Тип урока: комбинированный, изучение нового материала.
Цели урока:
- познакомить учащихся с географическим положением и природными условиями Древней Индии, показать взаимосвязь природных условий с занятиями жителей страны, помочь сформировать представление о религиозных верованиях индийцев;
- продолжить формирование умения работать с картой;
- развитие творческих способностей учащихся.
Оборудование урока:
- Интерактивная доска SMART Board, мультимедийный проектор, компьютер.
- Учебник Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. – М.: Просвещение, 2008.
План урока:
- Повторение ранее изученного материала.
- Географическое положение, природные условия Древней Индии.
- Занятия населения.
- Религия.
- Закрепление нового материала.
- Домашнее задание.
Ход урока
I. Повторение ранее изученного материала:
на интерактивной доске (страница 1) задание – распределить понятия по странам, которым они принадлежат (иероглифы – Египет; клинопись – Междуречье и т.д.) По очереди ученики выходят к доске и перетаскивают понятия к странам.
Страница 1
Проверку осуществляет последний ученик, он переходит по ссылке «Проверь себя!» на другую страницу (страница 2).
Страница 2
II. Изучение нового материала – географическое положение и природные условия Древней Индии:
На доске тема урока – ученики записывают в тетради дату и тему урока. Учитель просит учеников сформулировать задачи на урок, после обсуждения на доске записываются задачи:
- познакомиться с географическим расположением новой страны;
- познакомиться с ее особенностями, природой и климатом;
- узнать про занятия населения и религиозные верования.
Учитель предлагает посмотреть на карту (страница 3), ученики работают с картой в учебнике (стр. 95).
Страница 3
Учитель спрашивает учеников:
Учитель начинает рассказ о месте расположения Древней Индии на полуострове Индостан. Определяют название морей и океанов, омывающих полуостров. Рассматривают окраску карты, знакомятся с условными обозначениями (учитель на доске выдвигает закладку с пояснениями к карте).
Задание ученикам найти на карте самые высокие горы в мире – Гималаи (термин с пояснением записывается учениками в тетрадь).
Затем учитель убирает на доске шторку, которая скрывает изображение рек Инд и Ганг. Ученики рассматривают иллюстрации и определяют расположение рек на карте, а учитель с их помощью перетаскивает название на карту (свойство – множественное клонирование). Название рек ученики записывают в тетрадь.
Теперь знакомство с растительным и животным миром Древней Индии, на доске ученики рассматривают изображение труднопроходимых зарослей.
Страница 4
Отгадывают название леса – джунгли (учитель выдвигает закладку), ученики записывают новый термин в тетради.
Учитель уменьшает иллюстрацию и спрашивает учеников, а какое художественное произведение описывает жизнь в джунглях, рассказывает о судьбе маленького мальчика, который воспитывался в стае волков (ученики отгадывают название «Маугли»), на странице появляется картинка с изображением Маугли (анимация объекта – появление).
Затем ученикам предлагается вспомнить какие животные обитают в джунглях, зачитывается стихотворение-загадка про животного, ученик отгадывают, после этого учитель нажимает на рамочку и появляется отгадка-иллюстрация.
Учитель спрашивает учеников:
– Какую опасность могли встретить древние индийцы в джунглях?
– Можно выжить в джунглях? Чем питаться?
Ученики отвечают, а учитель обобщает их ответы.
– А как природные условия влияли на занятия населения Древней Индии?
Рассматриваем страницу 5, ирригационная система на полуострове от рек, виды сельскохозяйственных культур, которые были распространены. Вопрос к ученикам:
– Как называется такое занятие?
Страница 5
После ответ учеников «Земледелие», учитель нажимает на прямоугольник (флеш-анимация) и открывается название первого занятия.
На следующей странице определяем животных, которых разводили индийцы, ученики говорят об их пользе для человека.
Страница 6
Открывается название занятия – «Скотоводство».
На доске предметы, которые изготовляли в Древней Индии, рассматриваем предметы и материал, из которого они изготовлены. Ученики отгадывают название занятия.
Страница 7
Открывается название занятия «Ремесло».
Следующая задача урока – познакомиться с религией в Древней Индии. Учитель рассказывает о боге Брахме и предлагает ученикам прочитать в учебнике рассказ о верованиях древних индийцев.
На доске появляется задание для учеников (анимация объекта – появление).
Затем ученикам задаются вопросы::
– Как относились к смерти древние индийцы?
– Во что они верили?
Страница 8
Учитель обобщает их ответы и говорит о том. Что религию в древней Индии называют – брахманизмом.
III. Закрепление нового материала:
на доске задание для учеников выбрать понятия и поместить их в круги, если понятие относится к новой стране «Индии», то понятие нужно помещать в синий круг, если не относится, то в черный круг. Данное задание запрограммировано (флеш-анимация) принимать определенные понятия, поэтому учителю не приходится проверять данное задание, если понятие не подходит, то круг его не принимает и оно возвращается на свое место. Ученики выходят по очереди и выбирают понравившийся им термин, объясняют его и помещают в круг.
Страница 9
IV. Итог урока:
учитель возвращает учеников к задачам на урок (на доске) и комментирует их, что все удалось и есть ли вопросы по новой теме.
V. Рефлексия в конце урока:
На доске незаконченные предложения, ученикам предлагается выбрать понравившуюся фразу и закончить ее.
Страница 10
Заслушиваются несколько ответов, по фразам учителю станет понятно, что заполнилось больше всего, что было интересным и какие знания и умения ученики приобрели на данном уроке.
Ученики записывают домашнее задание, учитель комментирует задания.
Страница 11