т. д.
Задание: по плодам растений определите, каким способом они распространяются. Назовите доказательства.