Урок-обобщение по теме "Размножение растений. Размножение организмов". 5-й класс

Разделы: Биология

Класс: 5


Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся, полу­ченные при изучении темы « Размножение организмов. Размножение растений».

Приложение 1

Инструкция

В начале урока учитель объявляет, что сегодня класс - это клуб знатоков «Что? Где? Когда?» и предлагает учащимся разде­литься на команды, каждая из которых должна выбрать себе капи­тана-консультанта.

Команды состоят из пяти человек (как правило, объеди­няются учащиеся, сидящие на двух соседних партах). Таким обра­зом, в классе образуется 5 команд, которые получают карточку с вопросом познавательного характера.

На обсуждение вопросов дается 5 мин. После этого обсуж­дение прекращается, капитан каждой из команд зачитывает вопрос и предлагает версию ответа своей команды.

Если другие команды не согласны с ответом, то они пред­лагают свои версии. Учитель внимательно выслушивает все варианты и в конце дает правильный ответ, комментирует ответы команд, де­лает обобщение. Так проходит половина обобщающего урока.

Следующие задания имеют практическую направленность.

Ф.И. учащегося Самооценка Оценка консультанта Оценка учителя
1        

В конце урока консультант выставляет оценки участникам своей команды в ведомость и сдает ее учителю, который, руководствуясь имеющимися в ней оценками и оценками журнала, полученными каждым учеником по данной теме, выставляет одну общую оценку ученику за эту тему, учитывая при этом актив­ность каждого во время игры.

Ход урока

I. Оргмомент.

П. «Понятийная»

Допишите понятия соответствующие определениям.

Фамилия, имя…………………………..

  1. Размножение с помощью половых клеток называют……………….
  2. Размножение с помощью клеток тел называют………………………
  3. Женские половые клетки называют……………………………………
  4. Подвижные мужские половые клетки называют…………………….
  5. Неподвижные мужские половые клетки называют……………………
  6. Перенос пыльцы с тычинок на пестик называют……………………
  7. Перенос пыльцы с тычинок одного растения на пестик другого растения называют………………

III. «Знайка»

Групповая игра по проблемным вопросам.

Примерные вопросы для команд:

  1. Объясните, почему продолжительные дожди и сильные вет­ры, часто сопровождающие период цветения растений, могут сильно снизить урожай плодов и семян?
  2. Обильное цветение растений весной не всегда заканчивается хорошим урожаем. Какие причины могут вызвать подобное явление?
  3. В чем причина не ежегодного плодоношения некоторых сортов яблонь, груш и других плодовых деревьев? Почему плоды, за­вязавшиеся весной, затем осыпаются?
  4. Цветки многих растений закрываются во влажную погоду. Какое значение имеет это приспособление для полового размножения цветковых растений?
  5. Цветки растений ночной красавицы и душистого табака рас­крываются с наступлением сумерек и опыляются ночными бабочками. Какие приспособления к такому опылению они имеют?

IV. «Цветочная».

Командам выдаются несколько гербариев растений с разным типом опыления.

Задание: по гербарным образцам определите способ опыления растений. Назовите доказательства.

V. «Плодовая».

Командам выдаются несколько образцов плодов растений разных способов распространения. Желательно использовать натуральные объекты, например плоды рябины, репейника, осота, ранета, клена и т. д.

Задание: по плодам растений определите, каким способом они распространяются. Назовите доказательства.

VI. Подведение итогов урока.

VII. Домашнее задание: § 12.