Конспект урока по литературе по теме "Психологический отчет одного преступления". 10-й класс

Разделы: Литература

Класс: 10


Цели урока:

  • добиться понимания учащимися замысла Достоевского об истинных мотивах убийства ростовщицы;
  • помочь увидеть композиционное решение замысла писателя;
  • развивать образное и аналитическое мышление;
  • сформировать нравственную оценку античеловеческой теории.

Ход урока.

1. Проверка домашнего задания.

Художественный пересказ страниц, рисующих картину преступления (индивидуальное задание).

2. Работа над новым материалом.

Учитель:

- Соберем все воедино и воссоздадим день вчерашний. С топором, прикрепленным к внутренней стороне старого пальто с помощью петли, Раскольников поднимается по лестнице в квартиру старухи – ростовщицы. «Во что бы то и стало надо решиться…»

- Каковы же мотивы этого чудовищного преступления?

1. Чтение гл.4, ч.V – признание Раскольникова Соне. Сделайте выписку из текста.

(- Ну да чтоб ограбить.

-Ты был голоден?

- Чтобы матери помочь?..

- Я хотел Наполеоном сделаться…

- Хотел убить для себя, для себя одного!

- Мне надо было другое…)

Учитель:

- В критике однозначного подхода к этому вопросу нет. Но нам важно мнение автора романа. Ясно, что Раскольников пошел на преступление не только из-за своих материальных проблем и одержимости «экспериментом» над собственной человеческой природой («Наполеон я или тварь дрожащая?») В тот день, по мнению автора, мотивом преступления была вся окружающая его страшная жизнь, весь расколотый, потерявший нравственные опоры мир. В тот день все сплелось особенно неразрывно в нем и «на нем».

(кадр из фильма «сцена на Сенном рынке»)

Наверное, отсюда и вырывается из уст Раскольникова: «Да неужели ж…» Так, глубоко поняв изнутри отчаяние и отчаянность своего героя, Достоевский – гуманист, мыслитель теперь уже не с ним. Зрение писателя стало беспощадным, как у следователя, когда шаг за шагом описывается весь ход преступления вплоть до момента, когда вернувшаяся внезапно Лизавета каким-то «детским» жестом заслонится от поднятого над ее головой топора… И в этой связи с этим «детским» жестом защищающей себя Лизаветы нам вдруг вспомнится другой «детский» жест: кулачонки мальчика Раскольникова, не прощающего взрослым гибель замученной лошади.

- Что же значит Лизавета в этом преступлении, ребята?

( По детски беззащитная Лизавета –не просто отягчающее обстоятельство преступления запутавшегося Родиона. Это еще и многозначное предупреждение всем, кто забывает в своих мыслях и поступках о судьбах незаметных людей, об их праве на жизнь, уважение,

сочувствие. Это напоминание о том, что человечество не состоит лишь из «Наполеонов» и «тварей дрожащих». В него входят, более того, его составляют в основном тысячи обыкновенных людей, имеющих право на жизнь, достоинство, счастье).

2. Кадры из фильма, встречи – поединки Раскольникова и Порфирия Петровича (ч.III, гл. 5,6; ч.IV, конец гл.1 и гл.2).

3. Эвристическая беседа.

-Так что же заставило Раскольникова поднять топор?

- В чем суть теории героя?

- Прокомментируйте фразу Разумихина: «Ведь это разрешение крови по совести, это…, по-моему, страшнее, чем бы официальное разрешение пролить законное»

- Что, по-вашему, подтолкнуло героя быстрее осуществить задуманное?

4. Проблемная дискуссия: «Раскольников – убийца или спаситель?»

Учитель:

- Достоевский в романе создал жесткий сюжет – испытания. Он судит и разоблачает идею наполеонизма с гуманистической позиции.

«Знаешь, Соня, если бы я зарезал из того, что голоден был, то я бы теперь… счастлив был!» - в этих строках романа чувство вины то побеждает все доводы, то, напротив, лихорадочно сменяется потоком обличения преступности окружающего мира. Как и эпизод первого сна, они относятся к идейным кульминациям романа. Ведь уголовно-авантюрная интрига у Достоевского не самоцель, а лишь средство заострить идеологическое содержание романа. Признание Раскольникова Соне прозвучит далеко не сразу после преступления. Ибо сначала Достоевский – реалист покажет даже не нравственное, а собственно психологическое наказание героя – кошмар преследования наяву и во сне, преследования, начавшегося почти сразу после убийства.

Достоевский впечатляюще показывает, как близок все время Раскольников к краху, начиная с момента, когда он услышал шаги и голос на лестнице и был буквально на расстоянии шага от возможных свидетелей – случайных посетителей процентщицы.

3. Итог урока:

Итак, теория Раскольникова провалилась потому, что у студента не обнаружилось «наполеоновской» неуязвимости перед кровью, пролитой «из принципа». Насилие вдруг обнаружило близость Родиона с самыми ненавистными ему людьми: с насквозь прозаичным, мелочно – расчетливым и полым Лужиным, женихом Дуни, с потерявшим давно все границы добра и зла, психологически разложившимся Свидригайловым.

Об этом наш разговор на следующем уроке.

Анализ работы и выставление отметок.

4. Домашнее задание:

Дома предлагается прочитать 5 и 6 части романа.

Индивидуальные задания:

  1. обобщение о Раскольникове; Белоусов Денис
  2. рассказ о Лужине; Васильченко Елена
  3. рассказ о Лебезятникове; Тепикина Мария
  4. рассказ о Свидригайлове. Калашников Андрей

Всем сделать записи в тетради по вопросами защиты или осуждения идеи и поступков главного героя, другими словами, выделить «наполеоновский» и «мессианский» мотивы преступления Раскольникова.

Презентация.