Урок по математике "Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»" (подготовительная группа)

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Формировать элементарные математические представления.
  • Развивать память, речь, логическое мышления.
  • Воспитывать интерес к математике.
  • Прививать любовь к народному творчеству.

Задачи:

    • Продолжать учить решать примеры с числами первого десятка
    • Закрепить знания об образовании числа 18.
    • Упражнять детей в прямом и обратном счёте.
    • Продолжать учить решать задачи.
    • Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.
    • Формировать навык самооценки.

Занятие ведёт воспитатель.

Алёнушка. Воспитатель накидывает на плечи платок.

Иванушка. Кукла

Ход занятия.

Дети стоят на ковре.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Что мы должны сделать? (Поздороваться)

Давайте поздороваемся.

(Добрый день, гости дорогие).

1. Создание мотивации.

Воспитатель. Я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие в сказку. А чтобы попасть в сказку, мы должны выполнить волшебные действия. Закройте глаза.

3 раза хлопним,
2 раза топним.
Влево, вправо повернись,
В сказке очутись.

(Воспитатель в это время одевает на плечи платок)

Алёнушка. Здравствуйте ребята. Зовут меня Алёнушка. Помогите моему горю. Пропал братец мой, Иванушка. Наказывали мне батюшка с матушкой за братцем приглядеть. Оставила я его одного, а сама заигралась с подружками и совсем забыла про братца. Вернулась, а его нет. Унесли его злые птицы, помощники Бабы Яги.

Ребята, вы узнали в какую сказку попали?

Как же мне братца найти? Кто нам поможет? (Надо спросить у печки, яблоньки, речки)

Пойдёмте, спросим у печки. Как мы должны обратится к печке?

Здравствуй. сударыня - печка, скажи куда гуси полетели? (говорят дети)

Ребята, что надо сделать, чтобы печь нам помогла? Надо печку растопить и пироги испечь.

Чем будем топить печь? (Дровами)

Посмотрите, дрова у нас не простые. А почему? (На них примеры)

2. Решение примеров.

Прочитать и назвать ответ. А вы внимательно слушайте и если нужна помощь, то мы поправим.

(Дети решают примеры и кладут дрова в печь)

Печь растопили, пироги поставили.

Молодцы! Справились, вот и печка нам путь указала. (Идите к яблоньке, она поможет)

А к яблоньке мы пойдём и посчитаем в обратном порядке от 10 до 0 по числовому ряду.

Вот и яблонька. Как мы должны к ней обратится?

Здравствуй, яблонька – матушка, скажи куда гуси лебеди полетели?

Яблонька нам скажет, если мы поможем ей. Посчитаем яблочки.

Сколько яблок на яблоне? (10)

Сколько яблок под яблоней? (8)

Сколько яблок всего? (18)

Как получилось число 18? (10+8=18) (На доске карточка с примером)

Если мы сорвём 2 яблока, сколько яблок останется на дереве? (8)

Сколько станет под деревом? (10)

А сколько яблок выросло на яблоне? (18)(На доске пример 8+10=18)

Если сорвём ещё 2 яблока, сколько яблок останется на дереве? (6)

Сколько станет под деревом? (12)

А сколько яблок всего? (18) (На доске пример 6+12=18)

Если сорвём ещё 2 яблока, сколько яблок останется на дереве? (4)

Сколько яблок станет под деревом? (14)

Сколько яблок всего? (18) (На доске пример 4+14=18)

Ещё 2 яблока? (2)

Под деревом? (16)

Сколько всего? (18) (На доске пример 16+2=18)

Если сорвём последних 2 яблока, то на дереве сколько останется яблок? (0)

Под деревом? (18) (На доске пример 0+18=18)

Дети считают яблоки, складывают в корзину (Хором)

Молодцы! Помогли яблоньке. И яблонька путь нам указала! Посмотрите на яблочке.

Воспитатель читает. Идите к молочной речке – кисельные берега.

Спасибо тебе яблонька!( Поклонится яблоньке)

Вот и речка. Как мы обратимся к речке?

Здравствуй молочная речка – кисельные берега, скажи куда гуси – лебеди полетели?

