Задачи урока:
- Повторить геометрический материал;
- Закрепить умение сравнивать и устанавливать соответствия между вербальными и схематическими изображениями.
- Познакомить с симметрией.
Оборудование: дидактический материал, раздаточные листы, линейка, циркуль, наглядный материал.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Устный счет.
Прочитать разными способами выражения и найти результат:
3+4; 6-4; 8+1; 9-7; 5+3; 8-6; 6+3; 7-4.
Найти закономерность и продолжить числовые ряды (на магнитной доске)
3, 5, 4, 6, 5, …..
7, 4, 6, 3, 5, …...
3. Логическая минутка:
1 вариант - нарисовать недостающее изображение
2 вариант – игра «Танграмм» (сложить кошку из геометрических фигур).
4. Повторение.
Постановка учебных задач.
- Сегодня на уроке мы будем решать задачи, сравнивать предметы, повторим геометрический материал, будем сравнивать отрезки и научимся откладывать данные отрезки на числовом луче.
Первый ученик у доски будет сравнивать предметы и устанавливать соответствие между высотой деревьев, количеством предметов и схем отрезков, второй – найдет равные геометрические фигуры.
(наглядность: разной величины три дерева, три отрезка, количественные картинки, геометрические фигуры
- Какие способы сравнения вы знаете?
- Визуальный, способ наложения, с помощью мерок или циркуля.
1. Решение задач.
У доски 2 учащихся выполняют задания: составь выражения
и восстанови числа
- Мальвина приготовила вам задачи (наглядность: корзина с грибами, домик с собачками, коробка с мячами).
1 задача: В корзине 4 яблока. Это обозначили цифрой 4 на карточке. Дети нашли еще 2 грибочка. Сколько стало грибов всего?
2 задача: В домике жили 6 собачек. Если 3 собачки уйдут погулять, сколько останется собачек в домике?
3 задача: Всего у Саши 5 мячей. 2 мяча укатилось. Сколько мячей в коробке?.
- Каким способом будем решать?
- Присчитывание и отсчитывание по одному.
2. Геометрический материал
(на доске изображены прямые, кривые замкнутые и незамкнутые, отрезок, лучи).
- Расскажите, что вы видите на рисунках.
- чем отличаются кривые от прямых?
- какие прямые вы знаете?
- сколько прямых можно провести через 2 точки?
- что такое луч?
- какой луч называется числовым?
- когда используется числовой луч?
- что такое отрезок?
- какой общий признак у прямой, луча и отрезка?
- в чем их отличие?
- что такое ломаная линия?
- какие ломаные линии бывают?
5. Систематизация и обобщение знаний:
1. Самостоятельная работа.
- У нас в гостях сказочный герой Буратино. Он не справился с заданием Мальвины и просит у вас помощи. У каждого из вас на столе красочные задания – зеленого цвета для 1 ряда, розового цвета для 2 ряда, желтого цвета для 3 ряда. Помогите ему. (рис. 5)
Проверка заданий.
2. Практическая работа.
На столе у каждого отрезки из цветного картона разного цвета.
1 вариант - постройте из отрезков синего цвета незамкнутую ломаную из 4 звеньев;
2 вариант - из отрезков зеленого цвета – замкнутую ломаную из 5 звеньев.
- Как сравнить длины этих ломаных?
6. Фронтальная работа.
На доске с помощью цветных картонных отрезков построены многоугольники и многогранники. На каждом столе модели геометрических тел.
- Как называются данные фигуры?
- Какие признаки многоугольников вы знаете?
- Как сравнить геометрические фигуры?
- Найдите равные многоугольники.
- Сравните высоту деревьев. Как называется способ сравнения?
- Как называются данные изображения? Назовите каждое и покажите модель.
- Установите соответствие между многоугольниками и многогранниками.
- Почему некоторые линии изображены штриховыми линиями?
7. Элемент новизны. Понятие симметрии.
На магнитной доске наглядность (рис. 6)
- Найдите лишние фигуры и обоснуйте выбор.
Данные фигуры и их отображения называются симметричными.
8. Итог урока:
- Чем мы занимались на уроке?
- Что вам больше всего понравилось?
- Что узнали нового?
- В чем испытывали трудности?