Цели урока:
- сформировать представление о нефтехимии Башкирии и ее роли в развитии страны и республики,
- профориентационная работа,
- расширение знании, кругозора уч-ся,
- патриотическое воспитание.
Оборудование: карта Башкирии, коллекция «нефть и нефтепродукты», экран для проекций.
Литература: учебник органической химии, авторы Цветков, Артеменко, Нифантьев. Словарь юного химика, книга «Черное золото».
Эпиграф к уроку:
«Нефть не топливо. Топить можно и ассигнациями»
Д.И. Менделеев
Урок проводится учителями химии и географии.
Ход урока
1. Классу объявляется цель урока и задачи учителем химии.
Заранее задается доклад об Кушкульском нефтяном месторождении, и заготавливается тест по проверке домашнего задания.
Урок начинается с проверки домашнего задания, на экране проецируется тест «Черное золото» (на 5-7 минут)
Проверка осуществляется учащимися в паре.
2. Вступительное слово учителя географии:
В РБ 3 тыс. месторождении и проявлении полезных ископаемых. Около 200 нефтяных и газоконденсатных месторожденииб 10 месторождении бурого угля.(Показать по карте крупные месторождения, отметить их на контурных картах)
3. Слово учителя химии.
Башкортостан – один из основных нефтеперерабатывающих районов нашей страны. В 1997 году на его долю приходилось 9,1% общероссийской добычи нефти. На душу населения в РБ добывается 3,4 тонны нефти. В мае 2007 года Республика отмечала 75-летие со дня открытия Ишимбайского месторождения.
4. Слово учителя географии.
На базе нефтедобычи зародилась энергетика, нефтепереработка, нефтехимия, машиностроение. Возникли города Ишимбай, Октябрьск, Туймазы, Нефтекамск, Салават.
5. Слово учителя химии.
В середине 50 годов 20 века РБ обогнала Азербайджанскую ССР и достигла максимального объема 47,8 млн. тонн в год. Сейчас добывается 14 млн тонн. Из недр башкирской земли уже добыто 1,6 млрд. тонн нефти.
6. Слово учителя географии.
Нефтеперерабатывающая промышленность РБ это сложнейшее хозяйство образующее акционерную нефтяную компанию «Башнефтiь»(объяснение схем 1, 2)
7. Слово учителя химии.
Нельзя обойти и загрязнения окружающей среды химической и нефтехимической производством. Возникают проблемы: в год потребляется 0,3 млрд мЗ воды, что ведет к обмелению рек, загрязнению сточных вод, 1мг нефти делает непригодным 100 л. Воды, загрязняется почва нефтью, шламом., загрязняется воздух парами нефти и газами: Н2S, SO, NO, С.Таким образом кроме большой выгоды нефть приносит и загрязнения.
8. Работа учащихся (Задания на 10 минут по заполнению пропущенных слов.)
9. Исследовательская работа:
«Объемы потребления бензинов разных марок по Караидельскому району (по данным Караидельской АЗС)»
Марка бензина | Объемы в месяц | Объемы в год | Цена 1 л |
АИ-95 | |||
АИ-92 |
10. Исследовательская работа:
«Объемы потребления баллонного газа пропана по Караидельскому району в год»
Количество реализованных газовых баллонов в год | Масса 1 шт. | Объем 1 шт. | Потребление в месяц, шт. | Цена 1 шт. |
12000 | 20 кг | 50 л | 1000 | 260 руб. |
11. Слово учителя географии.
В Караидельском районе также есть месторождение нефти (доклад о Кушкульском месторождении) В нашей районной газете были публикации о нефти и нефтяной промышленности в районе и республике (обзор статей)
12. Учитель химии задает творческое домашнее задание – придумать задачу о потреблении бензина одним автомобилем.
13. Комментируются оценки и делается вывод по уроку. Можно привлечь к этому учащихся вопросом: «Что нового узнали они на уроке?»
14. Таким образом, крылатая фраза Д.И. Менделеева: «Нефть не топливо. Можно топить и ассигнациями» нашла свое подтверждение в развитии Башкирии. Нефть является не только источником горючих веществ, но и служит для производства многих органических веществ.