Давайте сядем на бережок, да отдохнём. Нам речка задачу приготовила. Слушайте внимательно. Задача трудная.

3. Решение задачи.

Шли четыре гусака,
Вдаль глядели свысока.
Сколько шло голов и ног,
Сосчитаешь ли, дружок?

Сколько шло гусей? (4)

Сколько шло голов? (4)

Почему?

Сколько шло ног? (8)

Почему?

Хорошо! Молодцы! Справились с задачей, порадовали речку. И она нам путь указала. Спасибо, тебе речка!

Воспитатель читает. Постройте мост через речку , а там и избушка Бабы Яги.

4. Составление числового ряда от 0 до 9.

А мост у нас не простой, математический. Каждый из вас получит только деталь от моста. Посмотрите внимательно, какая цифра вам нужна. Пройдите аккуратно и найдите её. Вставьте её в свою деталь и соедините их по порядку от 0 до 9. Если будем работать дружно, то мост будет крепким и мы сможем перейти через речку. (Дети «строят мост» и переходят по нему речку)

Вот и избушка Бабы Яги. Ребята она закрыта, нет хозяйки дома. Надо нам Бабу Ягу перехитрить, Иванушку спасти. Давайте попробуем как Баба Яга поколдуем. Повторяйте за мной:

Эники- руку перед собой, (кисть сжимаем, разжимаем)
Беники – руки над головой.
Крабли – руки влево,
Катабри – руки вправо.
Бумс –хлопок в ладоши.

Не открывается избушка, не получилось нам Иванушку спасти, придётся нам задание выполнять.

Пройдём за столы.

5. Ориентировка на листе бумаги. «Дорисуй картинку».

(Напомнить, как правильно сидеть за столом)

Откройте тетрадь, занятие 24, задание 4. Посмотрите внимательно на задание. С права нам нарисовали то, что мы должны будем дорисовать слева. А пока там только одна девочка. Назовите предметы, которые нарисованы у вас справа. (Солнце, облако, скамейка, мяч, шарик). Слушайте задание внимательно, а потом только выполняйте. Если вы будете выполнять, правильно, аккуратно, избушка отдаст нам Иванушку.

Тот, кто справится с заданием раньше других, должен сесть правильно и дождаться остальных. (Во время выполнения воспитатель проверяет выполнения задания).

Нарисуй солнышко в левом верхнем углу.

Нарисуй облако в правом верхнем углу.

Нарисуйте ёлку слева от девочки, а скамейку справа.

Нарисуйте шарик в правой руке девочки.

Нарисуйте мячик под скамейкой.

Где нарисовали солнышко? (В левом верхнем углу)

Где нарисовали ёлку? (Слева от девочки)

Молодцы! Все справились с заданием.

Закончили работу, положили карандаши.

Закрыли тетради.(Убрать рабочее место).

6. Формирование навыка самооценки.

А теперь мы должны оценить свою работу на занятии. Посмотрите, у вас на столах лежат звёзды. Это будут ключи к избушке.

Очень хорошо – красная звезда.

Хорошо, но могли бы лучше – синяя.

Подумайте, как вы работали и покажите: красная звезда – очень хорошо, синяя – хорошо, но могли бы лучше.

Возьмите звезду, какую вы выбрали и пройдём к избушке.

Воспитатель. Избушка, мы выполнили твоё задание, отдай нам Иванушку.

(Открыть избушку)

Вот и Иванушка.

Алёнушка.(воспитатель) Спасибо вам ребята, помогли мне найти братца. Буду теперь матушку с батюшкой слушаться. И вы растите послушными, добрыми, внимательными. Маленьких не обижайте.

Воспитатель. Наше путешествие закончилось. Иванушку мы спасли, пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза. И выполним волшебные действия.

3 раза хлопним,
2 раза топним.
Влево, вправо повернись
Из сказки ты вернись.

(Воспитатель в это время снимает платок и прячет Иванушку)

Дети открывают глаза.

67. Итог занятия.

Вот мы и в детском саду. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что мы делали во время путешествия?

(Дети делятся своими впечатлениями)