Цель: Познакомить учащихся с основными стадиями эволюции человека.
Задачи: Сформировать у учащихся знания об особенностях строения и образа жизни древнейших и древних людей; формировать у учащихся умение сравнивать предков человека между собой и объяснять причины их сходства и различия.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Дополните предложения (Слайд 1).
- Первые млекопитающие появились в ….
- Человек относится к семейству ….
- Одним из предков человека являются …, жившие 20 млн лет назад.
- Наиболее близки к человеку ….
- Древесные человекообразные обезьяны появились … млн лет назад.
3. Объяснение нового материала.
1. Название новой темы (Слайд 2) и цели изучения нового материала (Слайд 3).
2. Оглашение формы работы – заполнение таблицы (Слайд 4).
Таблица «Основные этапы эволюции человека».
Этап эволюции человека | Возраст | Место обитания | Особенностистроения тела и культуры | |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 |
3. Австралопитеки (Слайд 5, картинки, Слайд 6).
- обладали небольшим объёмом головного мозга, около 500–600 см3.
- постоянное прямохождение.
- рост около 1 метра.
- продолжительность жизни едва достигала 20 лет (17-22 лет).
- использование природных предметов для защиты и других целей.
- жили бродячими группами на обширной территории.
- использование огня.
4. Питекантропы (Слайд 7, картинки, Слайд 8).
- объём мозга составлял около 900 – 930 см3.
- рост – 165–170 см.
- длинный и низкий череп с массивным надбровьем.
- покатый лоб.
- плоский нос.
- нижняя челюсть без выступающего подбородка.
- изготовляли простейшие орудия труда.
- были охотниками и собирателям.
- жили небольшими замкнутыми общинами.
5. Неандертальцы (Слайд 9, картинки, Слайд 10).
- объём мозга - от 1200 до 1600 см3.
- рост - 160-163 см у мужчин.
- массивный скелет.
- объемистая грудная клетка.
- массивный череп с развитым надглазным валиком.
- лицо со скошенными скулами и срезанным подбородком.
- изготовление каменных орудий труда.
- обитали в пещерах.
- умели шить одежду.
- изобрели лук.
- зачатки искусства.
6. Кроманьонцы (Слайд 11, картинки, Слайд 12).
- объём мозг до 1800 см3.
- рост до 180-190 см.
- череп имел более высокий и округленный свод.
- выступающий подбородок.
- обработка камня и кости.
- загонная охота.
- жили главным образом в пещерах или строили жилища из камня и землянки.
- появление искусства.
- появление членораздельной речи.
4. Закрепление изученного материала.
Учащимся предложен ряд признаков, напротив которых они должны написать этап. После выполнения работы учащимся предложено сверить свои ответы с правильными (Слайд 13).
Отметьте этапы эволюции человека в соответствии с предложенной характеристикой.
- объём мозга около 900 – 930 см3
- объём мозга от 1200 до 1600 см3
- объёмом мозга около 500–600 см3
- объём мозг до 1800 см3
- использование природных предметов
- изобрели лук
- изготовляли простейшие орудия труда
- появление членораздельной речи
Ответы: 1. Питекантропы; 2; Неандертальцы; 3; Австралопитеки; 4. Кроманьонцы; 5. Австралопитеки; 6. Неандертальцы; 7. Питекантропы; 8. Кроманьонцы.